Дело № 2а-103/2021
УИД10RS0012-01-2021-000132-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2021 года город Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.,
при секретаре Чикулаевой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чернякова А.М., Черняковой Н.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав, установлении обязанности осуществить государственную регистрацию перехода права собственности
УСТАНОВИЛ:
Черняков А.М. и Чернякова Н.А. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия указав, что 15.05.2017 между Черняковыми был заключен договор купли-продажи нежилого помещения <адрес>, общей площадью 3110,3 кв.м кадастровый номер №, по которому 29.12.2017 был зарегистрирован переход права собственности от Чернякова А.М. к Черняковой Н.А.
После регистрации перехода права собственности на объект недвижимости, в связи с тем, что до и после подписания договора оплата стоимости объекта недвижимого имущества в размере 20 000 000 рублей произведена не была, 30.11.2020 Черняков А.М. и Чернякова Н.А. заключили соглашение о расторжении договора купли-продажи нежилого помещения от 15.05.2017. По передаточному акту Черняковой Н.А. был передан спорный объект Чернякову А.М.
03.12.2020 указанное соглашение было подано на государственную регистрацию перехода права собственности права в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК.
15.12.2020 государственная регистрация была приостановлена до 15.03.2021 на основании п.п.5, 7 части 1 статьи 26 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Административные истцы полагают, что оснований для приостановления государственной регистрации не имелось, соглашение о расторжении договора купли-продажи является гражданско-правовой сделкой и является основанием для регистрации перехода права. У административного ответчика отсутствуют доказательства, подтверждающие, что воля сторон соглашения о расторжении направлена на иные правовые последствия, чем те, которые предусмотрены условиями данного соглашения. Наличие разногласий по поводу передаваемого нежилого помещения между сторонами соглашения не выявлено. Сделка о возврате имущества фактически исполнена сторонами; соглашение не признано недействительным в установленном порядке, признаков ничтожности обратного возврата недвижимости не усмотрено.
Пункт 3.2. договора, в части произведенной оплаты до подписания договора купли-продажи, не соответствует действительности, внесен для удобства сторон. Денежные средства от реализации недвижимого имущества Черняковым А.М. от покупателя не получены. Это отражено сторонами в соглашении о расторжении договора купли-продажи. Считают, что приостановление государственной регистрации нарушает их права и законные интересы.
Административные истцы просили признать незаконным уведомление о приостановлении государственной регистрации прав № от 15 декабря 2020 года, принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия. Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия осуществить государственную регистрацию перехода права собственности в отношении нежилого помещения № с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 3110,3 кв.м.
В судебное заседание административные истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель административного истца Чернякова А.М. – Липинский А.Н., действует на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям. Пояснил, что оплату по договору купли-продажи при его заключении Чернякова Н.А. не производила. Дату оплаты по договору стороны не обговаривали, поскольку доверяли друг другу. Черняков А.М. поставил подпись в договоре, подтверждающую получение денег для того, чтобы договор прошел государственную регистрацию.
Представитель административного истца Черняковой Н.А.- Трунина О.В., действует на основании доверенности, поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям. Пояснила, что Чернякова Н.А. при заключении договора купли-продажи оплату по договору в размере 20 000 000 рублей не производила, и фактически не могла уплатить такую сумму, поскольку на момент заключения договора и в настоящий момент денежных средств в такой сумме у нее имеется. Более того, Чернякова Н.А. и не имела намерений производить оплату по договору, поскольку заключив договор купли- продажи стороны тем самым решили вопрос раздела совместно нажитого имущества. В настоящее время Чернякова Н.А. не желает быть собственником спорного объекта недвижимости, ввиду того, что его содержание требует значительных финансовых затрат.
Представитель административного ответчика- представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представил возражения на административный иск, в котором указал, что исполненный договор купли-продажи, обязательства по которому прекращены, не может быть расторгнут в целях прекращения тех же самых обязательств. В договоре купли-продажи от 15.05.2017 указано, что продавец по договору получил денежные средства в размере 20 000 000 рублей от покупателя в полном объеме до подписания настоящего договора. Приостанавливая государственную регистрацию, Управление действовало в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Из положений части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ следует, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Согласно пункту 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В судебном заседании установлено, что 15.05.2017 между Черняковым А.М. и Черняковой Н.А. был заключен договор купли-продажи нежилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 3110,3 кв.м кадастровый номер №.
Из содержания п. 3.1. договора купли-продажи следует, что цена объекта недвижимости составляет 20 000 000 рублей. Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что продавец деньги в сумме 20 000 000 рублей получил от покупателя полностью до подписания настоящего договора.
Согласно п. 2 передаточного акта по договору купли-продажи от 15.05.2017 окончательный расчет между сторонами за передаваемый объект полностью произведен, что подтверждается подписью Чернякова А.М.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости 29.12.2017 на помещение с кадастровым номером № зарегистрировано право собственности Черняковой Н.А. на основании вышеназванного договора.
Таким образом, обязательства по договору сторонами были исполнены в полном объеме.
30.11.2020 между Черняковой Н.А. и Черняковым А.М. заключено соглашение о расторжении договора купли-продажи от 15.05.2017, в связи с неоплатой Черняковой Н.А. денежных средств по договору в размере 20 000 000 рублей, которое было подано на государственную регистрацию перехода права собственности права в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК.
Решением от 15.12.2020 государственная регистрация права собственности на объект недвижимости была приостановлена по основаниям, предусмотренным п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" со ссылкой на то, что в ходе правовой экспертизы возникли сомнения в законности заключения указанной сделки - расторжение договора купли-продажи. Государственный регистратор прав, приостанавливая государственную регистрацию подверг сомнению соглашение о расторжении договора купли-продажи нежилого помещения, поскольку обязательства сторонами при заключении договора купли-продажи выполнены в полном объеме.
В соответствии с п.1 ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Согласно статье 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с положениями статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра (абзацы первый и второй пункта 1).
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2).
Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином (абзац первый пункта 6).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" этого же федерального закона предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных указанным федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
По смыслу приведенных правовых норм при проведении правовой экспертизы государственный регистратор не уполномочен давать оценку ранее зарегистрированному праву. Иное означало бы, что правообладатель может быть произвольно лишен признанного государством права на недвижимое имущество без надлежащей судебной процедуры.
К доводам истцов о том, что по договору купли-продажи денежные средства не передавались, суд относится критически, поскольку они опровергаются представленными в материалы дела договором и передаточным актом к нему, на основании которых была произведена государственная регистрация права.
Проанализировав представленные доказательства, проверяя законность отказа, суд приходит к выводу о наличии у регистрирующего органа оснований для приостановления государственной регистрации, а, следовательно, административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Чернякову А.М., Черняковой Н.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Пуцыкина
Мотивированное решение составлено в порядке ст. 177 КАС РФ 15 марта 2021 года.