ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового
характера в виде судебного штрафа
с. Черный Яр Астраханской области 26 мая 2020 года
Черноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Серебренниковой О.А.,
при секретаре Степаненко Ю.Н.,
с участием государственного обвинителя Верблюдова В.Н.,
защиты в лице адвоката Елисеевой С.В, представившей ордер №06223 от 26 мая 2020 года, удостоверение № 604,
обвиняемой Полухиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Полухиной Людмилы Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, образование высшее, замужней, лиц на иждивении не имеющей, работающей заместителем главного врача по поликлинической работе ГБУЗ АО «Черноярская РБ», не военнообязанной, проживающей по адресу: <адрес>, ранее не судимой,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Органами предварительного расследования Полухиной Л.В. вменяется в вину совершение злоупотребления должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершенное из иной личной заинтересованности и повлекшее существенное нарушение интересов организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах.
В период времени с 01.02.2018 по 01.04.2019 Полухина Л.В., занимая на основании приказа главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области «Черноярская районная больница» (далее - ГБУЗ АО «Черноярская РБ») № 29-Л\1 от 01.02.2018, трудового договора № 285 от 01.10.2015, дополнительного соглашения № 2 к трудовому договору от 01.02.2018 должность заведующей поликлиническим отделением ГБУЗ AO «Черноярская РБ», расположенного по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Черный Яр, ул. Маршала Жукова, 51, являясь должностным лицом, исполняющим управленческие функции в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области, и выполняющим организационно-распорядительные функции в ГБУЗ АО «Черноярская РБ», руководствуясь в своей деятельности Уставом ГБУЗ АО «Черноярская РБ», постановлениями, решениями, приказами вышестоящих органов здравоохранения, приказами и распоряжениями главного врача ГБУЗ АО «Черноярская РБ», в том числе приказом №97 П1 от 29.07.2018 «Об организации проведения профилактических осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения Черноярского района в 2018 году», должностной инструкцией заведующего поликлиническим отделением ГБУЗ АО «Черноярская РБ», утвержденной 01.02.2018 главным врачом ГБУЗ АО «Черноярская РБ», в соответствии с которыми она вправе отдавать распоряжения по вопросам организации работы подчиненных подразделений сотрудникам в соответствии с уровнем их компетенции и квалификации, контролировать их выполнение; принимать участие в подборе и расстановке кадров в кабинетах и подразделениях поликлиники; вносить предложения главному врачу по вопросам улучшения организации оказания первичной медико-санитарной помощи в Черноярском районе Астраханской области, а также будучи обязанной: организовывать оказание первичной (доврачебной, врачебной, специализированной) медико-санитарной помощи, в том числе в неотложной форме, больным, проживающим на территории обслуживания, при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях; организовывать оказание первичной медико-санитарной помощи в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи; проводить профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска; выдавать заключения о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на реабилитацию и лечение в санаторно-курортные организации; участвовать в отборе пациентов и выдавать заключения для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи в соответствии с порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а также вести учет лиц, ожидающих и получивших высокотехнологичную медицинскую помощь; проводить экспертизы временной нетрудоспособности; организовывать дополнительную бесплатную лекарственную помощь, в том числе необходимыми лекарственными средствами, отдельным категориям граждан, составлять заявки на льготное лекарственное обеспечение, работать с дополнительными заявками, ежемесячно анализировать выполнение заявок; устанавливать медицинские показания и направлять в медицинские организации для получения специализированных видов медицинской помощи; организовывать проведение всех видов медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические); контролировать осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинаций, в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и по эпидпоказаниям; организовывать и проводить профилактические осмотры и диспансеризацию определенных групп населения; организовывать врачебные консультации; организовывать информирование населения о необходимости и возможности выявления факторов риска и оценки степени риска развития хронических неинфекционных заболеваний, их медикаментозной и немедикаментозной коррекции и профилактике, а также консультирование по вопросам ведения здорового образа жизни в кабинете медицинской профилактики; осуществлять внедрения в практику новых современных методов профилактики, диагностики и лечения пациентов в амбулаторных условиях; участвовать в проведении мероприятий по повышению квалификации врачей и работников со средним медицинским образованием; вести учетную и отчетную документацию, ежеквартально проводить анализ показателей лечебно-диагностической и профилактической работы поликлиники и разрабатывать мероприятия по устранению недостатков; работать с жалобами и обращениями граждан при оказании им медицинской помощи; проводить ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, совершила преступление при следующих обстоятельствах.
