Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-236/2021 ~ М-199/2021 от 29.03.2021

Производство а-236/2021

Дело (УИД): 28RS0021-01-2021-000364-87

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Сковородино                                                                               16 апреля 2021 г.

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,

при секретаре Бей О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации Сковородинского района к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора,

у с т а н о в и л :

<адрес> обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от исполнительского сбора.

    В обоснование заявленного требования указала, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Федеральной службы судебных приставов УФССП России по <адрес> ОСП по <адрес> вынесено постановление о взыскании с администрации <адрес> исполнительского сбора, в связи с неисполнением должником обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения Рякову ФИО6.

    ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство -ИП, на основании исполнительного листа ФС 027956197 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Сковородинским районным судом по делу об обязании администрации <адрес> предоставить Рякову ФИО7 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям <адрес>.

    ДД.ММ.ГГГГ письмом администрация <адрес> дала ответ о том, что в настоящее время субвенции из областного бюджета для приобретения жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей поступившие в 2017,2018 годах – использованы, для приобретения жилья для детей – сирот, которые стояли в очереди раньше, чем Ряков С.А..

    Однако судебным приставом-исполнителем, без учета указанной невозможности (не зависящей от администрации <адрес>), приобрести жилое помещение, было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

    Статьей 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

    Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

    Обращаясь в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, <адрес> указывает на наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также указывает, что должником были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.

    <адрес> указывалось в ответе судебному приставу-исполнителю, что денежные средства из областного (федерального) бюджета, предоставленные на 2016, 2017, 2018 года – использованы, денежных средств 2021 года хватит на приобретение помещений детям–сиротам ранее стоящим на очереди по вступившим в законную силу решениям суда, в связи, с чем приобрести жилое помещение для ребенка-сироты Рякова С.А. в настоящее время не представляется возможным.

    В 2016 году за 7485000 рублей, полученных из областного (федерального) бюджета, приобретено и предоставлено всего 12 жилых помещений специализированного назначения. В 2017 году за 3439952 рубля полученных из областного (федерального бюджета) приобретено и предоставлено всего 4 жилых помещения специализированного назначения. За 2018 год предоставлено три квартиры, одна из которых приобретена за счет средств областного бюджета, выделенных в 2018 году, две квартиры были приобретены в 2013 году и в 2014 году, впоследствии по решению Сковородинского районного суда, сироты, проживавшие в последних были выселены и квартиры были предоставлены следующим детям-сиротам в порядке очередности по решению суда, не использованные денежные средства были возвращены. В 2019 году бюджету <адрес> были предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2019 год в сумме 6320200,00 рублей, из данных денежных средств было израсходовано 3731723 рубля 18 копеек и приобретено и предоставлено 4 (четыре) жилых помещения, остаток денежных средств был возвращен, в связи с тем, что не было возможности приобрести квартиры согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 157 "Об утверждении нормативов предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным районам или городским округам, на территории которых приобретаются жилые помещения" стоимость квадратного метра при приобретении жилья для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории <адрес> составляет – 41700, 00 рублей.

    В 2020 году бюджету <адрес> были предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2020 год в сумме 6320160,00 рублей, из них приобретено и предоставлено 5 жилых помещения, остаток денежных средств был возвращен по основаниям указанным выше. На 2021 год бюджету предусмотрены денежные средства на приобретение жилья в сумме 136693680 рублей 00 копеек, объявлен аукцион на приобретение квартир.

    В настоящее время (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), на территории <адрес> 70 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых администрация <адрес> обязана по решению (полученному в 2019-2020-2021 гг.) Сковородинского районного суда незамедлительно после вступления решения в силу, обеспечить жилыми помещениями по найму специализированного помещения, еще 5 дел находится на рассмотрении, а также имеются дети-сироты, стоящие в очереди по списку уже более 5 лет. Денежных средств выделенных из областного (федерального) бюджета, на приобретение жилья для детей - сирот на 2018, 2019, 2020 год не хватает, для своевременного обеспечения жильем даже тех детей - сирот у которых имеются решения Сковородинского районного суда и которые, соответственно должны обеспечиваться, вопреки Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в первоочередном порядке.

