РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2021 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Слукиной У.В.,
при помощнике судьи Ивановской Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-331/2021 по иску Поляковой Т.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки и обязании предоставить меры социальной поддержки,
установил:
Полякова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки, как ветерану труда и обязании их предоставления, ссылаясь на то, что являясь с ДД.ММ.ГГГГ ветераном труда, она обратилась в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки. Однако в предоставлении мер социальной поддержки ей было отказано. Полагая данный отказ незаконным и нарушающим её права, просила суд признать ей право на меры социальной поддержки в виде назначения ежемесячной денежной выплаты, назначить ей (Поляковой Т.В.) ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец Полякова Т.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, не явилась.
Представитель ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Копяткевич А.М. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, указывая, что истец является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в соответствии с Законом Тульской области от 30 сентября 2006 года № 736-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.4 ст.8 Закона Тульской области № 493-ЗТО, если гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки по настоящему закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, социальная поддержка
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Полякова Т.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выданным ей удостоверением серии <данные изъяты> №.
ДД.ММ.ГГГГ Полякова Т.В. обратилась в ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о предоставлении ей меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда.
Решением отдела социальной защиты населения по г.Туле - филиала ГУ ТО «УСЗН Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ под № Поляковой Т.В. в назначении мер социальной поддержки отказано, поскольку она не достигла общеустановленного возраста выхода на пенсию.
Кроме того, в возражениях на исковое заявление указано, что Полякова Т.В. является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в соответствии с Законом Тульской области от 30 сентября 2006 года № 736-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с п.4 ст. 8 Закона Тульской области № 493-ЗТО социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору гражданина.
Не согласившись с данным отказом, Полякова Т.В. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Из сообщения ГУ ТО УСЗН Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Полякова Т.В. является ветераном труда и получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в соответствии с Законом Тульской области от 30 сентября 2006 года № 736-ЗТО. Меры социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области не получает.
Согласно сообщению ГУ – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № Полякова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получателем пении (иных выплат) по линии органов ПФР по Тульской области не значится.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 и статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
В силу статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской федерации.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой 24 декабря 2004 года принят Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в статье 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, среди которых указаны ветераны труда и граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие данного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
В ст. 3 указанного Закона указано, какие меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральным законами «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О страховых пенсиях», независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
Рассматривая исковые требования Поляковой Т.В., суд приходит к следующим выводам.
В Федеральном Законе № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии «за выслугу лет» (он в настоящий период времени входит в понятие «трудовая пенсия по старости»).
Статьей 7 данного Закона установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
С 01 января 2015 года вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 3 ст. 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим законом в части, не противоречащей настоящему закону.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в редакции от 3 октября 2018 № 350-ФЗ, Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Как установлено по делу, истцу, обратившейся ДД.ММ.ГГГГ в орган социальной защиты населения с письменным заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки, как ветерану труда, было отказано в их предоставлении со ссылкой на тот факт, что она не достигла возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
Кроме того, ответчиком указано, что Полякова Т.В. является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в соответствии с Законом Тульской области от 30 сентября 2006 года № 736-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 №201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение ежемесячной денежной выплаты и др.
В силу статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской федерации.
Во исполнение данных положений 24 декабря 2004 года принят Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в статье 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, среди которых указаны ветераны труда и граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие указанного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
В силу ст. 7 данного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004.
При этом, если статья 3 закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» предусматривает ограничение по возрасту и то, только в случаях предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, то при предоставлении ежемесячной денежной выплаты в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, в том числе, наличие определенного возраста или получение какого-либо вида пенсии, достаточно наличия самого статуса гражданина – «Ветеран труда».
В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что Полтякова Т.В. является получателем социальных льгот в соответствии с Законом Тульской области от 30 сентября 2006 года № 736-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».
Данные обстоятельства истцом не оспаривались.
Законом Тульской области от 30 сентября 2006 года № 736-ЗТО (ред. от 18 июлям 2019 года) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и о размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям государственных образовательных учреждений Тульской области и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» установлены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе меры социальной поддержки педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям государственных и муниципальных образовательных учреждений предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. (ст.ст. 1, 5 Закона).
Как уже ранее отмечалось, в целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В соответствии со ст. ст. 3, 7 указанного Закона Тульской области ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таким образом, из содержания п. 3 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» следует, что в данной правовой норме закреплено право ветерана выбирать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как ветеран имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.
Указанная правовая позиция предусмотрена и в п.4 ст. 8 Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО (ред. от 27.09.2018) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», согласно которому если гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, социальная поддержка предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Указанные правовые нормы, при ее правильном толковании, не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.
Возможность одновременного получения ветераном льгот по нескольким статьям Федерального закона «О ветеранах», а также льгот, установленных другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, предусматривались ранее п. 2 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах», однако с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ данный пункт утратил силу.
В настоящее время Федеральный закон от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» не содержит механизма суммирования мер социальной поддержки по разным основаниям и не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.
Анализ установленных обстоятельств по делу позволяет суду прийти к выводу о том, что Федеральный закон «О ветеранах» предоставляет гражданам право выбора между аналогичными формами социальной поддержки с учетом их выгодности для льготников, а также о том, что Федеральный закон «О ветеранах» не предоставляет ветеранам право дополнить одни формы социальной поддержки другими формами, предусмотренными разными основаниями, так как это основано на неправильном толковании пункта 3 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах», в котором закреплено право ветерана выбрать именно основание для предоставления ему социальной поддержки в том случае, если он как ветеран имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.
Разрешая спорные правоотношения, суд установил, что истец на основании положений Закона Тульской области от 30 сентября 2006 года № 736-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и о размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям государственных образовательных учреждений Тульской области и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» реализовала свое право выбора на получение мер социальной поддержки, получая компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
На момент рассмотрения дела истец не отказалась от вышеуказанных мер социальной поддержки, предоставляемых ей как педагогу, в связи с чем Полякова Т.В. не имеет права на получение мер социальной поддержки как ветеран труда по условиям и нормам Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
В данном конкретном случае применительно к требованиям заявленным Поляковой Т.В. исключений, предусмотренных действующим законодательством, не предусмотрено.
Таким образом, поскольку Поляковой Т.В., предоставлена мера социальной поддержки, как педагогу, работающему в сельской местности, то основания для удовлетворения исковых требований о признании за ней, как ветераном труда, права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в виде ежемесячной денежной выплаты не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать Поляковой Т.В. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки и обязании предоставить меры социальной поддержки,
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий