Дело № 2а-855/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 августа 2022 года Чертановский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Трушечкиной Е.А., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Нагатинского межрайонного прокурора адрес о признании информации, распространяемой на Интернет-сайте https://s.spravki77-v-msk.club, запрещенной к распространению в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Нагатинский межрайонный прокурор адрес обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на странице по сетевому адресу: https://s.spravki77-v-msk.club, запрещенной к распространению на адрес, мотивируя требование тем, что Нагатинской межрайонной прокуратурой адрес в помещении Нагатинской межрайонной прокуратуры адрес, расположенной по адресу: адрес, осуществлен мониторинг страниц сайтов в сети «Интернет» на предмет выявления информации о продаже поддельных документов, в ходе которого выявлен сайт, находящийся в открытом доступе в сети Интернет https://s.spravki77-v-msk.club, размещена информация об оказываемых возмездных услугах по оформлению медицинских справок для предоставления в различные организации, в том числе в подразделения ГИБДД в целях получения или замены водительского удостоверения без посещения медицинской организации и прохождения установленной законом процедуры медицинского освидетельствования. Приобретение указанных медицинских справок осуществляется в кратчайшие сроки посредством курьерской доставки и не требует личного присутствия клиентов при их оформлении. Вход на указанный сайт свободный, ознакомиться с содержанием может любой пользователь. Данный Интернет-ресурс доступен для неограниченного круга лиц. В ходе проверки установить владельца сайта https://s.spravki77-v-msk.club не представилось возможным.
Представитель административного истца Нагатинского межрайонного прокурора адрес - помощник Чертановского межрайонного прокурора адрес фио в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств не представил.
При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2006г. N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон) законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.
Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Судом установлено, что в ходе проведенного мониторинга интернет-сайта установлено, что на интернет-странице по адресу: https://s.spravki77-v-msk.club размещена информация об оказываемых возмездных услугах по оформлению медицинских справок для предоставления в подразделения ГИБДД справок из диспансеров для предоставления в подразделения ГИБДД в целях получения или замены водительского удостоверения без посещения медицинской организации и прохождения установленной законом процедуры медицинского освидетельствования.
Приобретение указанных медицинских справок осуществляется в кратчайшие сроки посредством курьерской доставки и не требует личного присутствия клиентов при их оформлении.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием информации, указанной на сайте, может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование, распространение информации отсутствуют, информация распространяется бесплатно, срок пользования ресурсом не ограничен.
Статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств, обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом удостоверения после истечения срока лишения права транспортными средствами в случае, если прохождение медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закона № 323-ФЗ).
В силу п. 10 ст. 2 Закона № 323-ФЗ медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В силу ст. 5 и абз. 1 и 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 323-ФЗ мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем, в том числе соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации и оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Достоверные сведения о наличии у Медицинского центра «Мир» лицензии на осуществление медицинской деятельности на сайте https://s.spravki77-v-msk.club отсутствуют, как и информация о юридическом лице, осуществляющим деятельность под указанным наименованием.
Согласно ч. 7 ст. 84 Закона № 323-ФЗ порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 30 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.
Пунктом 10 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.09.2020 № 972н, установлено, что справки выдаются на основании записей в медицинской документации пациента, внесенных лечащим врачом, другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента, или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при организации оказания первичной медико-санитарной помощи, либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
Согласно ч. 2 ст. 98 Закона № 323-ФЗ медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Таким образом, действующим законодательством прямо установлена обязательность проведения медицинских осмотров врачей при получении любого типа медицинских справок.
Распространение медицинских справок без медицинского освидетельствования лиц и посещения врачей создает социальную нестабильность общества и угрозу причинения вреда жизни и здоровью, достоинству личности, личной неприкосновенности неопределенного круга лиц.
Фактически при использовании информации, размещенной на странице сайта https://s.spravki77-v-msk.club, неопределенный круг лиц имеет возможность вопреки установленной законом процедуре приобретать медицинские документы государственного образца, создавая в обществе предпосылки для совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 159, 327 УК РФ, а также административных правонарушений.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний. Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно
телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ установлено, что запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149- ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации.
В силу ч.1 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Положениями пункта 2.1 части 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрено, что порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Названными Правилами определен порядок создания, формирования и ведения указанного реестра, а также основания для включения в единый реестр сайтов в сети Интернет.
Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
В ходе проверки установить владельца сайта https://s.spravki77-v-msk.club, не представилось возможным.
Размещенная на страницах указанного сайта информация направлена на неограниченный круг лиц в обход установленным в Российской Федерации требованиям.
Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц заключается в том, что доступ к информации, размещенной на Интернет - сайте https://s.spravki77-v-msk.club и ее использование может повлечь моральный и материальный ущерб.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных требований действующего законодательства и защиты интересов неопределенного круга лиц доступ к сайту https://s.spravki77-v-msk.club, следует ограничить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░ https://s.spravki77-v-msk.club, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: