ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
дело № 12-319/2020 |
12 октября 2020 года г. Севастополь
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Моцный Н.В.,
рассмотрев жалобу Романова Константина Александровича на постановление заместителя начальника Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя № 92-07-49-060402-82-0025/2020 от 28.05.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, в отношении производителя работ ООО «СУ-82» Романова Константина Александровича,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя № 92-07-49-060402-82-0025/2020 от 28.05.2020 года Романов К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, с назначением наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, Романов К.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указывает на отсутствие в его действиях состава вмененного правонарушения, выразившегося в нарушении требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), при осуществлении должностных обязанностей производителя работ ООО «СУ-82» в ходе возведения многоквартирного дома в районе <адрес> в г. Севастополе.
В судебном заседании Романов К.А. и его защитник Алистратова М.В., каждый в отдельности, доводы жалобы поддержали, указав на отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях Романова К.А. состава вмененного правонарушения.
Представитель административного органа Притуляк Е.А. доводы жалобы считала необоснованными, пояснила, что привлечение Романова К.А. к административной ответственности осуществлено при наличии достаточных данных о виновности.
Заслушав пояснения участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы производства, следует прийти к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание вины лица, а также его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
28.05.2020 года заместителем начальника Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (Севгостройнадзора) ФИО4 вынесено постановление № 92-07-49-060401-81-0025/2020 по делу об административном правонарушении (далее постановление), согласно которому Романов К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, с назначением наказание в виде предупреждения.
Согласно указанному постановлению в вину Романову К.А. как должностного лица ООО «СУ-82» (производитель работ на объекте строительства «Многоэтажные жилые дома с объектами обслуживания по <адрес>, г. Севастополь») вменены нарушения, выявленные 30.12.2019 года в ходе программной выездной проверки указанного объекта строительства Севгосстройнадзором и отображенные в Акте проверки № 92-07-49-030401-81-94, в частности:
- проектной документацией предусмотрено, что перед работами по устройству котлована необходимо выполнить мероприятия по перекладке (выносу) эксплуатируемых инженерных коммуникаций и демонтаж недействующих коммуникаций, попадающих под участок застройки, фактически сети канализации Кн. Согласно плану выноса сетей К1, Кн, проектной документации шифр 218/19-НВК) не вынесены перед работами устройству котлована жилого <адрес>-го этапа объекта, работы по выносу осуществляются, чем нарушены требования проектной документации шифр 218/19-1-КР-ТЧ, л. 10.
- проектной документацией объекта предусмотрено, что заложение и глубина откосов котлована составляет 6 м, то есть откос должен быть выполнен с уклоном 45 градусов, фактически откосы котлована жилого <адрес>-го этапа объекта выполнены с уклоном 90 градусов, чем нарушены требования проектной документации шифр 218/19-ПОС, Разрез I-I. Грузовые характеристики крана КБ-403А. 1 этап. Жилой дом.
Согласно ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией. требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию знания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии со ст. 58 ГрК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов производства по делу об административном правонарушении, проектная документация на объект строительства «Многоэтажные жилые дома с объектами обслуживания по <адрес>, г. Севастополь» шифр 218/19, разработана ООО «Интерпроект».
На листе 10 Проектной документации шифр 218/19-1-КР-ТЧ (конструктивные и объемно-планировочные решения) указано: «перед началом работ по устройству котлована выполнить мероприятия по перекладке (выносу) эксплуатируемых инженерных коммуникаций и демонтаж недействующих коммуникаций, попадающих под участок застройки».
В разделе 6 проектной документации (проект организации строительства) шифр 218/19-ПОС (далее по тексту ПОС) в графических материалах на листе 2,3,4 стадии П, указано на вынос инженерных сетей и коммуникаций, попадающих под пятно застройки.
Согласно п. 11.18 СП 45.13330.2017 Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87 (с Изменением N 1) - до начала разработки котлована должны быть выполнены следующие работы: разборка или перенос попадающих в пятно застройки наземных и подземных коммуникаций или сооружений.
Согласно письменных пояснений ООО «Интерпроект» от 17.01.2020 года, информация, указанная на листе 10 Проектной документации шифр 218/19-1-КР-ТЧ (конструктивные и объемно-планировочные решения), а также в разделе 6 ПОС шифр 218/19-ПОС (лист 2,3,4 стадии П) предусматривает вынос инженерных сетей и коммуникаций, попадающих под пятно застройки.
Пятно застройки подразумевает под собой площадь здания, спроецированную на грунт.
