2-310/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 июля 2015 года с. Черный Яр Астраханской области
Черноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Серебренниковой О.А.,
при секретаре Калиш Г.В.,
с участием представителя истца - помощника Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Кокарева С.Н.,
представителя ответчика Муниципального унитарного предприятия «Черноярское коммунальное хозяйство» - Калашниковой А.А.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Роспотребнадзора по Астраханской области Леонтьева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурорав интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о присуждении к исполнению обязанности по выполнению санитарных правил и норм при эксплуатации объекта,
УСТАНОВИЛ:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Муниципальному унитарному предприятию «Черноярское коммунальное хозяйство» (далее МУП «Черноярское коммунальное хозяйство») о присуждении к исполнению обязанности по выполнению санитарных правил и норм при эксплуатации объекта.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что при проведении проверки исполнения требований природоохранного законодательства при эксплуатации объекта размещения твердых бытовых отходов было установлено, что МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» в соответствие с Уставом предприятия осуществляет деятельность по оказанию услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов. ДД.ММ.ГГГГ МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» получена лицензия на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности сроком действия до 07.10.2016. Деятельность МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» по санкционированному размещению указанных твердых бытовых отходов осуществляется на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения площадью <данные изъяты>, расположенном примерно в <адрес> <адрес> <адрес> Вышеуказанный земельный участок предоставлен МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Комитетом имущественных отношений <адрес> на основании постановления Комитета от ДД.ММ.ГГГГ № 406. В ходе проверки прокуратурой установлено, что в нарушение ст. 2, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», подпункта «е» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 №255, МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» с момента получения вышеуказанной лицензии по настоящее время не организован и не осуществляется мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду. В частности, лицензиатом не организованы наблюдения за воздействием санкционированной свалки на грунтовые воды, почву, атмосферный воздух. Ответчиком не обустроены контрольные скважины, необходимые для осуществления контроля за влиянием объекта размещения отходов на грунтовые воды, что также является нарушением лицензионных условий и противоречит п. 4.6 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 №16.
Кроме того, прокуратурой в ходе обследования санкционированной свалки установлены нарушения МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» при ее эксплуатации требований санитарных правил. В нарушение ч. 3 ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», п.п. 2.1, 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, ответчиком до настоящего времени не утверждена в установленном законом порядке санитарно-защитная зона для объекта по размещению ТБО. Эксплуатация данного объекта осуществляется в отсутствии утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, а также соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения.
Также в ходе проверки установлено неисполнение МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» требований п. 4.4 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», в соответствии с которыми по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение, которое могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В нарушение вышеуказанных требований законодательства по периметру указанной санкционированной свалки отсутствует легкое ограждение, осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м, что способствует захламлению прилегающей территории.
Указанное бездействие ответчика способствует увеличению негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, деятельность ответчика осуществляется с нарушением санитарно-эпидемиологических требований, в связи с чем нарушается право граждан на благоприятную среду обитания.
На основании изложенного прокурор просит возложить на МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» обязанность: обеспечить выполнение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов – санкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в <адрес> <адрес> на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> и в пределах ее воздействия на окружающую среду; разработать проект санитарно-защитной зоны для вышеуказанной санкционированной свалки твердых бытовых отходов и предоставить его в Управление Роспотребнадзора для утверждения; обеспечить выполнение санитарных требований по обустройству по периметру санкционированной свалки легкого ограждения либо осушительной траншеи глубиной более 2 метров или вала высотой не более 2 метров.
В судебном заседании помощник Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Кокарев С.Н исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Калашникова А.А. исковые требования признала. Суду показала, что в настоящее время МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» организована работа, направленная на устранение указанных в иске нарушений. Однако, на предприятии сложилась сложная финансовая ситуация, вызванная критичным объемом дебиторской задолженности должников-абонентов, потребляющих коммунальные услуги. МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» проводятся работы по взысканию задолженности в судебном порядке, что обусловлено определенным временным фактором. В связи с этим, принять незамедлительные меры, направленные на разработку проекта санитарно-защитной зоны для санкционированной свалки твердых бытовых отходов, обустройство ограждений, требующие определенных финансовых вложений, в настоящее время не представляется возможным. В связи с этим, представитель ответчика просил суд предоставить срок для устранения указанных в иске нарушений. Кроме того, согласно доводам представителя ответчика к регулированию спорных отношений не могут быть применены санитарные правила 2.1.7.1038 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», так как эксплуатируемый ими объект размещения отходов не носит статус полигона.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Роспотребнадзора по Астраханской области Леонтьев Е.А. исковые требования прокурора просил удовлетворить полностью, подтвердил факт наличия в деятельности МУП «Черноярское коммунальное хозяйство», связанной с размещением твердых бытовых отходов, нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, указанных в исковом заявлении прокурора.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1, 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу положений ст. 11 вышеназванного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обязательной оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).
Как следует из материалов дела, МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области, осуществляет деятельность по размещению отходов IV класса опасности. Данная деятельность осуществляется ответчиком на земельном участке с кадастровым номером 30:11:130313:72 из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения площадью 61000 кв.м, расположенном примерно в <адрес> Астраханской области, предоставленном ему в аренду Комитетом имущественных отношений Черноярского района по договору № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-19, 25-17, 29-34).
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
Согласно п. 3 и 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Подпунктом «е» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 255, к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности в области обращения с отходами отнесено проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Вопреки указанным требованиям федерального законодательства об отходах производства и потребления и лицензирования отдельных видов деятельности МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» с момента получения 07.10.2011 лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности по настоящее время мониторинг состояния загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду не организован и не осуществляется. В том числе, лицензиатом не организованы наблюдения за воздействием санкционированной свалки на грунтовые воды, почву, атмосферный воздух.
Вместе с тем, ответчиком не обустроены контрольные скважины, необходимые для осуществления контроля за влиянием объекта размещения отходов на грунтовые воды, что также является нарушением лицензионных условий и противоречит п. 4.6 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 №16, согласно которому в целях учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды проводится обустройство контрольных скважин, одна контрольная скважина закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод, вторая скважина ниже полигона.
Кроме того, ответчиком допущены нарушения требований санитарных правил при эксплуатации санкционированной свалки.
Согласно п. 3.2 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» для объектов размещения отходов устанавливается размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ объекта размещения ТБО.
Пунктом 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Однако, вопреки вышеуказанным требованиям санитарно-защитная зона для объекта по размещению ТБО МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» до настоящего времени в установленном законом порядке не утверждена. Эксплуатация данного объекта осуществляется в отсутствие утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, а также соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения.
В соответствии с требованиями п. 4.4 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания.
Исходя из материалов дела, в нарушение указанных требований Санитарных правил по периметру санкционированной свалки, эксплуатируемой МУП «Черноярское коммунальное хозяйство», легкое ограждение, осушительная траншея глубиной более 2 метров или вал высотой не более 2 метров отсутствуют, что способствует захламлению прилегающей территории.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются следующими материалами дела: протоколом осмотра санкционированной свалки от ДД.ММ.ГГГГ; представлением Астраханского межрайонного природоохранного прокурора, внесенным в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ года; ответом на представление от 27.04.2015; постановлениями Астраханского межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.1 и ст. 6.3 КоАП РФ, от 31.03.2015; постановлением мирового судьи судебного участка №1 Черноярского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ; постановлением Управления Роспотребнадзора по Астраханской области (Территориальный отдел в Наримановском, Енотаевском и Черноярском районах) от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ; решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ; письменными объяснениями директора МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-65).
В судебном заседании представителем ответчика доказательств, опровергающих факт наличия в деятельности МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» вышеуказанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления и о лицензировании отдельных видов деятельности, в силу требований ст.56 ГПК РФ представлено не было.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями, природного и техногенного характера, не достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил, вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что доказательств устранения вышеназванных нарушений закона в ходе судебного разбирательства не представлено, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
При этом, доводы ответчика о невозможности выполнения в ближайшее время мероприятий по устранению вышеизложенных нарушений действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации санкционированной свалки в виду отсутствия достаточных финансовых средств, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку это обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения предусмотренных действующим законодательством обязанностей, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Оснований для предоставления ответчику срока для проведения указанных в иске мероприятий суд, с учетом мнения представителя истца, а также характера, объема подлежащих выполнению работ, их значимости в целях недопущения фактов негативного воздействия на окружающую среду, не усматривает.
Кроме того, ответчик не лишен возможности в дальнейшем обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения в соответствии со ст. 203 ГПК РФ, предоставив суду доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин для его неисполнения в установленные сроки.
Доводы ответчика о неприменении к спорным правоотношениям Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» суд также находит несостоятельными. Как следует из пунктов 2.1 и 2.4 вышеуказанных Санитарных правил полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово - парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Таким образом, предоставленный предприятию земельный участок, на котором размещена санкционированная свалка, используется предприятием как полигон для размещения твердых бытовых отходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному унитарному предприятию «Черноярское коммунальное хозяйство» о присуждении к исполнению обязанности по выполнению санитарных правил и норм при эксплуатации объекта– удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Черноярское коммунальное хозяйство»:
- обеспечить выполнение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов – санкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в <адрес> <адрес> на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>.м., и в пределах ее воздействия на окружающую среду;
- разработать проект санитарно-защитной зоны для вышеуказанной санкционированной свалки твердых бытовых отходов и предоставить его в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области для утверждения;
- обеспечить выполнение санитарных требований по обустройству по периметру санкционированной свалки легкого ограждения либо осушительной траншеи глубиной более 2 метров или вала высотой не более 2 метров.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня изготовления его полного текста.
Судья О.А. Серебренникова