Судья: Ильин С.М. Дело № 33-11099/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Мариуца О.Г.
судей Аверченко Д. Г., Ситниковой М.И.
при секретаре Мадьярове Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 25 апреля 2016 года апелляционную жалобу Ворониной Ю.В. на решение Воскресенского городского суда Московской области от 01 февраля 2016 года по гражданскому делу по иску Ворониной Ю.В. к Муниципальному учреждению «Администрация Воскресенского муниципального района Московской области», Министерству имущественных отношений Московской области о признании отказа органа местного самоуправления в предоставлении в аренду земельного участка незаконным, обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка,
заслушав доклад судьи Аверченко Д.Г., объяснения Ворониной Ю.В., ее представителей Попова А.В., Храбровой Т.О.,
УСТАНОВИЛА:
Воронина Ю.В. обратилась в суд с заявлением к Муниципальному учреждению «Администрация Воскресенского муниципального района Московской области», Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконными отказа межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 16, 20 июля 2015 года № 27 в согласовании проекта договора аренды земельного участка, общей площадью 1000 кв. м по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым № <данные изъяты>, а также отказа администрации Воскресенского муниципального района Московской области в предоставлении в аренду указанного земельного участка и обязании администрации Воскресенского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в аренду истице указанного земельного участка.
В обоснование исковых требований указала, что на основании протокола межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 16,20 июля 2015 года № 27, принято решение об отказе в согласовании проекта договора аренды в связи с тем, что нарушена процедура опубликования извещения, а именно не указано место и сроки подачи заявлений. Считает данный отказ незаконным, создающим препятствия к осуществлению права на заключение договора аренды оспариваемого земельного участка и нарушающим п.4 ст. 34 ЗК РФ, п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ. Указывала, что процедура опубликования нарушена не была и ответчик после опубликования был обязан заключить с истицей договор аренды не позднее 05.01.2015 года.
Воронина Ю.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель МУ «Администрация Воскресенского муниципального района Московской области» требования не признал в связи с тем, что была нарушена процедура опубликования сведений о предоставлении земельного участка в аренду.
Решением Воскресенского городского суда Московской области от 01 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласился истец и просил решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав явившихся лиц, проверив представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При вынесении решения, судом установлено, что Воронина Ю.В. обратилась в администрацию п. Хорлово Воскресенского района с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка.
24.12.2013 года Администрация городского поселения Хорлово ходатайствовала перед администрацией Воскресенского муниципального района о предоставлении истице земельного участка.
На заявление истицы администрация Воскресенского муниципального района 07.02.2014 г. ответила, что данный участок возможно предоставить, но после результатов публикации.
07.07.2014 года администрация Воскресенского муниципального района Постановлением № 1601 от 07.07.2014 г. утвердила схему расположения земельного участка площадью 1000 кв.м., по адресу: Московская область
Воскресенский район, п.Хорлово, ул.Садовая, уч.53, имеющего кадастровый номер <данные изъяты>.
Истицей были заказаны и оплачены межевые работы по установлению границ земельного участка, участок был поставлен на кадастровый учет.
В письме Администрации Воскресенского района Московской области от 12.03.2015 г. № 944, указано, что в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений от 25.11.2014 г. № <данные изъяты> принять решение о предоставлении ей участка в аренду возможно только после заключения Министерства имущественных отношений.
Согласно письма № <данные изъяты> от 05.08.2015 г., на основании протокола межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 16,20 июля 2015 года № 27, принято решение об отказе в согласовании проекта договора аренды в связи с тем, что нарушена процедура опубликования извещения, а именно не указано место и сроки подачи заявлений.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ (действовавшей на момент спорных правоотношений) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Статьей 34 ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 171-ФЗ от 23 июня 2014 года установлено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
В силу положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) органы местного самоуправления вправе решать вопросы относительно использования находящихся в их ведении земель.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Частью 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданами в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В силу п.3 ст.31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данной нормы оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе и возможных претендентов на земельный участок.
Таким образом, опубликование сообщения о передаваемом земельном участке в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой, орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Передача земельных участков без информирования населения через средства массовой информации, и как следствие, невыявление иных претендентов и рассмотрения их заявок противоречит земельному законодательству.
В соответствии с п.4 ст.30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) информирование органами местного самоуправления о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка имеет целью получение наибольшего числа заявок и проведения торгов с участием всех желающих приобрести его лиц, то есть оно должно одновременно обеспечивать возможность участия в торгах всем желающим и максимально выгодные условия заключения договора собственнику.
По смыслу пп.1 п.4 ст.30 ЗК РФ в объявлении должна содержаться не информация о намерениях администрации предоставить участок, а предложение приобрести земельный участок и обратиться с соответствующим заявлением по определенному адресу.
Судом установлено, что в газете «Наше слово» 18 марта 2014года было опубликовано сообщение органа местного самоуправления о намерении предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства ориентировочной площадью 1000 кв. м по адресу: <данные изъяты>. Также указано, что мотивированные возражения заинтересованных лиц принимаются в течение месяца по указанному в объявлении адресу (л.д. 12).
При этом содержащаяся в газетной публикации информация не может рассматриваться, как ориентированное на неопределенный круг лиц предложение о приобретении свободного земельного участка в аренду.
Указанная публикация не свидетельствует о соблюдении органом местного самоуправления требований о надлежащем информировании о предстоящем предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку публикация в газете не содержала сведений о принятии решения о проведении торгов (конкурса, аукциона) или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с ч.3 ст.2 Закона Московской области от 24.07.2014г. «О наделении органов местного самоуправления полномочиями Московской области», вступившего в законную силу 01 января 2015 года, принятие решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2014 г. № 1154/51 в пп.2 п.3 определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что содержащаяся в газете «Наше слово» публикация о намерении предоставить земельный участок в аренду не может быть воспринята как ориентированное на неопределенный круг лиц предложение о приобретении свободного земельного участка в аренду, что противоречит положениям ст. 30 ЗК РФ (действовавшей на момент спорных правоотношений), пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом, судебная коллегия отмечает, что указанные отказы в предоставлении земельного участка направлены на соблюдение прав иных лиц, претендующих на предоставление земельного участка в аренду. Указанные отказы ответчиков, не препятствуют повторному обращению Ворониной Ю.В. с требованиями предоставить земельный участок в аренду.
Доводы жалобы о соответствии объявления о предоставлении земельного участка в аренду, действующим на момент публикации требованиям, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они подробно мотивированы, следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воскресенского городского суда Московской области от 01 февраля 2016года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи