Мотивированное решение по делу № 02-15783/2022 от 04.07.2022

УИД 77RS0034-02-2022-011154-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

адрес                                                                    21 ноября 2022 года 

 

Щербинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Борискиной А.В.,

при секретаре фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  2-15783/2022 по иску Министерства экологии и природопользования адрес к СНТ «Союз», Хачатряну Арману Вололяевичу, ООО «Комплект Сервис» о взыскании денежных средств,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании в доход бюджета Одинцовского адрес в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, в размере сумма

  В обоснование заявленных требований истец указывает, что ответчиками причинен ущерб окружающей среде, который подлежит взысканию с ответчиков.

Представитель истца по доверенности  фио в судебное заседание явился, требования иска поддержал.

Представитель ответчика СНТ «Союз» по доверенности фио в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований, поскольку является ненадлежащим ответчиком по делу.

Ответчики Хачатрян А.В., ООО «Комплект Сервис» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд полагал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г.  7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1,3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.02.  7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие в окружающей среде в результате ее загрязнения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 74 Земельного кодекса РФ от 25.10.01.  136-ФЗ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10.01.02  7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Как указал истец в иске, фио согласно решения членов Правления СЫТ «Союз» от 14.08.2020  1, будучи избранной председателем правления садового товарищества, являясь должностным лицом в чьи обязанности входит обеспечение деятельности товарищества в соответствии с Уставом и полномочиями, предоставленными на основании ст. 19 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017  217-ФЗ, с неустановленного периода времени до 15 час. 45 мин. 16 марта 2021 допустила размещение строительных грунтов вблизи участка  69 на адрес «Союз» адрес, на открытом грунте.

Хачатрян А.В. 16 марта 2021 г. около 15 час. 45 мин., используя автомобиль САК 7995-10 г.р.з. С 892 ОУ 750, организовал загрузку строительных грунтов is неустановленном месте и последующую их перевозку на адрес, где осуществил его выгрузку вблизи участка  69 на открытый грунт.

В соответствии с экспертным заключением от 13.07.2021  ЭЗ-99аЭ/21 размещенный на з/у с КН 50:20:0070748:229 на адрес «Союз» грунт представляет собой безгумусный грунте незначительными включениями отходов природного камня и отходов обрабатывающих производств, относящегося к V классу опасности. В результате порчи почв, возникшей при перекрытии ее поверхности отходами причинён вред в размере 500 000 (сумма прописью). Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам, регламентировано в «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной Приказом Минприроды России  238.

Постановлением Министерства экологии и природопользования адрес о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды  03/24/2732/2021 от 11.10.2021, Председатель СНТ «Союз» фио привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.7 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия, ухудшающих качественное состояние земель, с назначением наказания в виде штрафа в размере сумма

Постановлением Министерства экологии и природопользования адрес о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды  03/24/1254/2021 от 27.08.2021, Хачатрян А.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.2 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, с назначением наказания в виде штрафа в размере сумма

Вместе с тем, судом установлено, что 01.03.2021 между СНТ «Союз» и ООО «Комплект Сервис» заключен договор безвозмездного оказания услуг для благоустройства земельного участка на адрес «Союз» по адресу: адрес.

Согласно п. 4.2.3 указанного договора, ООО «Комплект Сервис» обязано соблюдать меры охраны окружающей среды, зеленых  насаждений и земли.

За причиненный в ходе выполнения работ ущерб, ООО «Комплект Сервис» несет ответственность в случае, если он нанесен по вине ООО «Комплект Сервис».

Также судом установлено, что какие-либо отношения между СНТ «Союз» и Хачатряном А.В. не имеется.

Таким образом, суд полагает, что ответственность по возмещению причиненного ущерба должна быть возложена на ООО «Комплект Сервис».

На основании ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998  89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Указанными действиями нарушены требования части 1,2 статьи 37 Федерального закона от 10.01.2002  7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которая определяет, что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещает строительство и реконструкцию зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001  136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно ч. 2 ст. 13 адрес Кодекса от 25.10.2001  136-ФЗ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998  89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под «отходами производства и потребления» понимают вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исходя из данной статьи «обращение с отходами» - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, «утилизация отходов» - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг; «накопление отходов» - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998  89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002  7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления на почву.

П. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003  80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках навалом, насыпью должны соблюдаться следующие условия:

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).

Однако, на земельном участке по вышеуказанному адресу, данные условия при размещении (складировании) отходов производства и потребления не соблюдаются, а именно отходы размещены на земельном участке (площадке) навалом и не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветра, что создает угрозу загрязнения окружающей среды.

П. 4.13. ГОСТа 30772-2001, введенного Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001  607-ст определяет, что территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них        отходов являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002   7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под «требованиями в области охраны окружающей среды» понимают предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными        правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 34 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002  7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно п.п. 5, 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998  89-ФЗ запрещено размещение и захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Информация об объектах размещения отходов (ГРОРО) представлена в свободном доступе на сайте Минприроды РФ. Сведения о включении указанного объекта в ГРОРО отсутствуют.

Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам, регламентировано в «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной Приказом Минприроды России  238 от 8 июля 2010 (далее - Методика).

В соответствии со статьей 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда        окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 33 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации  21 от 18.10.2012 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликатного) причинения вреда.

По смыслу указанных норм вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в гражданско-правовом порядке на основании норм статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Следовательно, для привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо наличие в совокупности следующих условий: факт причинения вреда, противоправность поведения виновного лица, вина причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и возникшим вредом, доказанность размера причиненного вреда.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002  7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанной с охраной окружающей среды относится, в частности предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются, в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор (пункт 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации  21 от 18.10.2012 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).

В соответствии с положением о Министерстве экологии и природопользования адрес, утвержденным постановлением Правительства адрес от 17.09.2007  681/27, Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти адрес специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории адрес в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 14.5 Положения «О министерстве экологии и природопользования адрес», утвержденного постановлением Правительства адрес от 26.04.2013  277/12, Министерство в целях реализации полномочий имеет право обращаться в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством адрес.

Министерство в соответствии с пунктом 12.2 Положения наделено полномочием по осуществлению регионального государственного экологического надзора, а также наделено правом обращения в установленном порядке в суд в защиту публичных интересов.

В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджет муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

В соответствии с Законом адрес «О бюджете адрес», Министерство экологии и природопользования адрес является главным администратором сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежащие зачислению в бюджет городских округов.

В соответствии со ст. 12 и ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон и каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Поскольку в ходе рассмотрения данного дела факт причинения вреда окружающей среде ответчиком ООО «Комплект Сервис» нашел свое подтверждение, требования истца о взыскании суммы ущерба в размере сумма с ответчика ООО «Комплект Сервис» подлежат удовлетворению.

Поскольку суд возложил обязанность по возмещению ущерба на ООО «Комплект Сервис», в удовлетворении требований к СНТ «Союз», Хачатряну А.В. надлежит отказать.

В силу положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Комплект Сервис» в бюджет адрес подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде в размере сумма

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

Исковые требования Министерства экологии и природопользования адрес к СНТ «Союз», Хачатряну Арману Вололяевичу, ООО «Комплект Сервис» о взыскании денежных средств  удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Комплект Сервис» (ОГРН 1215000001281 ИНН 502401001) в доход бюджета Одинцовского адрес в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, в размере сумма

В удовлетворении требований к СНТ «Союз», Хачатряну Арману Вололяевичу  отказать.

Взыскать с ООО «Комплект Сервис» в бюджет адрес госпошлину за рассмотрение дела в суде в размере сумма

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Щербинский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Судья

1

02-15783/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено частично, 21.11.2022
Истцы
Минэкологии и природопользования МО
Ответчики
ООО "Комплект Сервис"
СНТ Союз
Хачатрян А.В.
Суд
Щербинский районный суд
Судья
Борискина А.В.
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
28.11.2022
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее