Дело № 2-1-553/2016 года
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Сидоренковой Н.А.,
при секретаре Панышевой Ю.А.,
с участием заместителя прокурора Жуковского района Калужской области Тукарева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жуков в зале суда
24 мая 2016 года
гражданское дело по иску заместителя прокурора Жуковского района Калужской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Агеевой М. С. о понуждении к предоставлению информации в орган службы занятости населения,
У С Т А Н О В И Л :
05 апреля 2016 года заместитель прокурора Жуковского района Калужской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Агеевой Марине Сергеевне о понуждении к предоставлению информации в орган службы занятости населения, указав в обоснование иска следующее.
Прокуратурой Жуковского района Калужской области проведена проверка исполнения требований Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в деятельности индивидуального предпринимателя Агеевой М.С., осуществляющей предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли в торговом помещении, расположенном по адресу: Калужская область, г. Жуков, ул. Ленина, д.22, в ходе которой установлено, что ответчик не предоставляла сведения о наличии вакантных рабочих мест в Государственное казенное учреждение Калужской области «Центр занятости населения Жуковского района». Бездействие ответчика является нарушением требований части 3 статьи 25 названного закона, создает препятствия для гарантированного государством трудоустройства, нарушает трудовые права действующих и потенциальных работников. Просит обязать индивидуального предпринимателя Агееву М.С. ежемесячно предоставлять в Государственное казенное учреждение Калужской области «Центр занятости населения Жуковского района» информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
В судебном заседании заместитель прокурора Жуковского района Калужской области Тукарев В.В. заявленные исковые требования поддержал, суду дал объяснения аналогичные изложенным в заявлении.
Ответчик индивидуальный предприниматель Агеева М.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Сведениями, что неявка ответчика имела место по уважительной причине, суд не располагает. С заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие ответчик не обращалась. Истец не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения Калужской области «Центр занятости населения Жуковского района» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражает.
Заслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Из статьи 2 данного закона следует, что занятыми считаются, в том числе граждане, работающие по трудовому договору, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 5 указанного закона государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения.
В силу части 1 статьи 7.1 названного закона к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
Гражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости (часть 1 статьи 12 закона).
Для выполнения целей, поставленных перед государственной службой занятости населения, создана информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России». Согласно части 4 статьи 16.2 закона указанная система обеспечивает сбор, хранение и обработку информации о возможностях трудоустройства, о работодателях, испытывающих потребность в работниках, об имеющихся свободных рабочих местах и вакантных должностях, о гражданах, ищущих работу, и иной информации, порядок утверждения которой установлен настоящей статьей; идентификацию участников системы, прошедших авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации; предоставление информации, содержащейся в системе, в электронной форме; мониторинг и анализ информации, содержащейся в системе; представление работодателями в органы службы занятости информации о наличии или об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей; размещение работодателями информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей; размещение гражданами, ищущими работу, информации об уровне квалификации, о стаже работы и иной информации, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации; возможность ее модернизации и развития.
В соответствии с частью 2 статьи 15 указанного закона деятельность государственной службы занятости населения направлена на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организацию мероприятий активной политики занятости населения; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
В соответствии с частью 3 статьи 25 названного закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Из совокупности вышеприведенных норм закона следует, что предоставление работодателями в установленный срок в органы государственной службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) связано с осуществлением органами государственной службы занятости населения деятельности, направленной на создание устойчивой системы эффективного трудоустройства граждан, достижение оптимальной занятости населения. Данные функции осуществляются на основании сведений о потребности в работниках, предоставляемых работодателями. При отсутствии в отчетном периоде вакантных рабочих мест работодатель должен уведомить об этом орган государственной службы занятости населения, что будет способствовать анализу ситуации на рынке труда. Обязанность ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) возложена на всех работодателей без исключения. Ввиду отсутствия данной информации служба занятости населения не имеет возможности проконтролировать наличие вакансий у работодателей, что приводит к невозможности надлежащего исполнения службой функций, возложенных федеральным законодательством.
Как следует из сообщения Государственного казенного учреждения Калужской области «Центр занятости населения Жуковского района» от 19 февраля 2016 года № 350 ответчик информацию о наличии вакантных рабочих мест в центр занятости не предоставляет.
Доказательств, указывающих и подтверждающих предоставление органу службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), ответчиком суду не представлено.
Оценив собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает необходимым обязать ответчика ежемесячно предоставлять в Государственное казенное учреждение Калужской области «Центр занятости населения Жуковского района» информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход муниципального района «Жуковский район» в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-244, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать индивидуального предпринимателя Агееву Марину Сергеевну ежемесячно предоставлять в Государственное казенное учреждение Калужской области «Центр занятости населения Жуковского района» информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
Взыскать с индивидуального предпринимателя Агеевой Марины Сергеевны государственную пошлину в доход муниципального района «Жуковский район» в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший решение, заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения им копии решения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда через Жуковский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.
Судья Н.А. Сидоренкова