Дело № 2а-80/22
77RS0035-02-2022-000072-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дата адрес
Троицкий районный суд адрес в составе председательствующего судьи Ежовой Е.А.,
при помощнике фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-80/22 по исковому заявлению Теплова Павла Борисовича к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным решения об отказе в приеме документов о формировании земельного участка под многоквартирным домом, обязании разработать и утвердить проект межевания территории, сформировать земельный участок под многоквартирным домом, обратиться с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Теплов П.Б. обратился в суд с административным иском к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным решения об отказе в приеме документов о формировании земельного участка под многоквартирным домом, обязании разработать и утвердить проект межевания территории, сформировать земельный участок под многоквартирным домом, обратиться с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, мотивируя свои требования тем, что он дата обратился с заявлением о формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом КН 50:26:0191012:1 по адресу: Москва, адрес, адрес, которое было оставлено без удовлетворения. Административный ответчик мотивировал отсутствием проекта межевания территории квартала, в границах которого расположен земельный участок. Административный истец считает вышеуказанное решения административного ответчика незаконным, в связи с чем, был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, обеспечил явку представителя, который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, не находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом установлено, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Москва, адрес, адрес, принято решение о формировании земельного участка, на котором расположен указанный дом, что подтверждается протоколом от дата.
Административный истец Теплов П.Б. обратился с соответствующим заявлением дата к административному ответчику, приложив к заявлению протокол общего собрания от дата, лист регистрации вручения уведомлений о проведении общего собрания собственников, схему распределения долей собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, копии уведомлений о вручении уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о формировании земельного участка в форме заочного голосования, решения собственника помещения при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования.
На указанное обращение Теплову П.Б. ДГИ адрес дан ответ от дата № 33-5-122977-20-(0)-1, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 50:26:0191012:1, на котором расположен вышеуказанный многоквартирный дом, находится в федеральной собственности, а также отсутствует проект межевания территории квартала, в границах которого расположен земельный участок.
Согласно выписки из ЕГРП Теплов П.Б. является собственником квартиры 3 в жилом доме по адресу: Москва, адрес, адрес.
Также согласно разрешению на строительство от дата, выданному наименование организации №RU50524000-655 Администрацией адрес наименование организации разрешено строительство отдельно стоящих односемейных индивидуальных жилых домов в количестве 40 шт., домов блокированной жилой застройки в количестве 27 домов по 6-10 блоков, сооружений улично-дорожной сети, внутриплощадочных сетей инженерного обеспечения в соответствии с градостроительным планом земельного участка, утвержденным постановлением Администрации с.адрес № 973 от дата на земельном участке площадью 14,3 га с кадастровым номером 50:26:191012:1,50:26:191020:1 по адресу: адрес, адрес, сроком до дата.
наименование организации дата Комитетом государственного строительного надзора адрес выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок, площадью 47 300 кв. метров, с кадастровым номером 50:26:191012:1, по адресу: Москва, адрес, адрес, находится в собственности Российской Федерации.
Согласно ГПЗУ земельного участка с кадастровым номером 50:26:191012:1, по адресу: Москва, адрес, адрес, установлены виду разрешенного использования земельных участков: среднеэтажная жилая застройка.
Согласно ответу Москомархитектуры от дата № МКА-02-35251/8-1 заместителю руководителя ТУ Росимущества по земельному участку с кадастровым номером 50:26:191012:1, по адресу: Москва, адрес, адрес, предложения по внесению изменений в ПЗЗ в Городскую комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве не поступали.
Согласно письму наименование организации от дата № 930 земельный участок с кадастровым номером 50:26:191012:1, по адресу: Москва, адрес, адрес, перешел в общую долевую собственность собственников помещений, расположенных на нем домов, с прекращением права публичной собственности на земельный участок, а ТУ Росимущества в адрес и наименование организации не вправе совершать действия по заключению дополнительных соглашений к договору аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка, который прекратил свое действие в силу закона.
Решением Арбитражного суда адрес от дата по делу А40-139232/20 признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 47 300 кв. метров с кадастровым номером 50:26:0191012:1 по адресу: Москва, адрес, адрес.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда адрес от дата указанное решение суда оставлено без изменения.
Таким образом, решение Арбитражного суда адрес от дата по делу А40-139232/20 вступило в законную силу дата.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в постановлении от дата N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от дата N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определил специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного Федерального закона).
Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного Федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хоть эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона от дата N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование и предоставление такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от дата N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса", статья 2 Закона адрес от дата N 175/2017-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований адрес отдельными государственными полномочиями адрес в области земельных отношений"). В частности, именно орган местного самоуправления принимает решение об утверждении схемы расположения, в том числе, спорного земельного участка (часть 3 статьи 11.10, статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относятся к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 12-П).
Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от дата N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", следовательно, административные истцы вправе требовать формирования границ этого участка, в том числе, в случаях, когда земельный участок расположен в двух территориальных зонах.
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 указанной статьи.
При таких обстоятельствах отказ уполномоченного органа в формировании земельного участка под многоквартирным домом не основан на законе, ДГИ адрес обязан после соответствующего обращения собственников многоквартирного дома инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать земельный участок, являющийся в силу закона общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Суд находит установленным при указанных установленных фактических обстоятельствах, предусмотренную пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совокупность условий, которая необходимая для удовлетворения административного искового заявления фио
Таким образом, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа административного ответчика в формировании земельного участка под многоквартирным домом административных истцов, и возложении обязанности на административного ответчика осуществить необходимые действия по формированию такого земельного участка, для последующей его постановки на государственный кадастровый учет.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ № 33-5-122977/21-(0)-1 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 77:18:0191012:62, ░░ ░░░░░░: ░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 77:18:0191012:62, ░░ ░░░░░░: ░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░.