Дело № 2–1653/2020
УИД 59RS0011-01-2020-003358-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 23 июля 2020 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Петровой Е.А.
при секретаре Шнейдер О.А.,
с участием прокурора Подкиной Е.С.,
представителя ответчика администрации г. Березники – Ворошковой С.А., действующей на основании доверенности от .....,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники Пермского края гражданское дело по иску прокурора г. Березники в защиту интересов Бадретдинова М.З. к администрации г. Березники, Министерству социального развития Пермского края о предоставлении единовременной выплаты,
у с т а н о в и л:
прокурор г. Березники в защиту интересов Бадретдинова М.З. обратился в суд с иском к администрации г. Березники, Министерству социального развития Пермского края о предоставлении единовременной выплаты. Исковые требования обосновываются тем, что Р.Р. - представитель по доверенности Бадретдинова М.З. 25.05.2020 обратился в прокуратуру ..... с заявлением о защите жилищных прав Бадретдинова М.З. как участника Великой Отечественной войны. Прокуратурой ..... в ходе проверки установлено, что ..... Бадретдинов М.З. обращался в администрацию ..... с вопросом о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Администрацией ..... отказано в постановке Бадретдинова М.З. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что ..... Бадретдинов М.З. продал дом по адресу: ..... своему зятю Р.Р., с регистрационного учета не снялся, проживает в данном доме. Администрацией сделан вывод о том, что сделка купли-продажи дома является фиктивной и была совершена намеренно для получения права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Бадретдинов М.З. является участником Великой Отечественной войны, ..... ему выдано удостоверение ветерана, участника Великой Отечественной войны, имеет первую группу инвалидности. Бадретдинов М.З. проживает по адресу: ....., жилой дом принадлежит на праве собственности зятю Р.Р. Просит признать за Бадретдиновым М.З. право на получение меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилья; обязать администрацию ..... поставить Бадретдинова М.З. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; обязать Министерство социального развития ..... предоставить Бадретдинову М.З. безвозмездно единовременную денежную выплату на приобретение жилья.
Прокурор Подкина Е.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила привести решение суда к немедленному исполнению на основании ст. 212 ГПК РФ.
Истец Бадретдинов М.З. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации г. Березники – Ворошкова С.А. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась. В письменном отзыве на иск указала, что Бадретдинов М.З. обращался в администрацию ..... с вопросом постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в мае 2017 года и в мае 2018 года. Письмом № от ..... Бадретдинову М.З. предложено представить заявление и документы для рассмотрения вопроса по существу. ..... Бадретдинов М.З. обратился в администрацию ..... с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, приложил документы. ..... письмом № администрации ..... заявителю было отказано в приеме на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Отказ обжалован не был. С 2018 года по 2020 год Бадретдинов М.З. в администрацию ..... с вопросом постановки на учет в качестве нуждающегося не обращался. Полагает, что права Бадретдинова М.З. администрацией города не нарушались. Указывает, что Бадретдинов С.З. не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Согласно выписке из ЕГРН от ..... истец прописан и проживает (приобрел право бессрочного пользования) в индивидуальном жилом ..... в ...... Площадь дома – ..... кв.м., зарегистрировано 2 чел., ..... кв.м., что более учетной нормы необходимой для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением Березниковской городской Думы от ..... № установлена норма для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – 10 кв.м. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края – Иванова Е.В., действующая на основании доверенности от ....., в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указала, что обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, происходит за счет средств федерального бюджета. Министерство не уполномочено на предоставление социальной поддержки в форме субсидии.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд пришел к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40).
Статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определяет категории граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета наделены следующие категории ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий:
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
-члены семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны;
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» вне зависимости от того, состояли они на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или нет.
Исчерпывающий перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 ЖК РФ.
К числу указанных оснований относятся: отсутствие у гражданина и членов его семьи какого-либо жилья по договору социального найма или в собственности; обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, отсутствие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно пп.3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В силу ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 данного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 данной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (п.2).
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу (абз.1,2 пп.2 п.3).
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 данной статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п.3.1).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п.6).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п.11).
Таким образом, и Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», и положения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» право на получение указанных мер социальной поддержки связывают не только с наличием статуса участника Великой Отечественной войны, но и с его нуждаемостью в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 № 21-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Порядок определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны.
Согласно п. 1.2 Порядка по письменным заявлениям указанных в настоящем пункте граждан обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья - 36 квадратных метров, а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации
Установлено, что Бадретдинов М.З. имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны (л.д. 12).
На основании договора купли-продажи от ..... Бадретдинов М.З. являлся собственником жилого дома и земельного участка по адресу: ..... (л.д. 32-33).
Из материалов дела следует, что в 2009 году Бадретдинов М.З. обратился в администрацию ..... по вопросу предоставления ему жилой площади как ветерану Великой Отечественной войны.
Письмом от ..... № администрация ..... отказала Бадретдинову М.З. в предоставлении жилого помещения, указав, что в соответствии с Указом Президента РФ от ..... № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» жилой площадью должны быть обеспечены ветераны Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, вставшие на учет до ...... Бадретдинов М.З. в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении, не состоит, поэтому не может быть обеспечен жилой площадью (л.д. 17).