Так, в соответствии с Порядком проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2017 №869н (далее - Порядок), диспансеризация, представляющая собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения, проводится 1 раз в 3 года, при этом диспансеризация взрослого населения проводится медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Также п. 9 Порядка установлено, что руководитель медицинской организации и медицинские работники отделения медицинской профилактики являются ответственными за организацию и проведение диспансеризации населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации.
Постановлением Правительства Астраханской области от 29.12.2017 № 546-П утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, приложением №3 которой декларирована Территориальная программа обязательного медицинского страховании (далее - программа ОМС), согласно которой застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской федерации» в медицинских организациях, осуществляющих медицинскую деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Астраханской области в 2018 году, оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая мероприятия по диспансеризации. В рамках реализации программы ОМС финансируются мероприятия по диспансеризации отдельных категорий граждан за счет средств ОМС. При этом страховая медицинская организация направляет средства на оплату медицинской помощи в медицинские организации в соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенными с медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в который включено ГБУЗ АО «Черноярская РБ».
Во исполнение положений вышеуказанных территориальных программ, в целях обеспечения реализации основных принципов охраны здоровья, декларированных ст. 41 Конституции РФ, а также Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Астраханской области и страховая медицинская организация - закрытое акционерное общество «МАКС-М» (обслуживающий филиал ЗАО «МАКС-М» в городе Астрахани), согласно положениям приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» и Приказа ФФОМС от 11.05.2016 № 88 «Об утверждении Регламента взаимодействия участников обязательного медицинского страхования при информационном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи» страховая медицинская организация представляет в территориальный фонд заявку на получение целевых средств на авансирование оплаты медицинской помощи и заявку на получение целевых средств на оплату счетов за оказанную медицинскую помощь, а также обязаны направлять целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, в рамках объемов медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования по согласованным тарифам. В то же время территориальный фонд обязан направлять в страховую медицинскую организацию на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования средства на оплату медицинской помощи и направлять средства на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования за отчетный месяц.
11.01.2016 между страховой медицинской организацией ЗАО «МАКС-М» (обслуживающий филиал ЗАО «МАКС-М» в городе Астрахани) в лице директора филиала Галимзяновой P.M. и ГБУЗ АО «Черноярская РБ» в лице главного врача Вендеревского В.Д. заключен типовой договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию № 40/16, в соответствии с которым ГБУЗ АО «Черноярская РБ» обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с распоряжением министерства здравоохранения Астраханской области от 16.03.2016 № 461р «О проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения Астраханской области» ГБУЗ АО «Черноярская РБ» включена в перечень медицинских организаций, осуществляющих проведение диспансеризации определенных групп взрослого населения Астраханской области. В соответствии с планом проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения ГБУЗ АО «Черноярская РБ» надлежало в 2018 году провести диспансеризацию 2827 граждан.
Во исполнение вышеуказанных нормативно-правовых актов главным врачом ГБУЗ АО «Черноярская РБ» издан приказ №97 П1 от 29.07.2018 «Об организации проведения профилактических осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения Черноярского района в 2018 году», в соответствии с которым на заведующую поликлиническим отделением ГБУЗ АО «Черноярская РБ» Полухину Л.В. возложена организация проведения профилактических осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения в Черноярском районе Астраханской области, обеспечение рабочих мест сотрудников, задействованных в диспансеризации, информационными методическими материалами и бланочной продукцией в соответствии с методическими рекомендациями.
