Дело № 2-346/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Михайловск 10 января 2018 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Евтуховой Т.С.
с участием представителя заявителя – старшего помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края Писаренко Т.Н.
при секретаре Мирошниченко С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда Ставропольского края гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Шпаковского района Ставропольского края, в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Шпаковского района Ставропольского края обратился в Шпаковский районный суд Ставропольского края, в интересах неопределенного круга лиц, с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации по тем основаниям, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите в сети «Интернет».
18.12.2017 года в ходе мониторинга сети «Интернет» в служебном кабинете № 13 прокуратуры Шпаковского района Ставропольского края, в ходе проверки исполнения федерального законодательства о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого выявлен факт размещения в указанной информационно - телекоммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет - странице с адресом: http://na-stakane.org, информационной статьи с указанием конкретного способа доставки алкогольной продукции в ночное время суток посредством сети «Интернет».
Указанная на интернет-сайте http://na-stakane.org информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст. 14.16 КоАП РФ), так и уголовная ответственность (ст. 151.1 УК РФ – розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции), может способствовать их совершению.
Проверка показала, что информация, содержащаяся на интернет-сайте http://na-stakane.org, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения о незаконном способе доставки и продажи алкогольной продукции в ночное время суток посредством сети «Интернет».
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен быть закрыт.
Просит признать информацию, расположенную в сети Интернет на интернет-сайте, расположенном по адресу: http://na-stakane.org, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (л.д. 3-4).
В судебном заседании представитель заявителя – старший помощник прокурора Шпаковского района Ставропольского края Писаренко Т.Н. поддержала требования, изложенные в заявлении, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, извещенные о дате и времени судебного заседания, в суд не явились. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения старшего помощника прокурора, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу представлено заключение, из которого следует, что в ходе проверки Управлением установлено отсутствие интернет - страницы http://na-stakane.org в Едином реестре, доступ к вышеуказанному сетевому адресу установлен. Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории РФ, осуществляется в соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 в течение суток со дня получения, вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной (л.д. 12-13).
Выслушав старшего помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 15 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Исходя из ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ одним из оснований для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016 года) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 124-ФЗ) установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 124-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (абз. 2 ч.1 ст.1 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ (ред. от 28.12.2017 года) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018 года) (далее по тексту – ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта»).
В соответствии с ч. 9 ст.16 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, а в соответствии с п. 11 ч.2 не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя.
Согласно ч.1 ст.18 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта» лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п.5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 года N 612 (ред. от 04.10.2012 года) не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 года N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017 года) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее по тексту – Федеральный закон № 436-Ф3) к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится в том числе, и информация, способная вызвать у детей желание употребить алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Кроме того, КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (ст.6.17 КоАП РФ), за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16 КоАП РФ), а также законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственностьза розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции (ст. 151.1 УК РФ).
В ходе рассмотрения дела установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите в сети «Интернет», и 18.12.2017 года в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен сайт, размещенный в сети «Интернет» по адресу: http://na-stakane.org, на страницах которого содержатся объявления о дистанционной продаже и доставке спиртосодержащей продукции, в том числе, в ночное время суток, указано время продажи и доставки, номера телефонов для оформления заказа.
Указанная на интернет-сайте http://na-stakane.org информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена как административная ответственность, так и уголовная, что подтверждается актом осмотра сайта (л.д. 5).
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним и розничную продажу алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, а также запрет продажи дистанционным способом алкогольной продукции, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.
Исходя из установленных фактов и руководствуясь указанными нормами Закона, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п. 2 ч. 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующий реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов; суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Часть 4 ст. 1 ГПК РФ указывает на то, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии с ч. 1, п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав.
Таким образом, установленный судом юридический факт должен повлечь определенные правовые последствия.
Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 194-199, 264 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: http://na-stakane.org, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.