..... Бадретдиновым М.З. произведено отчуждение индивидуального жилого дома и земельного участка, находящихся по адресу: ....., на основании сделки купли-продажи, заключенной между ним (Бадретдиновым М.З.) и Р.Р. (л.д. 46-48).
..... Бадретдинов М.З. обратился в администрацию ..... с заявлением о предоставлении жилого помещения (л.д. 19).
Письмом № от ..... администрация указала Бадретдинову М.З. на необходимость предоставления дополнительных документов (л.д. 20).
..... Бадретдинов М.З. обратился в администрацию ..... с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием жилого помещения в собственности (л.д. 21-22).
Письмами от ..... №, от ..... № в заявлении Бадретдинова М.З. об улучшении жилищных условий отказано. В качестве основания для отказа администрацией ..... указано на фиктивность сделки купли-продажи дома по адресу: ..... (л.д. 25-26).
Согласно сведениям Управления Росреестра по ..... от ..... объекты недвижимого имущества на праве собственности Бадретдинову М.З. не принадлежат. В отношении индивидуального жилого дома с кадастровым номером № земельного участка с кадастровым номером № находящихся по адресу: ..... запись о регистрации права собственности Бадретдинова М.З. погашена ..... в связи с переходом права (л.д. 29).
Ссылка администрации г. Березники на ст. 53 ЖК РФ, в соответствии с которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, является несостоятельной.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19.04.2007 № 258-О-О, ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Суд учитывает, что на момент продажи дома (.....) Бадртединову М.З., ..... года рождения, исполнилось ..... лет. Его преклонный возраст свидетельствует о нуждаемости в посторонней помощи, уходе и невозможности самостоятельно поддерживать жилье в надлежащем состоянии.
При таких обстоятельствах отчуждение указанного домовладения не может быть расценено как намеренное ухудшение жилищных условий с целью получения государственной поддержки для улучшения жилищных условий.
Бесспорных доказательств обратному в материалах дела не имеется.
Кроме того, из материалов дела следует, что сделка купли-продажи дома и земельного участка была совершена Бадретдиновым М.З. ....., в администрацию ..... с заявлением об улучшении жилищных условий истец обратился по истечении 5 лет после заключения договора.
Доводы администрации ..... о том, что площадь ....., в котором проживает Бадретдинов М.З., составляет 107,8 кв.м., соответственно на двух зарегистрированных человек приходится ..... кв.м., что более учетной нормы необходимой для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, являются необоснованными на основании следующего.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (части 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решением Березниковской городской Думы от ..... № установлена норма для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – 10 кв.м.
Согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Проанализировав обстоятельства дела, показания свидетеля Р.Р., суд приходит к выводу о том, что Бадретдинов М.З. членом семьи Р.Р. не является, совместное хозяйство они не ведут, общего бюджета не имеют. Показаниями свидетеля Р.Р. подтверждается, что Бадретдинов М.З. вынужден проживать вместе с ним, так как не имеет другого жилья, а также, поскольку по состоянию здоровья Бадретдинов М.З. нуждается в постоянном уходе.
При указанных обстоятельствах, при расчете обеспеченности жилым помещением Бадретдинова М.З. оснований для учета жилого помещения, находящегося по адресу: ....., не имеется.
Учитывая статус Бадретдинова М.З. – участник Великой Отечественной войны, - тот факт, что он находится в преклонном возрасте (95 лет), не имеет благоустроенного жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма, не является членом семьи собственника жилого помещения, правовых оснований для отказа в принятии его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, у органа местного самоуправления не имелось.
Таким образом, на администрацию ..... должна быть возложена обязанность о постановке Бадретдинова М.З. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Согласно ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В силу п. 5.1 Постановления Правительства Пермского края от 02.03.2007 № 21-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» финансирование расходов, связанных с обеспечением граждан жильем, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614 «Об утверждении правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год в виде субвенций.
На Министерство социального развития Пермского края должна быть возложена обязанность предоставить Бадретдинову М.З. безвозмездно за счет средств федерального бюджета единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 № 21-П «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
На основании изложенного, исковые требования прокурора г. Березники в защиту интересов Бадретдинова М.З. подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Оснований для применения ст. 212 ГПК РФ об обращении решения суда к немедленному исполнению не имеется, поскольку Бадретдинов М.З. в настоящее время проживает в ....., где имеет постоянную регистрацию, особые обстоятельства, свидетельствующие о том, что замедление исполнения судебного постановления может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным, отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
признать за Бадретдиновым М.З. право на получение меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета в виде единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Обязать администрацию ..... края поставить Бадретдинова М.З. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обязать Министерство социального развития ..... предоставить Бадретдинову М.З. безвозмездно за счет средств федерального бюджета единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья в порядке, предусмотренном постановлением ..... от ..... №-П «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (28.07.2020).
Судья (подпись) Е.А. Петрова
Копия верна. Судья