Полухина Л.В. в декабре 2018 года (точная дата следствием не установлена), находясь в здании ГБУЗ АО «Черноярская РБ», расположенном по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Черный Яр, ул. Маршала Жукова, 51, являясь должностным лицом - заведующей поликлиническим отделением ГБУЗ АО «Черноярская РБ», выполняя возложенные на нее организационно-распорядительные функции при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения, действуя из иной личной заинтересованности, то есть, стремясь извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную желанием приукрасить действительное положение дел, скрыть свою некомпетентность, повысить авторитет в глазах вышестоящего руководства, в целях создания видимости выполнения запланированных мероприятий в рамках исполнения приказа главного врача ГБУЗ АО «Черноярская РБ» №97 П1 от 29.07.2018 «Об организации проведения профилактических осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения Черноярского района в 2018 году», используя свои полномочия по организации работы коллектива по оказанию своевременной и качественной медицинской помощи населению, в нарушение порядка и объема проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2017 № 869н, достоверно зная, что диспансеризация врачами должным образом не проводится, дала устные указания подчиненным работникам о внесении заведомо ложных сведений о прохождении диспансеризации гражданами в их медицинские карты, с целью искусственного завышения показателей выполнения объемов диспансеризации, которые являются одним из показателей эффективности деятельности государственных учреждений Астраханской области, подведомственных министерству здравоохранения Астраханской области.
Во исполнение незаконного указания Полухиной Л.В. медицинские работники ГБУЗ АО «Черноярская РБ» в декабре 2018 года внесли заведомо ложные сведения в унифицированные формы медицинской документации № 025/у, а также в региональную информационную систему «РИАМС Промед» о якобы прохождении диспансеризации ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39
После чего, на основании медицинских карт вышеуказанных лиц, содержащих сведения о якобы прохождении последними диспансеризации, сотрудниками ГБУЗ АО «Черноярская РБ» составлялись реестры и счета на оплату услуг диспансеризации, после чего направлялись в ТФОМС Астраханской области для выделения денежных средств медицинскому учреждению в качестве оплаты за проведение диспансеризации населения. На основании переданных в ТФОМС Астраханкой области заведомо ложных сведений о прохождении диспансеризации вышеуказанными лицами, ТФОМС Астраханкой области перечислил через ЗАО «МАКС-М» (обслуживающий филиал ЗАО «МАКС-М» в городе Астрахани) в ГБУЗ АО «Черноярская РБ» денежные средства в сумме 39174 рублей.
В свою очередь, страховая медицинская организация ЗАО «МАКС-М» (обслуживающий филиал ЗАО «МАКС-М» в городе Астрахани) во исполнение обязательств, закрепленных в договоре №40/16 от 11.01.2016 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, 18.01.2019 осуществила выплату ГБУЗ АО «Черноярская РБ», расположенному по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Черный Яр, ул. им. Маршала Жукова, 51, на расчетный счет учреждения №, открытый в отделении г. Астрахани министерства финансов Астраханской области, за фактически не проведенную учреждением диспансеризацию на сумму 39174 рублей.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ средства ОМС относятся к бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов, что в целом входит в бюджетную систему РФ.
На основании ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 29.11.2010 года №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в РФ» средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Противоправные умышленные действия Полухиной Л.В. повлекли причинение имущественного ущерба Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Астраханской области в размере 39174 рублей, а также существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, а именно закрепленного в ст. 41 Конституции РФ права на охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в муниципальных учреждениях здравоохранения гражданам. Кроме того, был подорван авторитет органов государственной власти, в связи с тем, что в соответствии со ст. 41 Конституции РФ в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, поскольку в результате действий Полухиной Л.В. диспансеризация определенных групп взрослого населения в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения «Здоровье» практически не проведена в полном объеме.
В судебном заседании обвиняемая Полухина Л.В. согласилась с постановлением следователя о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, просила суд ходатайство следователя удовлетворить, указала, что согласна на прекращение уголовного дела на основании ст. 25.1 УПК РФ, юридические последствия удовлетворения ходатайства и прекращения производства по уголовному делу ей понятны. При этом виновной себя признала полностью, согласилась с предъявленным обвинением в полном объеме.
Защитник – адвокат Елисеева С.В. позицию обвиняемой поддержала полностью.
Прокурор не возражал против прекращения уголовного дела и назначении Полухиной Л.В. меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Представитель потерпевшего ФИО40 в судебное заседание при надлежащем извещении не явился. Согласно представленным суду материалам дела, возражений против прекращения производства по данному уголовному делу с назначением обвиняемой Полухиной Л.В. меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа не возражал, подтвердил факт полного возмещения последней причиненного преступлением ущерба.
В соответствии со ст. 25.1 УПК РФ суд вправе в порядке, установленном УПК РФ, в случаях, предусмотренных ст. 76.2 УК РФ, прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб, или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Согласно ст. 76.2 УПК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
В соответствии со ст. 446.2 УПК РФ уголовное дело или уголовное преследование по основаниям, указанным в статье 25.1 настоящего Кодекса, прекращается судом с назначением лицу, освобождаемому от уголовной ответственности, меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, предусмотренной статьей 104.4 УК РФ.
Изучив материалы уголовного дела, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу, что действия Полухиной Л.В. по ч. 1 ст. 285 УК РФ квалифицированы правильно как злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершенное из иной личной заинтересованности и повлекшее существенное нарушение интересов организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, что обосновано подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах уголовного дела, которые являются допустимыми, относимыми, достоверными, достаточными, собранными в соответствии с требованиями УПК РФ.
Как усматривается из материалов уголовного дела, Полухина Л.В. ранее не судима, положительно характеризуется по месту жительства и работы, имеет множество поощрений, впервые совершила преступление средней тяжести, вину признала полностью, в содеянном раскаялась, полностью возместила причиненный ущерб путем перечисления на счет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области денежной суммы в размере 39174 руб.
Все условия, указанные в ст. 76.2 УК РФ, являющиеся основанием для прекращения уголовного дела с назначением судебного штрафа, соблюдены, оснований, препятствующих прекращению уголовного дела в отношении Полухиной Л.В., предусмотренных п. 2 ч. 5 ст. 446.2 УПК РФ, судом не установлено.
В связи с этим, суд приходит к выводу об удовлетворении рассматриваемого ходатайства, прекращении уголовного дела в отношении Полухиной Л.В. в соответствии со ст. 25.1 УПК РФ и освобождении её от уголовной ответственности на основании ст. 76.2 УК РФ с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Размер судебного штрафа и срок, в течение которого Полухина Л.В. обязана его уплатить, суд устанавливает в соответствии с положениями ст. 104.5 УК РФ и ч. 6 ст. 446.2 УПК РФ с учетом тяжести совершенного ею преступления, материального положения обвиняемой и её семьи, пенсионного возраста, наличия работы и постоянного источника дохода.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 76.2 УК РФ, ст.ст. 25.1, 446.1-446.3 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство следователя о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа удовлетворить.
Полухину Людмилу Васильевну, обвиняемую в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, на основании ст. 76.2 УК РФ от уголовной ответственности освободить, в соответствии со ст. 25.1 УПК РФ уголовное дело прекратить с назначением Полухиной Людмиле Васильевне меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Назначенный Полухиной Л.В. судебный штраф подлежит уплате в течение 60 суток со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Разъяснить Полухиной Л.В., что в соответствии с ч. 2 ст. 446.3 УПК РФ сведения об уплате судебного штрафа ей необходимо представить судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для его уплаты.
Разъяснить Полухиной Л.В., что в соответствии с ч. 2 ст. 104.4 УК РФ в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 285 УК РФ.
Мера пресечения Полухиной Л.В. не избиралась.
Вещественные доказательства: медицинскую документацию ГБУЗ АО «Черноярская РБ» (медицинские карты) – возвратить в ГБУЗ АО «Черноярская РБ» после вступления настоящего постановления суда в законную силу.
Реквизиты для перечисления судебного штрафа:Получатель: Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Астраханской области. Юридический адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Эспланадная, 32,
ИНН 3015092560, КПП 301501001, ОГРН 1113015000120, дата регистрации:15.01.2011.
Банковские реквизиты:
Администратор л/сч №04251А58770 в УФК по Астраханской области
Р/сч №4010180400000010009 Отделение Астрахань
БИК 041203001
ОКТМО: 12701000 УИН 0.
КБК 41711621010016000140
денежные взыскания (штраф и иные суммы, взыскиваемые с виновных в совершении преступления и возмещение ущерба)
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд Астраханской области в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья О.А. Серебренникова