дело № 2-5080/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2014 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,
с участием прокурора Шлычковой М.Д.,
при секретаре судебного заседания Дацик Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 10 Илюшкиной Аллы Борисовны о признании незаконным и отмене Решения Территориальной избирательной комиссии Щелковского района от 06 августа 2014 года № 195/3 «О регистрации Сорокина Александра Александровича кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 10»,
УСТАНОВИЛ:
Илюшкина А.Б. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене Решения Территориальной избирательной комиссии Щелковского района от 06 августа 2014 года № 195/3 «О регистрации Сорокина Александра Александровича кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 10».
В обоснование требований указала, что 06 августа 2014 года Сорокин А.А. Решением Территориальной избирательной комиссии Щёлковского района Московской области был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Свердловский Щёлковского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 10.
Илюшкина А.Б. является зарегистрированным кандидатом по тому же одномандатному избирательному округу на основании решения Территориальной избирательной комиссии Щёлковского района от 28 июля 2014 года №186/23.
Считает решение Территориальной избирательной комиссии Щёлковского района от 06 августа 2014 года № 195/3 о регистрации Сорокина А.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Свердловский Щёлковского муниципального района Московской области не основанным на законе и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Во-первых, в подписных листах, представленных Сорокиным А.А. в избирательную комиссию для регистрации, в сведениях о проживании кандидата отсутствует наименование района, в котором он проживает – «Щёлковский район».
Это обстоятельство должно было стать основанием для признания избирательной комиссией всех подписей, представленных Сорокиным А.А. для регистрации, недействительными в соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ.
Кроме того, в нарушение требований, установленных приложением 8 к Федеральному закону №67-ФЗ, кандидат указал место своего проживания с точностью до дома, тем самым нарушив форму подписного листа.
Во-вторых, в нарушение требований, установленных пунктом 16 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ, кандидат не представил в избирательную комиссию вместе с подписными листами протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде.
Все выше перечисленные обстоятельства должны были стать основанием для отказа в регистрации Сорокина Александра Александровича кандидатом в депутаты в соответствии с подпунктами д), в) пункта 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Просит признать незаконным и отменить Решение Территориальной избирательной комиссии Щёлковского района от 06 августа 2014 года №195/3 «О регистрации Сорокина Александра Александровича кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Свердловский Щёлковского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 10».
В судебное заседание заявитель Илюшкина А.Б. не явилась, извещена, ее представитель Липатов К.В., действующий на основании доверенности (в деле), заявленные требования поддержал, просил удовлетворить, представил в материалы дела письменные пояснения, согласно которым требования к оформлению и заполнению подписных листов указаны в приложении 8 к Федеральному закону №67-ФЗ. Законодательно закреплено, что в графе о месте проживания кандидата должны быть указаны наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата.
В случае, если населенный пункт, в котором проживает кандидат, входит в состав района, то при оформлении подписных листов необходимо указать, в том числе, и район, чего Сорокиным А.А. сделано не было.
В соответствии с Законом Московской области от 31.01.2013 № 11/2013-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Московской области» город Щёлково входит в состав Щёлковского района Московской области. Следовательно, согласно требованиям пункта 5 статьи 2 Федерального закона №67-ФЗ, в подписных листах в графе о месте проживания кандидата необходимо было указать «Московская область, Щёлковский район, город Щёлково».
Несоблюдение указанных требований в силу положений подпункта «и» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, пункта 9 части 14 статьи 30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ должно было повлечь признание всех подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, недействительными.
Также кандидат не представил в избирательную комиссию вместе с подписными листами протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде, что должно было стать основанием для отказа в регистрации в соответствии с подпунктом в) пункта 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Регистрация кандидатов должна производиться только в том случае, когда документы, представленные кандидатом для выдвижения и регистрации, соответствуют требованиям закона. В ином случае это приведет к нарушению принципа равенства кандидатов.
В судебном заседании председатель Территориальной избирательной комиссии Щелковского района Малинин А.Е., действующий на основании решения Избирательной комиссии Московской области от 31 августа 2012 года №75/1008-5 (л.д.30), против удовлетворения заявленных требований не возражал в части, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д.17-19), согласно которым Сорокин А.А., помимо прочих документов, представил в ТИК CD-диск в бумажном конверте, содержащий финансовый отчёт в электронном виде. При приеме документов содержимое диска не проверялось. Однако впоследствии было установлено, что CD-диск, помимо финансового отчёта, также содержит и протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде (отсканированный вариант).
Таким образом, письменное подтверждение от 30.07.204 о получении ТИК документов от кандидата Сорокина А.А. содержит неполную информацию о содержимом CD-диска. Другими словами, Сорокин А.А. выполнил все требования закона о предоставлении документов для регистрации, предусмотренные ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем у ТИК не было законных оснований для отказа в его регистрации.
Что касается оформления подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Сорокина А.А., в них действительно отсутствуют сведения о районе Московской области в адресе места жительства кандидата Сорокина А.А., хотя их указание является обязательным согласно требованиям законодательства. Таким образом, произошло нарушение формы подписного листа, что, согласно п.п. и) пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона (аналогичная норма Закона Московской области – п.9 части 14 статьи 30), влечёт признание всех подписей избирателей недействительными.
Как пояснил представитель ТИК в предыдущем судебном заседании, в случае своевременного обнаружения данного нарушения в регистрации кандидата вероятнее всего было бы отказано (л.д.32-34).
Заинтересованное лицо Сорокин А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в предыдущем судебном заседании пояснил, что полное наименование места его жительства с указанием района указано в удостоверительной подписи внизу подписного листа, в связи с чем оснований для отмены решения ТИК не имеется.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, с учетом заключения помощника Щелковского городского прокурора Шлычковой М.Д., полагавшей, что заявление Илюшкиной А.Б. подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Частью 3 ст. 259 ГПК РФ предусмотрено, что с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
Согласно пункту 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 г., основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
а.1) при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - непредставление сведений о представленных кандидатом кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации;
а.2) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона;
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;
г) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;
г.1) если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом;
д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата;
д.1) недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
е) сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона;
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
к) установленным решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;
л) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
м) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов;
н) утратил силу. - Федеральный закон от 09.02.2009 N 3-ФЗ;
о) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
Аналогичные требования содержатся в п. 24 ст. 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» № 46/2013-ОЗ от 04.06.2013 г.
Согласно части 5 статьи 29 Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-ОЗ подписные листы изготавливаются по форме, установленной Федеральным законом.
В соответствии с п.8 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального изготавливаются и оформляются по форме, установленной приложением 8 к указанному Федеральному закону.
Несоблюдение указанных требований в силу положений подпункта «и» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, пункта 9 части 14 статьи 30 Закона Московской области №46/2013-ОЗ влечет признание всех подписей избирателей содержащихся в подписных листах недействительными.
Приложением 8 Федерального закона №67-ФЗ установлена форма подписного листа, где в графе о месте проживания кандидата должны быть указаны: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата.
Как следует из материалов дела, 29 июля 2014 года Сорокин А.А. подал в ТИК Щелковского района заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу №10 (л.д.25).
Помимо прочих документов, им были представлены подписные листы в поддержку кандидата (л.д.22).
По результатам итогового протокола от 05 августа 2014 года проверки подписных листов с подписями избирателей из представленных 12 подписей избирателей действительными были признаны 11 подписей, которых достаточно для регистрации кандидата в депутаты (л.д.21).
Решением ТИК Щелковского района №195/3 от 06 августа 2014 года Сорокин А.А. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района по одномандатному избирательному округу №10 (л.д.9).
Из представленных Сорокиным А.А. в ТИК подписных листов усматривается, что местом жительства кандидата указано: Московская область, г.Щелково, ул.Сиреневая, д.6/1, кв.21. Наименование района, в котором он проживает – «Щёлковский район» - отсутствует.
Понятие адреса места жительства применительно к отношениям, регулируемым избирательным правом, определено в пунктом 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ.
Под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В случае, если населенный пункт, в котором проживает кандидат, входит в состав района, то при оформлении подписных листов необходимо указать, в том числе, и район.
В соответствии с Законом Московской области от 31.01.2013 № 11/2013-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Московской области», город Щёлково входит в состав Щёлковского района Московской области.
Таким образом, в подписных листах в графе о месте проживания кандидата необходимо было указать «Московская область, Щёлковский район, город Щёлково».
Несоблюдение данного требования закона является основанием для признания всех подписей избирателей, представленных Сорокиным А.А., недействительными и, следовательно, основанием для отказа в регистрации кандидата.
Рассматривая доводы заявителя о том, что Сорокиным А.А. не был представлен протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде в соответствии с п.16 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ, суд приходит к выводу, что данное замечание не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Как следует из пояснений представителя ТИК Щелковского района, протокол об итогах сбора подписей был представлен Сорокиным А.А. на CD-диске в машиночитаемом виде, хотя в подтверждении получения документов от кандидата данный факт не отражен (л.д.22).
Оснований не доверять показаниям представителя ТИК у суда не имеется, достаточных доказательств отсутствия на диске данного документа заявителем не представлено.
В п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 №5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Принимая во внимание установленный в ходе судебного разбирательства факт нарушения Сорокиным А.А. требований, предусмотренных п.8 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для регистрации Сорокина А.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района.
При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 259 - 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить Решение Территориальной избирательной комиссии Щелковского района от 06 августа 2014 года № 195/3 «О регистрации Сорокина Александра Александровича кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 10».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом данного решения.
Судья Кудрякова Ю.С.