УИД 77RS0034-02-2022-011154-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
адрес 21 ноября 2022 года
Щербинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Борискиной А.В.,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-15783/2022 по иску Министерства экологии и природопользования адрес к СНТ «Союз», Хачатряну Арману Вололяевичу, ООО «Комплект Сервис» о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании в доход бюджета Одинцовского адрес в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, в размере сумма
В обоснование заявленных требований истец указывает, что ответчиками причинен ущерб окружающей среде, который подлежит взысканию с ответчиков.
Представитель истца по доверенности фио в судебное заседание явился, требования иска поддержал.
Представитель ответчика СНТ «Союз» по доверенности фио в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований, поскольку является ненадлежащим ответчиком по делу.
Ответчики Хачатрян А.В., ООО «Комплект Сервис» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд полагал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1,3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.02. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие в окружающей среде в результате ее загрязнения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст. 74 Земельного кодекса РФ от 25.10.01. № 136-ФЗ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Как указал истец в иске, фио согласно решения членов Правления СЫТ «Союз» от 14.08.2020 № 1, будучи избранной председателем правления садового товарищества, являясь должностным лицом в чьи обязанности входит обеспечение деятельности товарищества в соответствии с Уставом и полномочиями, предоставленными на основании ст. 19 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ, с неустановленного периода времени до 15 час. 45 мин. 16 марта 2021 допустила размещение строительных грунтов вблизи участка № 69 на адрес «Союз» адрес, на открытом грунте.
Хачатрян А.В. 16 марта 2021 г. около 15 час. 45 мин., используя автомобиль САК 7995-10 г.р.з. С 892 ОУ 750, организовал загрузку строительных грунтов is неустановленном месте и последующую их перевозку на адрес, где осуществил его выгрузку вблизи участка № 69 на открытый грунт.
В соответствии с экспертным заключением от 13.07.2021 № ЭЗ-99аЭ/21 размещенный на з/у с КН 50:20:0070748:229 на адрес «Союз» грунт представляет собой безгумусный грунте незначительными включениями отходов природного камня и отходов обрабатывающих производств, относящегося к V классу опасности. В результате порчи почв, возникшей при перекрытии ее поверхности отходами причинён вред в размере 500 000 (сумма прописью). Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам, регламентировано в «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной Приказом Минприроды России № 238.
Постановлением Министерства экологии и природопользования адрес о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды № 03/24/2732/2021 от 11.10.2021, Председатель СНТ «Союз» фио привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.7 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия, ухудшающих качественное состояние земель, с назначением наказания в виде штрафа в размере сумма
Постановлением Министерства экологии и природопользования адрес о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды № 03/24/1254/2021 от 27.08.2021, Хачатрян А.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.2 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, с назначением наказания в виде штрафа в размере сумма
Вместе с тем, судом установлено, что 01.03.2021 между СНТ «Союз» и ООО «Комплект Сервис» заключен договор безвозмездного оказания услуг для благоустройства земельного участка на адрес «Союз» по адресу: адрес.
Согласно п. 4.2.3 указанного договора, ООО «Комплект Сервис» обязано соблюдать меры охраны окружающей среды, зеленых насаждений и земли.
За причиненный в ходе выполнения работ ущерб, ООО «Комплект Сервис» несет ответственность в случае, если он нанесен по вине ООО «Комплект Сервис».
Также судом установлено, что какие-либо отношения между СНТ «Союз» и Хачатряном А.В. не имеется.
Таким образом, суд полагает, что ответственность по возмещению причиненного ущерба должна быть возложена на ООО «Комплект Сервис».
На основании ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Указанными действиями нарушены требования части 1,2 статьи 37 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которая определяет, что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещает строительство и реконструкцию зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ч. 2 ст. 13 адрес Кодекса от 25.10.2001 № 136-ФЗ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под «отходами производства и потребления» понимают вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исходя из данной статьи «обращение с отходами» - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, «утилизация отходов» - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг; «накопление отходов» - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления на почву.
П. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках навалом, насыпью должны соблюдаться следующие условия:
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
Однако, на земельном участке по вышеуказанному адресу, данные условия при размещении (складировании) отходов производства и потребления не соблюдаются, а именно отходы размещены на земельном участке (площадке) навалом и не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветра, что создает угрозу загрязнения окружающей среды.
П. 4.13. ГОСТа 30772-2001, введенного Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст определяет, что территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под «требованиями в области охраны окружающей среды» понимают предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 34 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п.п. 5, 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещено размещение и захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Информация об объектах размещения отходов (ГРОРО) представлена в свободном доступе на сайте Минприроды РФ. Сведения о включении указанного объекта в ГРОРО отсутствуют.
Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам, регламентировано в «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной Приказом Минприроды России № 238 от 8 июля 2010 (далее - Методика).
В соответствии со статьей 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 33 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 21 от 18.10.2012 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликатного) причинения вреда.
По смыслу указанных норм вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в гражданско-правовом порядке на основании норм статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Следовательно, для привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо наличие в совокупности следующих условий: факт причинения вреда, противоправность поведения виновного лица, вина причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и возникшим вредом, доказанность размера причиненного вреда.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанной с охраной окружающей среды относится, в частности предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются, в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор (пункт 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 21 от 18.10.2012 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).
В соответствии с положением о Министерстве экологии и природопользования адрес, утвержденным постановлением Правительства адрес от 17.09.2007 № 681/27, Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти адрес специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории адрес в сфере охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 14.5 Положения «О министерстве экологии и природопользования адрес», утвержденного постановлением Правительства адрес от 26.04.2013 № 277/12, Министерство в целях реализации полномочий имеет право обращаться в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством адрес.
Министерство в соответствии с пунктом 12.2 Положения наделено полномочием по осуществлению регионального государственного экологического надзора, а также наделено правом обращения в установленном порядке в суд в защиту публичных интересов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджет муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
В соответствии с Законом адрес «О бюджете адрес», Министерство экологии и природопользования адрес является главным администратором сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежащие зачислению в бюджет городских округов.
В соответствии со ст. 12 и ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон и каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Поскольку в ходе рассмотрения данного дела факт причинения вреда окружающей среде ответчиком ООО «Комплект Сервис» нашел свое подтверждение, требования истца о взыскании суммы ущерба в размере сумма с ответчика ООО «Комплект Сервис» подлежат удовлетворению.
Поскольку суд возложил обязанность по возмещению ущерба на ООО «Комплект Сервис», в удовлетворении требований к СНТ «Союз», Хачатряну А.В. надлежит отказать.
В силу положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Комплект Сервис» в бюджет адрес подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства экологии и природопользования адрес к СНТ «Союз», Хачатряну Арману Вололяевичу, ООО «Комплект Сервис» о взыскании денежных средств – удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Комплект Сервис» (ОГРН 1215000001281 ИНН 502401001) в доход бюджета Одинцовского адрес в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, в размере сумма
В удовлетворении требований к СНТ «Союз», Хачатряну Арману Вололяевичу – отказать.
Взыскать с ООО «Комплект Сервис» в бюджет адрес госпошлину за рассмотрение дела в суде в размере сумма
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Щербинский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
1