    Более того, администрация <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ обращалась в <адрес> с просьбой увеличить объем финансирования государственных полномочий по обеспечению дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для приобретения жилых помещений детям-сиротам, на что в их адрес был дан ответ, что выделение бюджетных ассигнований невозможно в виду отсутствия финансовых возможностей. Таким образом, администрацией <адрес> будут предприняты меры для надлежащего исполнения обязательств, при поступлении необходимого объема денежных средств в бюджет района из областного (федерального) бюджета. Обстоятельства, повлекшие невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, отсутствуют.

    На основании изложенного, просят суд освободить администрацию <адрес> от исполнительного сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением начальника отделения – старшим судебным приставом Отдела судебных приставов по Сковородинскому району Боровских Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП.

В судебное заседание представитель административного истца –<адрес>, административные ответчики – судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> и УФССП по <адрес>, заинтересованные лица - Министерство социальной защиты населения <адрес>, Управление образования администрации Сковородинского района, Ряков С.А., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.

Суд в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

<адрес> обратилась с заявлением об освобождении от исполнительского сбора.

Решением Сковородинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить Рякову ФИО9 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта - <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м., в <адрес>.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании исполнительного листа серии ФС 027956197 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Сковородинским районным судом <адрес>, по делу, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обязать администрацию <адрес> предоставить Рякову ФИО8 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта - <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м., в <адрес>, возбуждено исполнительное производство № -ИП в отношении администрации <адрес>. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.

Указанное постановление направлено в адрес <адрес>.

В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Поскольку, администрацией <адрес> не исполнены требования исполнительного документа в установленный срок, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с должника - администрации <адрес> взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, поскольку исполнительный документ должником - администрацией <адрес> в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю, должником не предоставлено.

    В ответе администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на требование судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ следует, что денежные средства из областного (федерального) бюджета, предоставленные на 2017, 2018 года – использованы, денежных средств 2019 года хватит на приобретение помещений детям–сиротам ранее стоящим на очереди по вступившим в законную силу решениям суда, в связи с чем, приобрести жилое помещение для ребенка-сироты Рякова С.А. в настоящее время не представляется возможным.

    На основании п.1 ст.105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

В силу ч.2 ст.112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в п.78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (п.75). По смыслу ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от установленного размера. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Положениями п.1 ст.401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Исполнительский сбор, является мерой принуждения, применяемой в связи с несоблюдением должником установленных законом требований исполнения решения суда в добровольном порядке. По своей сути, это санкция штрафного характера, возлагающая на недобросовестного должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа орган местного самоуправления ссылается на недостаточный объем финансирования для исполнения возложенных на него полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, а также указывает, что все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства должником были приняты.

В судебном заседании установлено, что администрацией <адрес> приняты необходимые и возможные меры для исполнения требований исполнительного документа и ее вина в несвоевременном их исполнении не установлена. Денежные средства из областного (федерального) бюджета, предоставленные на 2018, 2019, 2020 года - использованы на приобретение помещений детям-сиротам, ранее стоящим на очереди по вступившим в законную силу решениям суда, в связи с чем, приобрести жилое помещение для ребенка-сироты Рякова С.А. в настоящее время не представляется возможным.

В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно статьям 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч.6 ст.19 названного Закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Из приведенных положений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При указанных обстоятельствах, связанных с приобретением жилого помещения для Рякова С.А. в порядке исполнения решения и в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», порядок, установленный этим Законом и не зависящий от воли <адрес>, а также отсутствие необходимого объема финансирования не предусматривали возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.

Таким образом, суд полагает, что <адрес> предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – <адрес> от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-220 КАС РФ суд,

р е ш и л :

Административное исковое заявление Администрации Сковородинского района к Отделу судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить Администрацию Сковородинского района от исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного по постановлению начальника отделения – старшего судебного пристава по Сковородинскому району Н.А.Боровских от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

    Председательствующий                                      Е.Ю.Сушко

2а-236/2021 ~ М-199/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Сковородинского района
Ответчики
Отдел судебных приставов по Сковородинскому району
Управление Федеральной Службы судебных приставов России по Амурской области
Другие
Управление образования администрации Сковородинского района
Министерство финансов Амурской области
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Ряков Олег Алексеевич
Суд
Сковородинский районный суд Амурской области
Судья
Сушко Елена Юрьевна
Дело на странице суда
skovorodinskiy--amr.sudrf.ru
29.03.2021Регистрация административного искового заявления
29.03.2021Передача материалов судье
31.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2021Подготовка дела (собеседование)
08.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2021Судебное заседание
16.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее