Дело № 12-1067/2016
Р Е Ш Е Н И Е
29 ноября 2016 года г. Уфа
Судья Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Абдрахманова Н.В.,
с участием представителя главного врача ФИО15 Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер Шарипова ФИО19. - Вязова ФИО20., действующего на основании доверенности от < дата >,
государственного инспектора ... РБ по пожарному надзору Исламгалиева ФИО21.,
в отсутствии главного врача ФИО15 Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер Шарипова ФИО22. - лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев жалобу главного врача ФИО15 Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер Шарипова ФИО24 на постановление государственного инспектора ... РБ по пожарному надзору Исламгалиева ФИО23. ... от < дата >, которым:
Главный врач ГБУЗ Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер Шарипов ФИО25 подвергнут административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 15000 рублей,
у с т а н о в и л :
Постановлением государственного инспектора ... РБ по пожарному надзору Исламгалиева ФИО27. ... от < дата > главный врач ГБУЗ Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер Шарипов ФИО26 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности.
Не соглашаясь с данным постановлением государственного инспектора ... РБ по пожарному надзору Исламгалиева ФИО28. ... от < дата >, Шариповым ФИО29. подана жалоба в Советский районный суд ... РБ, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
Главный врач ФИО15 Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер Шарипов ФИО30. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В судебном заседании представитель главного врача ФИО15 Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер Шарипова ФИО31. - Вязов ФИО32., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Государственный инспектор г. Уфы РБ по пожарному надзору Исламгалиев ФИО33 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы, пояснил, что факт правонарушения полностью подтвержден собранными по делу доказательствами.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии Шарипова ФИО34
Изучив и оценив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от < дата > № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Исходя из положений ст.ст. 1.5, 2.1, 24.1 КоАП РФ в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обстоятельств дела возложено на должностное лицо административного органа, которым не представлены достаточные доказательства в подтверждение обстоятельств дела, на основании которых придти к однозначному выводу о виновности лица во вмененном правонарушении возможным не представляется. В силу презумпции невиновности все имеющиеся сомнения толкуются в пользу привлекаемого лица.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, < дата > согласно ежегодного плана проведения плановых проверок на объектах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год отделом надзорной деятельности и профилактической работы по ... управления надзорной и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ... была назначена плановая выездная проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в комплексе зданий, расположенных по адресу: ..., используемого Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер (ФИО15 Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер, ИНН 0274036104), в результате чего было вынесено распоряжение .... Срок проведения данной проверки был установлен с < дата > до < дата >.
Вышеуказанное распоряжение было направлено в адрес ФИО15 Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер посредством сети «Интернет» на электронный адрес - UFA.RKPD@doctorrb.ru.
Так, в период времени с 14 ч. 00 мин. < дата > до 15 ч. 00 мин. < дата > и с 10 ч. 30 мин. < дата > до 11 ч. 30 мин. < дата > в ходе проведения плановой выездной проверки по соблюдению требований законодательства РФ о пожарной безопасности в комплексе зданий, расположенных по адресу: ..., используемых Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер, в присутствии инженера по пожарной безопасности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер Раянова ФИО35., были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в следующем:
Здание лечебного корпуса
- Помещение серверной, расположенной возле кабинета ..., не отделено
противопожарной дверью от остальных помещений иного назначения, чем нарушены требования п. 5.14*, п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - На плане эвакуации, расположенном возле приемного отделения, отсутствует обозначение места размещения самого плана эвакуации в здании, чем нарушены требования пп. г п. 6.2.3 ФИО14 < дата >-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля»;
- На двери лестничной клетки, расположенной на 2-м этаже, отсутствует приспособление для самозакрывания, чем нарушены требования п. 6.18* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
- Не проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли, чем нарушены требования п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме»;
Здание пищеблока
- Помещение вентиляционной камеры не отделено противопожарной дверью от остальных помещений иного назначения, чем нарушены требования п. 5.14*, п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
- На двери помещения вентиляционной камеры отсутствует обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной опасности, чем нарушены требования п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме»;
Здание патолого-анатомического отделения
- Помещение складского назначения не отделено противопожарной дверью от остальных помещений иного назначения, чем нарушены требования п. 5.14*, п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
- На двери помещения складского назначения отсутствует обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной опасности, чем нарушены требования п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме»;
- Помещение архива не отделено противопожарной дверью от остальных помещений иного назначения, чем нарушены требования п. 5.14*, п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
10. На двери помещения архива отсутствует обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной опасности, чем нарушены требования п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме»;
Общие нарушения
11. В отношении объекта защиты не разработана декларация пожарной безопасности, чем нарушены требования ч. 5 ст. 6 Федерального закона от < дата > № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
12.Отсутствуют документы, подтверждающие проведение практических тренировок с лицами, осуществляющими свою деятельность на объекте, чем нарушены требования п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме».
Здание лечебного корпуса
13. В помещении приемного отделения допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, чем нарушены требования пп. в п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме»;
Бытовые помещения
14. В помещении, предназначенном для нахождения водителей, а также для ночной охраны, допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, чем нарушены требования пп. в п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме»;
Здание патолого-анатомического отделения
15. В помещении, предназначенном для служебного персонала, а также в помещениях моечной и склада, допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, чем нарушены требования пп. в п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме».
Здание лечебного корпуса
16. Ширина эвакуационного выхода, расположенного возле кабинета ... и ведущего из 1-го этажа непосредственно наружу, составляет 0,62 м, что не соответствует установленным требованиям в 1,2 м, чем нарушены требования п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
17. Дверь эвакуационного выхода, расположенного возле кабинета ... и ведущего из 1-го этажа непосредственно наружу, открывается не по направлению выхода из здания, чем нарушены требования п. 6.17 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
18. В полу у эвакуационного выхода, расположенного возле кабинета ... и ведущего из 1-го этажа непосредственно наружу, допущен перепад высоты менее 45 см (фактическая высота перепада составляет 24 см), чем нарушены требования п. 6.28* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
19. Дверь эвакуационного выхода, расположенного возле кабинета заведующего аптекой и ведущего из 1-го этажа непосредственно наружу, открывается не по направлению выхода из здания, чем нарушены требования п. 6.17 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
20. Для отделки стен холла 1-го этажа применен материал с неизвестными показателями пожарной опасности, чем нарушены требования ч. 6 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона от < дата > № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
21. Ширина эвакуационного выхода, ведущего из 2-го этажа на наружную открытую лестницу, составляет 0,57 м, что не соответствует установленным требованиям в 0,8 м, чем нарушены требования п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
Здание патолого-анатомического отделения
22. Здание не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации, чем нарушены требования п. 9 таблицы 1 Приложения (обязательного) к НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»;
23. Ширина эвакуационного выхода ..., ведущего непосредственно наружу из здания, составляет 0,69 м, что не соответствует установленным требованиям в 0,8 м, чем нарушены требования п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
24. Эвакуационный выход ..., ведущий непосредственно наружу из здания, загроможден картонными коробками, чем нарушены требования пп. б п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме».
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки ... от < дата >. Копия распоряжения от < дата > ... была направлена в адрес Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер посредством сети интернет на электронный адрес (л.д. 84).
За выявленные при проверке нарушения инспектором отдела надзорной деятельности ... управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по РБ - государственным инспектором ... по пожарному надзору Исламгалиевым ФИО36. < дата > в отношении главного врача ГБУЗ РКПД Шарипова ФИО37. составлены протоколы об административных правонарушениях: по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ, по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Копии протоколов направлены в адрес главного врача ГБУЗ РКПД Шарипова ФИО38., что подтверждается копией уведомления с отметкой о вручении (л.д. 72).
Постановлением государственного инспектора ... РБ по пожарному надзору Исламгалиева ФИО39.. ... от < дата > главный врач ГБУЗ РКПД Шарипов ФИО40 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 15000 рублей.
Пункт 1 Постановления. Помещение серверной, расположенной возле кабинета ..., не отделено противопожарной дверью от остальных помещений иного назначения, чем нарушены требования п. 5.14*, п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Согласно п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
Так, в ходе проведения проверки было установлено, что возле кабинета ... здания лечебного корпуса, расположено помещение серверной. Указанное помещение было отнесено к производственному помещению, поскольку в данном помещении размещено оборудование, задействованное для выполнения сервисного программного обеспечения, а также из данного помещения осуществляется управление аппаратными процессами. При этом наличие рабочего места в данном помещении не исключает того, что оно является производственным.
Вместе с тем, рассматриваемое помещение фактически отделено от остальной части здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (больницы) деревянной дверью не имеющей признаков по которым данную дверь возможно отнести к противопожарной. В частности к таким признакам возможно отнести знак качества, который проставляется на противопожарных дверях, поскольку противопожарные двери подлежат обязательной сертификации в соответствии с требованиями Федерального закона от < дата > № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».Кроме того, вместе со знаком качества на противопожарной двери должен быть нанесен его серийный (заводской) номер, предел огнестойкости двери, наименование и адрес завода изготовителя двери.
Согласно п. 5.21* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» здания и части зданий - помещения или группы помещений, функционально связанных между собой, по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы.
Данным пунктом предусмотрено, что складские помещения, размещаемые в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1, относятся к классу Ф5.
Таким образом, в рассматриваемом случае помещение серверной, расположенное возле кабинета ..., относится к классу функциональной пожарной опасности Ф5, а здание, в котором находится данное помещение к классу Ф1. Следовательно, согласно п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» рассматриваемое помещение должно быть отделено от остальной части здания, ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, поскольку названные помещения относятся к различным классам функциональной пожарной опасности.
Пункт 2 Постановления. На плане эвакуации, расположенном возле приемного отделения, отсутствует обозначение места размещения самого плана эвакуации в здании, чем нарушены требования пп. г п. 6.2.3 ФИО14 < дата >-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля».
Согласно указанному пункту ФИО14 < дата >-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля»:
планы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей. Графическая часть должна включать в себя этажную (секционную) планировку здания, сооружения, транспортного средства, объекта с указаниемместа размещения самого плана эвакуации.
Нарушение указанного пункта было установлено по факту его наличия. Приложенный фотоснимок не может являться надлежащим доказательством, поскольку он не обладает критериями допустимости. В частности неизвестно когда и кем была совершена фотосъемка, соответственно при каких обстоятельствах он был получен.
Кроме того, изучение представленного фотоснимка плана эвакуации дает право полагать, что обозначение места размещения самого плана эвакуации в виде окружности черного цвета, было изготовлено самодельным способом, что указывает на то, что данное обозначение было нанесено после выявления рассматриваемого нарушения.
Пункт 3 Постановления. На двери лестничной клетки, расположенной на 2-м этаже, отсутствует приспособление для самозакрывания, чем нарушены требования п. 6.18* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Согласно указанной норме двери лестничных клеток должны иметь приспособления для самозакрывания. Вместе с тем, названная норма не предусматривает каких-либо исключений, касающихся возможной эксплуатации дверей лестничных клеток без приспособлений для самозакрывания. Устранение нарушения после его выявления не освобождает от ответственности за его совершение. При этом заявитель не отрицает тот факт, что данное нарушение имелось в ходе проведения проверки.
Пункт 4 Постановления. Не проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли, чем нарушены требования п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме».
Пунктом 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации предусмотрено, что руководитель осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.
То есть в случае отсутствия в инструкции завода-изготовителя огнезащитного состава сроков периодичности проверки его состояния, проверка состояния огнезащитного состава проводится не реже 1 раза в год.
Вместе с тем заявителем не представлена инструкция завода-изготовителя огнезащитного состава, указывающая на необходимость проведения проверки состояния огнезащитного состава с иной периодичностью.
Пункт 5 Постановления. Помещение вентиляционной камеры не отделено противопожарной дверью от остальных помещений иного назначения, чем нарушены требования п. 5.14*, п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Указанное нарушение заявителем не оспаривается, что свидетельствует о его наличии на момент проведения проверки.
Пункт 6 Постановления. На двери помещения вентиляционной камеры отсутствует обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной опасности, чем нарушены требования п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме».
Указанное нарушение было установлено по факту его наличия. Приложенный фотоснимок не может являться надлежащим доказательством, поскольку он не обладает критериями допустимости. В частности неизвестно когда и кем была совершена фотосъемка, соответственно при каких обстоятельствах он был получен.
Пункт 7 Постановления. Помещение складского назначения не отделено противопожарной дверью от остальных помещений иного назначения, чем нарушены требования п. 5.14*, п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Выводы о том, что названное помещение имеет складское назначение, были сделаны исходя из следующего:
Из положений СНиП 31-04-2001 «Складские здания», принятых Постановлением Госстроя РФ от < дата > ..., следует, что под складским помещением понимается нежилое помещение, предназначенное для хранения сырья, продукции, товаров и прочих грузов, обеспечивающее соблюдение требуемых условий хранения и оснащенное оборудованием для хранения.
Соответственно, для того, чтобы определить, что то или иное помещение имеет складское назначение, необходимо, прежде всего, установить факт нахождения в нем неопределенное количество сырья, продукции, товаров, материалов, а также оснащение его оборудованием для хранения, при этом помещение должно быть нежилым.
Вместе с тем, осмотр указанного помещения позволил прийти к однозначному выводу о том, что данное помещение является помещением складского назначения, поскольку оно обладает его признаками.
Таким образом, результаты осмотра свидетельствуют о том, что рассматриваемое помещение является помещением складского назначения.
Пункт 8 Постановления. На двери помещения складского назначения отсутствует обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной опасности, чем нарушены требования п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме».
Указанное нарушение по существу не оспаривается, что свидетельствует о его наличии на момент проведения проверки.
Пункт 9 Постановления. Помещение архива не отделено противопожарной дверью от остальных помещений иного назначения, чем нарушены требования п. 5.14*, п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Архив это помещение, в котором осуществляется хранение документов, следовательно, оно не может являться общественным, поскольку доступ в данное помещение ограничен.
Вывод о том, что данное помещение является архивом, был сделан исходя из того, что в нем осуществляется хранение документов.
Пункт 10 Постановления. На двери помещения архива отсутствует обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной опасности, чем нарушены требования п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме».
Согласно п. 20 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ..., руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В ходе проведения проверки было установлено, что данное помещение является архивом, в связи с чем, на двери данного помещения должно находиться обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной опасности.
Пункт 11. В отношении объекта защиты не разработана декларация пожарной безопасности, чем нарушены требования ч. 5 ст. 6 ФЗ от < дата > ... ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В соответствиис ч. 5 ст. 6 Федерального законаот < дата > ... ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности
Согласно ст. 64 вышеуказанного закона, декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В материалах дела представлена декларация пожарной безопасности только лечебного корпуса, а не всего здания.
Пункт 12 Постановления. Отсутствуют документы, подтверждающие проведение практических тренировок с лицами, осуществляющими свою деятельность на объекте, чем нарушены требования п. 12 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от < дата > ... ФЗ «О противопожарном режиме».
Согласно вышеуказанному нормативному акту,на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.
Согласно пояснениям инспектора в ходе судебного заседания, План проведения тренировки по отработке экстренной эвакуации персонала и больных ФИО15 РПТД в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций, на момент проверки нарушений, не был представлен.
Однако устранение выявленных нарушений, не может являться обстоятельством, освобождающим должностное лицо от ответственности.
Пункт 13 Постановления. В помещении приемного отделения допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, чем нарушены требования пп. в п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме».
Согласно указанной норме эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) запрещается. Вместе с тем, названная норма не предусматривает каких-либо исключений, касающихся возможной эксплуатации светильников со снятыми колпаками (рассеивателями). Устранение нарушения после его выявления не освобождает от ответственности за его совершение. При этом заявитель не отрицает тот факт, что данное нарушение на момент проверки имелось.
Пункт 14 Постановления. В помещении, предназначенном для нахождения водителей, а также для ночной охраны, допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, чем нарушены требования пп. в п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме».
Согласно указанной норме эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) запрещается. Вместе с тем, названная норма не предусматривает каких-либо исключений, касающихся возможной эксплуатации светильников со снятыми колпаками (рассеивателями). Устранение нарушения после его выявления не освобождает от ответственности за его совершение. При этом заявитель не отрицает тот факт, что данное нарушение на момент проверки имелось.
Пункт 15 Постановления. В помещении, предназначенном для служебного персонала, а также в помещениях моечной и склада, допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, чем нарушены требования пп. в п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме».
Согласно указанной норме эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) запрещается. Вместе с тем, названная норма не предусматривает каких-либо исключений, касающихся возможной эксплуатации светильников со снятыми колпаками (рассеивателями). Устранение нарушения после его выявления не освобождает от ответственности за его совершение. При этом заявитель не отрицает тот факт, что данное нарушение на момент проверки имелось.
Пункт 16 Постановления. Ширина эвакуационного выхода, расположенного возле кабинета ... и ведущего из 1-го этажа непосредственно наружу, составляет 0,62 м, что не соответствует установленным требованиям в 1,2 м, чем нарушены требования п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Указанное нарушение заявителем не оспаривается, что свидетельствует о его наличии на момент проведения проверки.
Пункт 17 Постановления. Дверь эвакуационного выхода, расположенного возле кабинета ... и ведущего из 1-го этажа непосредственно наружу, открывается не по направлению выхода из здания, чем нарушены требования п. 6.17 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Указанное нарушение заявителем не оспаривается, что свидетельствует о его наличии на момент проведения проверки.
Пункт 18 Постановления. В полу у эвакуационного выхода, расположенного возле кабинета ... и ведущего из 1-го этажа непосредственно наружу, допущен перепад высоты менее 45 см (фактическая высота перепада составляет 24 см), чем нарушены требования п. 6.28* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Указанное нарушение заявителем не оспаривается, что свидетельствует о его наличии на момент проведения проверки.
Пункт 19 Постановления. Дверь эвакуационного выхода, расположенного возле кабинета заведующего аптекой и ведущего из 1-го этажа непосредственно наружу, открывается не по направлению выхода из здания, чем нарушены требования п. 6.17 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Указанное нарушение было установлено по факту его наличия. Приложенный фотоснимок не может являться надлежащим доказательством, поскольку он не обладает критериями допустимости. В частности неизвестно когда и кем была совершена фотосъемка, соответственно при каких обстоятельствах он был получен.
Пункт 20 Постановления. Для отделки стен холла 1 - го этажа применен материал с неизвестными показателями пожарной опасности, чем нарушены требования ч. 6 ст. 134, ч. 4 ст. 145 ФЗ от < дата > № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В соответствии с ч. 4 ст. 145 ФЗ от < дата > ... - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащими требования к отдельным видам продукции.
То обстоятельство, что в предписании ... по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности установлен срок (< дата >) для демонтажа отделочного материала ПВХ для стен, в настоящее время работы по демонтажу указанного материала завершены, не может повлечь отмену, либо изменение состоявшегося по делу постановления, в связи с тем, что на момент проверки указанное нарушение имело место и было выявлено государственным инспектором по пожарному надзору.
Пункт 21 Постановления. Ширина эвакуационного выхода, ведущего из 2-го этажа на наружную открытую лестницу, составляет 0,57 м, что не соответствует установленным требованиям в 0,8 м, чем нарушены требования п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Указанное нарушение заявителем не оспаривается, что свидетельствует о его наличии на момент проведения проверки.
Пункт 22 Постановления. Здание не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации, чем нарушены требования п. 9 таблицы 1 Приложения (обязательного) к НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».
Указанное нарушение заявителем не оспаривается, что свидетельствует о его наличии на момент проведения проверки.
Пункт 23 Постановления. Ширина эвакуационного выхода ..., ведущего непосредственно наружу из здания, составляет 0,69 м, что не соответствует установленным требованиям в 0,8 м, чем нарушены требования п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Требования пожарной безопасности не содержат в себе понятий как основной выход либо запасной выход. Согласно нормативным документам по пожарной безопасности, выходы, имеющиеся в здании или помещении, могут быть признаны либо эвакуационными, либо аварийными.
Наличие эвакуационного выхода не освобождает от обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, предъявляемых к эвакуационным выходам.
Пункт 24 Постановления. Эвакуационный выход ..., ведущий непосредственно наружу из здания, загроможден картонными коробками, чем нарушены требования пп. б п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О противопожарном режиме».
Согласно указанной норме эвакуационные выходы запрещается загромождать какими-либо предметами. Вместе с тем, названная норма не предусматривает каких-либо исключений, предусматривающих обратное. Устранение нарушения после его выявления не освобождает от ответственности за его совершение. При этом заявитель не отрицает тот факт, что данное нарушение на момент проверки имелось.
Порядок организации органами государственного контроля (надзора) проверокюридических лиц установлен Федеральным законом от < дата > № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлениигосударственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).
Согласно статье 9 Федерального закона от < дата > N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (часть 1 статьи 9); плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (часть 2 статьи 9); о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведенияпосредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведенияплановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (часть 12 статьи 9).
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указывается наименование юридического лица проверка которого проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителяоргана государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, одновременно с предъявлением служебных удостоверений (ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ).
Распоряжение о проведении плановой выездной проверки от 09.02. 2016 г. ... на основании которого была проведена плановая выездная проверка комплекса зданий, расположенных по адресу: ..., используемых Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер, было направлено < дата > посредством электронной почты на адрес UFA.RKPD@doctorrb.ru. Данный адрес электронной почты опубликован на официальном интернет-сайт Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер - www.tubr.ru/kontakt.html. Указанное распоряжение было направлено при помощи электронной почты с адреса: ond-sov@mail.ru. Данный адрес электронной почты предназначен для осуществления должностных обязанностей и функций государственными инспекторами ... по пожарному надзору, закрепленными за территорией ....
Уведомления о дате, времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях было направлено в том же порядке и по тем же контактам. Наряду с этим, данное уведомление было также направлено посредством факсимильной связи на телефонный ..., который также опубликован на официальном интернет сайте названного юридического лица.
В связи с вышеизложенным, доводы жалобы о том, что копия распоряжения не была направлена в адрес главного врача ГБУЗ РКПД Шарипова ФИО41., о том, что уведомления о дате, времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях не поступали в адрес главного врача ГБУЗ РКПТД Шарипова ФИО42., подлежат отклонению.
Доводы жалобы о том, что плановая выездная проверка осуществлена в отсутствии Шарипова ФИО43 как руководителя ФИО15 РКПТ, ему не дана возможность указать в акте проверки о своем согласии или не согласии с результатами проверки, являются несостоятельными, поскольку при проведении проверки присутствовал инженер по пожарной безопасности ГБУЗ РКПД Раянов ФИО44. Отсутствие у должностного лица возможности обеспечить участие в проверке не может являться основанием для освобождения лица от обязанности, возложенной ст. 25 Федерального закона от < дата > № 294-ФЗ. Кроме того, проведение проверки в отсутствие должностного лица не относится к грубым нарушениям, влекущим признание результатов проверки недействительными.
Факт совершения административного правонарушения и вина главного врача ГБУЗ РКПД Шарипова ФИО45 в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- распоряжением о проведении плановой выездной проверки ... от < дата >;
- актом проверки ... от < дата >;
- предписанием ... от < дата >;
- протоколами об административных правонарушениях ... от < дата >, ... от < дата >, ... от < дата >
Все доказательства собраны с соблюдением требований закона и оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в их совокупности.
Частью 1 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ в акте проверки указывается наименование проверяемого юридического лица, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Копия акта проверки направлена ФИО2 почтовым отправлением от < дата >, что подтверждается почтовой квитанцией.
Не свидетельствуют о наличии оснований для отмены состоявшегося по делу постановления и доводы жалобы о не проведении в соответствии с требованиями ст. 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях осмотра помещений, поскольку с учетом обстоятельств настоящего дела проведение такого осмотра в рамках действующего административного законодательства не являлось необходимым.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 18, ч. 9 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
Как следует из пояснения государственного инспектора ... РБ по пожарному надзору Исламгалиева ФИО46., акт проверки составляется в кабинете инспектора МЧС России и для внесения записи о проведенной проверке в журнал учета проверок представитель ФИО2 должны предоставить инспектору журнал, что ФИО2 в свою очередь сделано не было.
Доводы жалобы о том, что главный врач ГБУЗ РКПТД Шарипов ФИО47. не был извещен о времени и дате рассмотрения дела, подлежат отклонению.
Извещение о времени рассмотрения дела в отношении главного врача ГБУЗ РКПТД Шарипов ФИО48. содержалось в протоколах об административном правонарушении ... от < дата >, ... от < дата >, ... от < дата > Указанные протоколы были направлены в адрес ГБУ здравоохранения ФИО5, главного врача ГБУЗ РКПД Шарипову ФИО49. по адресу ..., о чем имеется почтовое уведомление.
Доводы жалобы о том, что не дана возможность указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки, а также с действиями должностного лица органа государственного контроля (надзора) не влекут отмену состоявшегося по настоящему делу постановления должностного лица, в связи со следующим. При проведении проверки по соблюдению требований пожарной безопасности в отношении комплекса зданий, используемых ФИО2 присутствовал инженер пожарной безопасности ГБУЗ РКПД Раянов ФИО50., который не был лишен возможности указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки, но данным правом не воспользовался. Кроме того, акт проверки был направлен в адрес ФИО2, однако возражения в адрес Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по ... управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РБ от главного врача ГБУЗ РКПД Шарипова ФИО51. о своем согласии или несогласии с результатами проверки, а также с действиями должностного лица органа государственного контроля (надзора) не поступало.
Юридическая оценка действиям главного врача ГБУЗ РКПД Шарипова ФИО52 по части 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ дана правильная.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Наказание главному врачу ГБУЗ РКПД Шарипову ФИО53 в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену постановления, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л :
Постановление государственного инспектора ... РБ по пожарному надзору Ислагалиева ФИО54. ... от < дата >, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер Шарипова ФИО55 - оставить без изменения, жалобу главного врача ГБУЗ РКПТД Шарипова ФИО56. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Советский районный суд ... Республики Башкортостан.
Судья Н. В. Абдрахманова