Аналогичные требования по выносу инженерных сетей и коммуникаций, попадающих под пятно застройки указаны в Рабочем проекте (Проект производства работ 218/19/ППР, Графические материалы лист 2, стадия Р Стройгенплан) - далее по тексту ППР.
В соответствии с п. 11.5 СП 45.13330.2017 Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87 (с Изменением N 1) -при прокладке и переустройстве подземных коммуникаций, благоустройстве городских территорий и устройстве дорожных покрытий должны соблюдать ППР (проект производства работ).
Согласно проектной документации «Проект организации строительства» шифр 218/19-ПОС (лист 2, стадия П Графических материалов) сети канализации Кн (согласно плану выноса сетей К1, Кн) расположены за пределами пятна застройки. Кроме того, согласно фото № 10 акта проверки, зафиксирован перенос инженерных сетей канализации.
Относительно второго вмененного нарушения, указанного в акте проверки и постановлении о привлечении к административной ответственности, в ходе проверки в суде доводов жалобы установлено следующее.
Севгосстройнадзором установлено, что проектной документацией предусмотрены откосы котлована с уклоном 45 градусов, а также, что фактически откосы котлована жилого <адрес>-го этапа объекта выполнены с уклоном 90 градусов, чем нарушены требования проектной документации шифр 218/19-ПОС, Разрез I-I. Грузовые характеристики крана КБ-403А. 1 этап. Жилой дом.
Проектная документация, в частности Проект организации строительства 218/19-ПОС - далее по тексту (ПОС), состоит из Пояснительной записки и Графических материалов (схем, ситуационных планов, чертежей). Пояснительная записка, а также Графические материалы не содержат информацию о характеристиках котлована жилого дома (1 этапа) и его откосов (градусы и других характеристик).
Согласно письменных пояснений ООО «ИнтреПроект» от 17.01.2020 года лист 5-6 стадии П Разрез I-I, II-II ПОС предусматривает месторасположение башенного крана, а именно расстояние от оси башенного крана до оси здания и относится исключительно к грузовым характеристикам башенного крана КБ-403А и безопасной установки данного крана вблизи котлована.
Указанные листы ПОС не регламентируют характеристику котлована и угол его откосов. Линия сечения откосов котлована показана схематично и используется для расчёта расстояния установки башенного крана от здания согласно п. 3.1.7 РД 22-28-35-99 «Конструкция, устройство и безопасная эксплуатация рельсовых путей башенных кранов».
Для определения углов откосов котлована для данного объекта строительства необходимо применять требования СП 45.13330.2017 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» (далее III СП 45). В соответствии с геологическими изысканиями, основанием под фундаменты служат известняки (слой ИГЭ-3). Согласно требованиям СП 45 максимальный угол откосов котлована для данных геологических условий может составлять не более 80 градусов.
В своих пояснениях от 22.01.2020 года ООО «СУ-82» пояснило о том, что откосы котлована выполнены в строгом соответствии с СП 45.13330.2017 Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87 (с Изменением N 1).
Вывод Севгосстройнадзора о том, что угол откоса составляет 90 градусов не подтверждается документально, в момент проведения проверки на объекте не использовались измерительные приборы (теодолит и нивелир) для определения углов откосов (градусов и т.д.). Геометрические вычисления угла не производились.
Проектная документация (шифр 218/19), выполненная ООО «ИнтерПроект» для возведения объекта строительства «Многоэтажные жилые дома с объектами обслуживания по <адрес>, г. Севастополь» не содержит в себе информацию о каких-либо характеристиках котлована и углов откосов.
В связи с приведенным выше следует прийти к выводу о том, что основания привлечения к административной ответственности, изложенные в постановлении № 92-07-49-060401-81-0025/2020 по делу об административном правонарушении от 28.05.2020 года, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы Романова К.А.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязанность доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По правилам главы 26 КоАП РФ в рамках производства по делу об административном правонарушении административный орган осуществляет сбор доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 26.11 КоАП РФ лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Соответственно, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела на основе имеющихся доказательств, в силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ отражаются в постановлении по делу об административном правонарушении.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события или состава административного правонарушения признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя № 92-07-49-060402-82-0025/2020 от 28.05.2020 года о привлечения Романова К.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Жалобу Романова Константина Александровича на постановление заместителя начальника Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя № 92-07-49-060402-82-0025/2020 от 28.05.2020 года - удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя № 92-07-49-060402-82-0025/2020 от 28.05.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, в отношении производителя работ ООО «СУ-82» Романова Константина Александровича – отменить.
Производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный