Дело № 2-4244/16
№ 13а-2860/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 08 ноября 2019 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при помощнике судьи Щепетовой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об уменьшении исполнительского сбора по исполнительному производству № 26752/17/41017-ИП
УСТАНОВИЛ:
администрация Петропавловск-Камчатского городского округа обратилась в суд с заявлением об уменьшении исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению от 02 февраля 2018 года по исполнительному производству № 26752/17/41017-ИП, возбужденному 20 сентября 2017 года. Требования мотивированы тем, что решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 21 апреля 2016 года по делу № 2-4244/16 удовлетворены требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности организовать выполнение работ по установке дублирующего дорожного знака 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью с двух сторон на регулируемом пешеходном переходе км 2+163 (ООТ "Садовая" на ул. Океанская), нерегулируемом пешеходном переходе км 0+21 (напротив д. 68 по ул. Ленинградская) с одной стороны по направлению ул. Ленинградская, на нерегулируемом пешеходном переходе км 0+184 (ООТ "Богородское озеро" Петропавловское шоссе) с одной стороны в направлении улица Океанская. Возможность по включению в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа на 2018 год расходов по обеспечению выполнения работ по установке дублирующего дорожного знака 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью с двух сторон на регулируемом пешеходном переходе км 2+163 (ОТТ "Садовая" ул. Океанская) в г. Петропавловске-Камчатском отсутствовала в виду недостаточности бюджетных денежных средств, что подтверждается обращениями администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Губернатору Камчатского края и отраслевые органы исполнительной власти Камчатского края, при этом администрацией в 2017 году приняты меры для исполнения решения суда, решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 29 ноября 2017 года № 13-н утверждены расходная часть бюджета, в которой запланированы расходы в статье "Дорожное хозяйство" (дорожные фонды) в размере 1183795313,98 рублей и ведомственная структура расходов бюджета городского округа на 2018 год в размере 12731555,43 рублей. При планировании и реализации мероприятий муниципальной программы "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства …"утв. постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31 октября 2013 года № 3183 в перечень мероприятий подпрограммы "Организация и безопасность дорожного движения" на 2018 год вошли мероприятия по содержанию технических средств регулирования дорожного движения. Согласно плану закупок, товаров и услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд на 2018 финансовый год и на плановый период 2019 и 2010 год, утвержденным Муниципальным заказчиком МКУ "Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа" вошли работы по реализации мероприятия "Модернизация и содержание инфраструктуры уличной дорожной сети Петропавловск-Камчатского городского округа".
Заявитель и заинтересованные лица извещены о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, представителя для участия в судебном заседании не направили.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства № 26752/17/41017-ИП, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 21 апреля 2016 года по делу № 2-4244/2016 на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность в срок до 01 сентября 2017 года организовать выполнение работ по установке дублирующего дорожного знака 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью с двух сторон на регулируемом пешеходном переходе км 2+163 (ООТ "Садовая" на ул. Океанская), нерегулируемом пешеходном переходе км 0+21 (напротив д. 68 по ул. Ленинградская) с одной стороны по направлению ул. Ленинградская, на нерегулируемом пешеходном переходе км 0+184 (ООТ "Богородское озеро" Петропавловское шоссе) с одной стороны в направлении улица Океанская, решение суда вступило в законную силу 04 августа 2016 года.
Постановлением от 20 сентября 2017 года возбуждено исполнительное производство № 26752/17/41017-ИП.
Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Поскольку в установленный для добровольного исполнения срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, не были исполнены, судебный пристав-исполнитель Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю Жданова Т.Р. 02 февраля 2018 года вынесла постановление о взыскании с администрации Петропавловск-Камчатского городского округа исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Судебным приставом-исполнителем Ждановой Т.Р. в адрес администрации Петропавловск-Камчатского городского округа 02 февраля 2018 года, 14 февраля 2018 года, 28 февраля 2018 года, 17 мая 2018 года, 27 августа 2019 года, выносились требования о необходимости исполнить требования исполнительного документа, представить сведения об исполнении решения суда.
Определением суда от 05 апреля 2018 года администрации отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
В связи с невозможностью исполнения решений суда о возложении на администрацию Петропавловск-Камчатском городского округа обязанности, в виду недостаточности объема бюджетных ассигнований для исполнения судебных актов, администрация Петропавловка-Камчатского городского округа обращалась к министру ЖКХ и энергетики Камчатского края Тихоновичу В.В. 06 декабря 2017 года о выделении дополнительных ассигнований на 2018 год.
Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 31. октября 2018 года № 112-нд "О бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов", утверждена расходная часть бюджета, в которой согласно статье "Дорожное хозяйство (дорожные фонды) запланированы расходы в размере 245 015 373 рублей 09 копеек.
Глава Петропавловск-Камчатского городского округа Иваненко В.Ю. обращался к Губернатору Камчатского края Илюхину В.И. 02 августа 2018 года, 14 января 2019 года об оказании финансовой помощи по исполнению решений суда в сфере деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Петропавловск-Камчатского городского округа, в связи с существенным дефицитом бюджета.
Как установлено из представленных доказательств, решение суда частично исполнено администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа.
Согласно акту обследования МКУ "Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа от 12 марта 2019 года над проезжей частью участка автомобильной дороги по ул. Петропавловское шоссе км 0+184 установлен дорожный знак 5.19.1, участок автомобильной дороги обустроен и обеспечивает эксплуатационное состояние в соответствии нормативными требованиями.
Согласно акту обследования МКУ "Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа от 06 июля 2019 года над проезжей частью участка автомобильной дороги по ул. Ленинградская 0+21 установлен дорожный знак 5.19.1, участок автомобильной дороги обустроен и обеспечивает эксплуатационное состояние в соответствии нормативными требованиями.
К актам приложены фотографии выполненных работ.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с ч. 1 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации).
Довод администрации о том, что ею как должником в рамках исполнительного производства № 26752/17/41017-ИП предприняты все меры к исполнению решения суда, является обоснованным и нашел свое подтверждение в рамках рассматриваемого заявления, решение суда на момент рассмотрения заявления частично исполнено.
В части доводов о недостаточности бюджетных средств заявителем представлена переписка-обращения главы Петропавловск-Камчатского городского округа к Губернатору Камчатского края Илюхину В.И., в Министерство финансов Камчатского края.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть.
Руководствуясь ст.ст. 198-199, 358, 363 КАС РФ суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением от 02 февраля 2018 года судебного пристава-исполнителя межрайонного ОСП по ИП УФССП России по Камчатскому краю Ждановой Т.Р. по исполнительному производству 26752/17/41017-ИП до 37500 рублей.
Определение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение 15 дней.
Судья