УИД: 77RS0004-02-2022-001184-82
Дело № 2-2419/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
адрес 08 июня 2022 года
Гагаринский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Кочневой А.Н., при помощнике фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2419/2022 по иску Прокурора адрес к ТСЖ «Островитянова 5-3» об обязании перечислить денежные средства на специальный счет, признании действий по заключению договора незаконными
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор адрес фио, обратился в суд с заявлением к ТСЖ «Островитянова 5-3», уточнив требования, просит признать действия ТСЖ «Островитянова 5-3» по заключению договора подряда № ДП 202012-01 от 21.12.2020 с ООО «Техем» незаконными, обязать ТСЖ «Островитянова 5-3» перечислить на специальный банковский счет 40705810838000000878 денежные средства в размере сумма
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при проведении работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Дом по адресу: адрес, включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес на 2015-2044 годы, управление которым осуществляется ТСЖ «Островитянова, 5-3». Решением общего собрания собственников помещений, оформленных протоколом общего собрания от 17.05.2015 № 11 формирование фонда капитального ремонта осуществляется на специальном счете, владельцем которого является ТСЖ, для чего открыт вышеуказанный счет. Решение собственниками об установлении повышенного размера взноса на капитальный ремонт не принималось. Решением общего собрания, оформленным протоколом от 18.12.2020 № 1 постановлено провести модернизацию общедомового инженерного оборудования холодного и горячего водоснабжения с установкой системы дистанционного сбора и учета коммунальных ресурсов за счет средств фонда капитального ремонта, во исполнение которого Товарищество 21.12.2020 заключило с ООО «Техем» договор подряда № ДП 20202/12-01, предметом которого является выполнение работ по установке первых запорных устройств (шаровых) кранов, редукторов давления со встроенными фильтрами и манометрами, а также по установке и пуско-наладке индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, этажных и домовых концентраторов и мини-сервера в МКД. Указанные устройства не относятся к общедомовому имуществу, не подлежат ремонту и замене за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимальных взносов на капитальный ремонт. В рамках данного договора не производились работы по полной замене существующих систем горячего и холодного водоснабжения, в связи с чем основания для установки поквартирных счетчиков горячей и холодной воды отсутствовали. При этом, в ходе проверки не установлено, что заменяемое оборудование признано изношенным, поврежденных либо не пригодным для дальнейшей эксплуатации. При этом, выполненные ОО «Техем» работы оплачены ТСЖ в размере сумма за счет средств, размещенных на специальном счете. Таким образом, договор, заключен в нарушение действующего законодательства, а денежные средства должны быть возвращены на специальный счет. 16 ноября 2021 года ТСЖ направлялось представление об устранении нарушений действующего законодательства, которое не исполнено.
Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных возражений.
Третье лицо фио поддержал заявленные исковые требования.
Третье лицо Мосжилинспекция явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено о времени месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств и возражений не заявляло.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 166 ЖК РФ: 1. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
2. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, марка автомобиля) и другими видами услуг и (или) работ.
3. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
4. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
5. Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Кроме того, согласно п. 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, марка автомобиля, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8. В соответствии с приложением № 8 к Правилам в перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, включены, кроме прочего, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей).
В ходе судебного разбирательства установлено, что по обращению фио о нарушении требований жилищного законодательства при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: адрес, Мосжилнспекцией 06.10.2021 в прокуратуру адрес направлено обращение о проведении проверки в отношении ТСЖ «Островитянова 5-3» по факту нецелевого использования средств фонда капитального ремонта.
Прокуратурой адрес проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при проведении работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, в ходе которой ТСЖ направлялись запросы о предоставлении пояснений, получены пояснения и дополнительные документы.
Как следует из материалов дела, дом по адресу: адрес, включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес на 2015-2044 годы, управление которым осуществляется ТСЖ «Островитянова, 5-3».
Решением общего собрания собственников помещений, оформленных протоколом общего собрания от 17.05.2015 № 11 формирование фонда капитального ремонта осуществляется на специальном счете, владельцем которого является ТСЖ, для чего открыт счет 40705810838000000878. Решение собственниками об установлении повышенного размера взноса на капитальный ремонт не принималось.
Решением общего собрания собственников МКД, оформленным протоколом от 18.12.2020 № 1, постановлено провести модернизацию общедомового инженерного оборудования холодного и горячего водоснабжения с установкой системы дистанционного сбора и учета коммунальных ресурсов за счет средств фонда капитального ремонта.
Во исполнение данного решения, Товарищество 21.12.2020 заключило с ООО «Техем» договор подряда № ДП 20202/12-01, предметом которого является выполнение работ по установке первых запорных устройств (шаровых) кранов, редукторов давления со встроенными фильтрами и манометрами, а также по установке и пуско-наладке индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, этажных и домовых концентраторов и мини-сервера в МКД.
Работы по договору выполнены в полном объеме, выполненные ОО «Техем» работы оплачены ТСЖ в размере сумма за счет средств, размещенных на специальном счете.
Как указывает истец, указанные в договоре устройства не относятся к общедомовому имуществу, не подлежат ремонту и замене за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимальных взносов на капитальный ремонт. В рамках данного договора не производились работы по полной замене существующих систем горячего и холодного водоснабжения, в связи с чем основания для установки поквартирных счетчиков горячей и холодной воды отсутствовали. При этом, в ходе проверки не установлено, что заменяемое оборудование признано изношенным, поврежденных либо не пригодным для дальнейшей эксплуатации.
С учетом требований ч. 2 ст. 166 ЖК РФ Постановлением Правительства Москвы от 09.06.2016 N 321-ПП утвержден Порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств Фондом капитального ремонта многоквартирных домов адрес и Порядка осуществления контроля за соответствием деятельности Фонда капитального ремонта многоквартирных домов адрес установленным требованиям.
Также, Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 833-ПП установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес, а также Перечень работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, к которым данным постановлением отнесены:
1. Ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения.
2. Ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения.
3. Ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения.
4. Ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения (горячего и холодного водоснабжения).
5. Ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения (канализации).
6. Ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
7. Ремонт крыши.
8. Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
9. Ремонт фасада.
9(1). Замена оконных блоков, расположенных в помещениях общего пользования в многоквартирном доме.
10. Ремонт фундамента.
11. Ремонт внутридомовой системы дымоудаления и противопожарной автоматики, ремонт пожарного водопровода.
12. Ремонт или замена мусоропровода, расположенного в местах общего пользования в многоквартирном доме.
13. Ремонт или замена внутреннего водостока.
14. Разработка и проведение экспертизы проектной документации, в том числе авторский надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, научное руководство проведением указанных работ в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, осуществление строительного контроля, проведение оценки соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов".
15. Ремонт подъездов, направленный на восстановление их надлежащего состояния и проводимый при выполнении иных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, проанализировав вышеуказанные нормы права, доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что работы по замене первых запорных устройств (шаровых кранов), редукторов давления со встроенными фильтрами и манометрами, а также индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, не относятся к перечню работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем не подлежат ремонту и замене за счет средств фонда капитального ремонта в МКД, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
В ходе судебного разбирательства ответчиком представлено заключение специалиста АНО «МСК-ЭКСПЕРТ» о том, что устройство КФРД (Кран Фильтр Регулятор Давления) 10.2.0 устанавливается на магистралях горячего и холодного водоснабжения и находится под постоянным воздействием различных химических процессов, которые могут привести к разрушению как важных узлов устройства так и его конструктивных частей, в связи с чем для предотвращения возникновения аварии в данном узле необходимо производить замену исследуемого устройства (КФРД 10.20) после истечения срока службы, заявленного в паспорте устройства (10 лет) использования данного устройства после истечения его срока службы является нецелесообразным, так как это может привести к аварии в данном узле. Как примечание, указано, что в ходе анализа представленных документов специалиста выявил, что имело место быть частое возникновение аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией исследуемого устройства, в связи с чем специалиста считает, что регуляторы давления КФРД 10.20, установленные в квартирах многоквартирного дома, распложенного по адресу: адрес, могли быть неверно подобраны по расходному режиму, в связи с чем устройства подвергались повышенному износу и быстрее выходили из строя. Обследуемые устройства не защищены от вмешательства третьих лиц, что также может спровоцировать аварийную ситуацию.
Проанализировав изложенные заключение специалиста, суд приходит к выводу, что оно не подтверждает доводы ответчиков о техническом износе системы регуляторов давления, ранее установленных в доме.
Доводы ответчика о том, что замена системы приборов учета горячей и холодной воды с учетом встроенных фильтров и монометров относится к общему имуществу дома, не являются основанием для отнесением работ по модернизации системы учета водопотребления к работам по капитальному ремонту общего имущества, принимая во внимание, что замена таких приборов была произведена без проведения работ по замене или модернизации всей системы водоснабжения.
Ссылки ответчика на то, что система учета потребления воды является общим имуществом собственников многоквартирного дома, ее установка привела к уменьшению протечек и повышению качества жизни в доме, не свидетельствуют о том, что установка такой системы должна производится за средств фонда капитального ремонта. При этом, собственники многоквартирного дома вправе принимать на общем собрании решения о модернизации системы водопотребления за счет средств собственников дома, в том числе создавать за средств собственников дома новое общедомовое имущество или улучшать его качество. Однако вышеприведенными нормами и правилами установлен конкретный перечень работ, который осуществляется за счет средств фонда капитального ремонта. При этом, произведенные по договору подряда с 21.12.2020, заключенному с ООО «Техем», в данный перечень не входят.
Иные доводы ответчиков направлены на неверное толкование норм права.
Оценив в совокупности имеющиеся по настоящему гражданскому делу доказательства, доводы сторон, принимая во внимание положения ст.ст.59, 61, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку действия ТСЖ «Островитянова 5-3» по заключению договора подряда 21.12.2020 с ООО «Техем» за счет средств Фонда капитального ремонта противоречат вышеприведенным нормативным положениям, а следовательно денежные средства, уплаченные за работы, которые не отнесены к перечню работ по капитальному ремонту, должны быть возвращены.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать действия ТСЖ «Островитянова 5-3» по заключению договора подряда 21.12.2020 с ООО «Техем» за счет средств фонда капитального ремонта на специальном счете 40705810838000000878, незаконными.
Обязать ТСЖ «Островитянова 5-3» перечислить на специальный банковский счет 40705810838000000878 денежные средства в размере сумма
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Гагаринский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 14 июня 2022 года.
Судья фио