РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2021 года город Москва
Щербинский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-6608/21 по иску Буйского межрайонного прокурора Костромской области к фио о взыскании вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику счет возмещения вреда, причиненного незаконной вырубкой лесных насаждений в размере сумма, мотивируя требования тем, что в ходе проведения проверки был установлен факт незаконной вырубки ответчиком лесных насаждений, чем был причинен вред в указанном выше размере.
Представитель истца, ответчик, представители третьих лиц администрации Буйского муниципального района Костромской области, Департамента лесного хозяйства Костромской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд полагал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав и оценив в совокупности письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
Таким образом, прокурор вправе предъявить настоящий иск в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, что фио является финансовым директором ООО «СК Реалист Групп». Одним из видов деятельность ООО «СК Реалист Групп» (являются лесозаготовки).
В ходе проведения проверки установлено, что фио, имея право по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе или банковских счетах ООО «СК Реалист Групп, то есть выполняющим административно-хозяйственные функции в период с 10.09.2019 года по 27.11.2019 года в дневное время, точные дата и время в ходе предварительного и судебного следствия не установлены, находясь на территории г. Буя Костромской области, имея умысел, направленный на незаконную рубку деревьев с целью последующей его реализации, в нарушение требований ст. 16 и ст. 29 Лесного Кодекса Российской Федерации и Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного Кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 474, осознавая, что полученных в установленном законом порядке документов, разрешающих рубку деревьев в квартале 59 выдела 24, 25, Ликургского участкового лесничества ОГКУ «Буйское лесничество», у него нет, и что заготовка древесины будет осуществляться заведомо незаконно, введя в заблуждение относительно законности своих действий генерального директора ООО «Партнеринвест», с которым заключил договор подряда на заготовку древесины и договор купли-продажи от 14.10.2019, предоставив ему копию недействующей лесной декларации № 1/2019 от 16.01.2019 года (входящий ОГКУ «Буйское лесничество» № 6 от 16.01.2019 г.), согласно которой, квартал 59 выдела 24, 25, Ликургского участкового лесничества ОГКУ «Буйское лесничество» задекларирован с указанием сроков рубки с 27.01.2019 по 26.01.2020.
Генеральный директор ООО «Партнеринвест», не зная об отсутствии разрешительных документов, заключил договор возмездного оказания услуг по заготовке леса 19.11.2019 по производству работ по заготовке древесины в квартале 59 выдела 21, 22, 24, 25 Ликургского участкового лесничества ОГКУ «Буйское лесничество», и договор купли-продажи древесины 19.11.2019 года с директором ООО «Транс Лес Регион», предоставив ему копию лесной декларации №1/2019 от 16.01.2019 , который ООО «Транс Лес Регион» в свою очередь, заключил договор возмездного оказания услуг по заготовке леса №9 от 20.11.2019 по производству работы по заготовке древесины в квартале 59 выдела 21, 22, 24, 25 Ликургского участкового лесничества ОГКУ «Буйское лесничество», и договор купли-продажи древесины от 19.11.2019 с директором ООО Производственно-коммерческой фирмы «Домострой», предоставив ему копию лесной декларации № 1/2019 от 16.01.2019, согласно которого ООО Производственно-коммерческая фирма «Домострой» обязалась произвести работы по заготовке древесины в квартале 59 выдела 21, 22, 24, 25 Ликургского участкового лесничества ОГКУ «Буйское лесничество».
В период времени с 20.11.2019 по 27.11.2019, более точное время в ходе предварительного следствия не установлено, бригада ООО Производственнокоммерческой фирмы «Домострой» в квартале 59 выдела 24,25 Ликургского участкового лесничества ОГКУ «Буйское лесничество», расположенный на расстоянии 550 метров на север от дер. Каменка Буйского района Костромской области, не зная об отсутствии разрешительных документов, и что лесная декларация № 1/2019 от 16.01.2019 (входящий ОГКУ «Буйское лесничество» № 6 от 16.01.2019 г.) является недействующей, считая свои действия законными, при помощи Харвестера JCB 220 и форвардера Ponsse Elephat King осуществили незаконную рубку лесных насаждений общим объемом незаконно спиленной древесины 414,73 м3: порода сосна 169,37 м3 на сумму сумма, порода ель- 158,37 м3 на сумму сумма, по породе береза - 74,52 м3 на сумму сумма, порода осина-12,47 м3 на сумму сумма, исходя из стоимости 1 м по «Ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в Федеральной собственности», утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №1363 от 11.11.2017г. «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в Федеральной собственности, установленные Правительством РФ в 2007 году в 2019 году с применением коэффициента 2,38 и Постановления губернатора Костромской области от 04.06.2014 № 101 «Об утверждении распределения лесных кварталов по разрядам такс», согласно которому, квартал 59 Ликургского участкового лесничества ОГКУ «Буйского лесничества» относится к 3 (третьему) разряду такс.
Стоимость древесины по хвойным породам составила сумма
В соответствии с таксами для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка которых допускается (пункт 1 Приложения № 1 Постановления № 1730) размер вреда за незаконную рубку деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более равен - 50-кратной стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов составила сумма
Размер такс, предусмотренных приложениями № 1 - 3 к особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. №1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», подлежит увеличению в 2 раза при определении размера вреда, причиненного в связи с незаконными рубкой, выкапыванием, уничтожением или повреждением деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемыми в ноябре - январе; (пункт 6 Приложения № 4 Постановления № 1730) составил сумма
Стоимость древесины по лиственным породам составила сумма
В соответствии с таксами для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка которых допускается (пункт 1 Приложения № 1 Постановления № 1730) размер вреда за незаконную рубку деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более равен - 50-кратная стоимость древесины деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов: составил сумма
Общий ущерб от незаконно спиленной древесины составил - сумма
Таким образом, фио, с использованием своего служебного положения, осуществил незаконную рубку лесных насаждений объемом 414,73 м3 древесины на общую сумму сумма, причинив своими умышленными действиями Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства Костромской области материальный ущерб в особо крупном размере на сумму сумма
Приговором Буйского районного суда от 16.02.2021 фио признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ.
Данный приговор вступил в законную силу 01.03.2021.
Как следует из ч. 1 ст. 9 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Пунктом 12, 11 Правил заготовки древесины (в редакции, действовавшей на момент вмененного деяния) установлено, что рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода, согласно лесной декларации...
Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывозки древесины.
После завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения настоящих Правил, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений; проекта, освоения лесов уполномоченными органами проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений, по результатам которого составляется акт осмотра места рубок, в котором указывают сведения о соблюдении (несоблюдении) положений, предусмотренных технологической картой, лесной декларацией, проектом освоения лесов.
Из вышеизложенного следует, что лесная декларация, являющаяся заявлением об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, является одним из обязательных, разрешительных документов для осуществления лесозаготовительной деятельности.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лицо-, подавшее лесную декларацию), в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Внесение изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода осуществляется в случаях: ...исключения отдельных лесосек, объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры и (или) их замены на другие до начала рубки лесных насаждений.
В случае внесения изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода лицо, подавшее лесную декларацию, направляет в уполномоченный орган письменное заявление в произвольной форме с указанием информации о вносимых изменениях, с обоснованием необходимости внесения таких изменений. К письменному заявлению прилагаются документы, обосновывающие необходимость вносимых изменений. Изменения в лесную декларацию являются неотъемлемой частью лесной декларации, в которую вносятся изменения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 21 от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к ст. 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.
По смыслу закона, незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка древесины, насаждений без оформления необходимых документов, при этом Постановление Пленума Верховного Суда РФ №21 от 18.10.2012 № 21 содержит не исчерпывающий перечень документов, требующихся для заготовки древесины на законном основании, о чем говорят используемые формулировки.
Из абзаца 3 пункта 16 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ М 21 следует, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов пользования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений.
Доводы о законности рубки лесных насаждений при отсутствии лесной декларации, но при наличии других документов, а также об отсутствии в действиях признаков состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ основаны на неверном толковании лесного законодательства РФ.
Так, пунктом 4, 5 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 13.09.2011 № 474 (далее Правила заготовки древесины), заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Таким образом, отсутствие лесной декларации допускается только в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, поэтому заготовка древесины в отсутствие лесной декларации на арендуемом лесном участке является незаконной.
Исходя из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», рубка лесных насаждений является незаконной при нарушении требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации указывает на то, что использование, охрана, зашита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно п.1 ст.77 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, одним из которых является имущественная (гражданско-правовая) ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В силу пункта 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 18 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В силу ч. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Согласно позиции Конституционного суда РФ отраженной в Постановлении от 21.12.2011 № 30-П следует, что признание преюдициального значения судебного решения, направленное на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в связи с чем, вред от незаконной рубки причинен Российской Федерации.
Таким образом, вред, причиненный вследствие нарушения лесного законодательства, подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинён ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. При этом к имущественной ответственности лицо может быть привлечено независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности.
Незаконная рубка леса произведена вследствие ненадлежащего исполнения обществом своих обязанностей, в результате чего лесному фонду причинен вред в сумме сумма который подлежит взысканию в полном объеме с фио
Установлено, что до настоящего времени причиненный фио вред в размере сумма в добровольном порядке не возмещен.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, правильного распределив бремя доказывания и установив фактические обстоятельства дела, судом установлен факт нарушения ответчиком требований Лесного кодекса РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательства, в связи с чем требования истца о взыскании с ответчика вреда заявлены обоснованно, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет г. Москвы подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2021 ░░░░