Гр. дело № 33-5627/2022
Судья Попов Б.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 марта 2022 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Лобовой Л.В.
и судей Заскалько О.В., Климовой С.В.,
при секретаре Джемгирове М.Э.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Гагарина В.В. на решение Черемушинского районного суда г. Москвы от 09 сентября 2021 года (номер дела в суде первой инстанции № 2-3504/2021), которым постановлено:
Взыскать с Гагарина В.В. в пользу Управления социальной защиты населения ЮЗАО города Москвы в лице отдела социальной защиты населения района Теплый стан ЮЗАО города Москвы денежные средства в размере 249 383 руб. 06 коп.
Установила:
УСЗН ЮЗАО г. Москвы обратилось в суд с иском к ответчику Гагарину В.В. о взыскании переплаты региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.03.2018 года по 31.12.2019 года в размере 249 383,06 руб.
В обоснование требований истец указывает, что Гагарину В.В. с 21.09.2011 года в целях социальной поддержки, за счет средств городского бюджета Москвы, была назначена и выплачивалась региональная социальная доплата (РСД) к пенсии, как неработающему пенсионеру. Гагариным В.В. собственноручно подписано обязательство о своевременном сообщении в ОСЗН сведений о поступлении на работу и получении документа о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а в случае невыполнения указанных обязательств и получением в связи с этим излишних сумм региональной социальной доплаты, обязанность их возместить. В целях проверки правомерности начисления РСД Гагарину В.В., Отделом социальной защиты населения 22.04.2020 были запрошены сведения о факте осуществления трудовой деятельности, и установлено, что Гагарин В.В. работал с 01.03.2018 года по 31.12.2019 года в ООО «Белый ветер» и в СНТ «Звезда» с 13.03.2013 года по настоящее время. Гагарин В.В. числился неработающим и получал РСД к пенсии с 17.11.2009 года. В связи с непредоставлением сведений о факте работы, образовалась переплата.
27.05.2020 года ОСЗН района Теплый Стан по факту выявленной переплаты принято решение № 1489 о приостановлении выплат, которое было направлено в адрес Гагарина В.В. Вопрос о добровольном возмещении переполученных денежных средств остался не урегулирован.
В судебное заседание стороны не явились, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, представитель истца просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик.
Представитель истца в заседание судебной коллегии не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствии стороны истца.
Ответчик в судебное заседание судебной коллегии не явился по вторичному вызову, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 ГПК РФ, на ведение дела через представителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика по доверенности Жундрикова С.Н., проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 «О судебном решении» от 19.12.2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющим требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно п. 6 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является отсутствие в деле протокола судебного заседания.
В силу ст. 229 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации протокол судебного заседания или совершенного вне судебного заседания отдельного процессуального действия должен отражать все существенные сведения о разбирательстве дела или совершении отдельного процессуального действия.
В протоколе судебного заседания указываются: наименование суда, рассматривающего дело, состав суда и секретарь судебного заседания.
Из материалов дела следует, что решение суда постановлено 09 сентября 2021 года.
Вместе с тем, имеющийся в деле протокол судебного заседания, в котором судом принято решение, от 06 сентября 2021 года.
В соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Определением от 17 февраля 2022 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает решение по настоящему делу постановленным с нарушением норм процессуального права, что является безусловным основанием к его отмене.
Судебная коллегия, рассматривая дело по правилам суда первой инстанции, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относит к неработающим пенсионерам пенсионеров, не осуществляющих работу и (или) деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст.7 названного закона, застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
В силу п. 10 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года № 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке:
а) на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;
б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы);
в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 года № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии») право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии.
При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Статьей 1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из материалов дела следует, что 07.12.2011 года Гагарин В.В. обратился в Управление социальной защиты населения района Теплый Стан с заявлением о назначении ему региональной социальной доплаты к пенсии, как неработающему пенсионеру, предоставив дубликат трудовой книжки с записью об увольнении 31.08.2011 года.
Гагариным В.В. был заполнен и подписан бланк заявления о назначении региональной социальной доплаты к пенсии, в тексте которого указано, что заявителю разъяснен порядок выплаты доплаты и то, что обо всех обстоятельствах, влекущих изменение размера доплаты или прекращение её выплаты, заявитель обязан сообщить в течение 10 дней, а в случае неисполнения указанных обязательств и получения в связи с этим излишних сумм обязуется их возместить.
Также 07.12.2011 года Гагариным В.В. была получена и подписана памятка пенсионеру-получателю региональной социальной доплаты к пенсии, зарегистрированному по месту жительства в г.Москве. В данной памятке изложены обстоятельства, влекущие прекращение выплаты РСД, в т ом числе поступление пенсионера на оплачиваемую работу (оформление трудового договора), либо заключение пенсионером гражданско-правового, авторского или лицензионного договора договора.
На основании заявления Гагарина В.В. с 21.09.2011 года, в соответствии с Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП, ему была назначена и выплачивалась региональной социальной доплаты (РСД) к пенсии, как неработающему пенсионеру.
20.04.2020 года в ОСЗН района Теплый Стан поступила информация о произведенном Гагарину В.В. с 01.05.2020 года перерасчете РСД к пенсии, в связи с перерасчетом страховой пенсии по старости.
С 01.06.2020 года выплата РСД к пенсии была приостановлена для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты (п.35 Порядка).
Согласно, информационных выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) Гагарин В.В. с 12.07.2010 года является генеральным директором ООО «Белый ветер», с 19.03.2013 года председателем СНТ «Звезда».
Согласно сведений о трудовой деятельности, предоставляемых из информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ, полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия у Гагарина В.В. имеются сведения о трудовой деятельности в ООО «Белый ветер» с 01.03.2018 года по 31.12.2019 года и в СНТ «Звезда» с 19.03.2013 года по настоящее время.
Согласно сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-ИЛС), а также сведений о факте осуществления трудовой деятельности (Пенсионный фонд РФ), полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия, у Гагарина В.В. имеются периоды работы в ООО «Белый ветер» и СНТ «Звезда» с 01.03.2018 года по 31.12.2019 года, за который работодатель уплачивал страховые взносы.
Установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь указанными нормами права, учитывая, что основания для принятия истцом решения №1489/20 от 27.05.2020 года об образовавшейся переплате РСД за период с 01.03.2018 года по 31.12.2019 года в сумме 249 383,06 руб. имелись, ответчик, являясь получателем ежемесячной выплаты, не исполнил установленную обязанность по сообщению в УСЗН сведений о наличии условий для прекращения такой выплаты, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании излишне полученной суммы региональной социальной доплаты к пенсии с Гагарина В.В. в размере 249 383,06 руб. При этом судебная коллегия исходит из того, что при рассмотрении дела установлено безосновательное получение ответчиком сумм региональной социальной доплаты в данный период, так как он осуществлял трудовую деятельность, что в силу п. «г» п. 33 Постановления Правительства г. Москвы от 17 ноября 2009 года № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» является основанием для приостановления выплаты социальной доплаты.
Учитывая то, что в нарушении пункта 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, ответчик не проинформировал УСЗН ЮЗАО г. Москвы об обстоятельствах своего трудоустройства в ООО «Белый ветер» и СНТ «Звезда», судебная коллегия пришла к выводу о безосновательном получении региональной социальной доплаты ответчиком. При этом судебная коллегия учитывает, что произведенный истцом расчет суммы задолженности в полной мере отвечает требованиям закона, фактическим обстоятельствам дела и ничем не опровергнут.
Оснований для применения положений статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная коллегия не усматривает, поскольку обязанность сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение или приостановление выплату региональной социальной доплаты к пенсии, в нарушение взятых на себя обязательств, оформленных письменным заявлением при подаче заявления на РСД, ответчиком не исполнена.
Вопреки доводам ответчика Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП и Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ не указывают на получение дохода как на обязательное условие для признания пенсионера работающим. В то же время вышеуказанные нормативные правовые акты к неработающим пенсионерам, имеющим право на получение РСД, относят пенсионеров, не осуществляющих работу и (или) иную деятельность.
Ссылка представителя ответчика на то, что в настоящее время в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-ИЛС) Гагарина В.В. за периоды с 01.03.2018 года по 31.12.2019 года отсутствуют страховые взносы, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку указанные сведения сформированы по состоянию на 01.10.2021 года. Иных доказательств, отсутствия трудовой деятельности за спорный период не представлено; полученные истцом сведения о трудовой деятельности истца, послужившие основанием для принятия решения №1489/20 от 27.05.2020 года об образовавшейся переплате РСД, ответчиком не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 249 383 ░░░. 06 ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
7