Судья: фио гр. дело № 33-46660
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 октября 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Левшенковой В.А.,
судей Карпушкиной Е.И., Анашкина А.А.,
при секретаре Круглянской А.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Карпушкиной Е.И. дело по апелляционной жалобе фио на решение Перовского районного суда г. Москвы от 10 июля 2018 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ГБУ «Жилищник Ивановского района», ГБУ г. Москвы «МФЦ г. Москвы» об обязании произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги, компенсации морального вреда отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к ГБУ «Жилищник Ивановского района», ГБУ г. Москвы «МФЦ г. Москвы» об обязании произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги, компенсации морального вреда, указав, что в середине сентября 2015 г. ею и ее супругом подано в МФЦ адрес Москвы заявление о применении льготы «многодетной семьи» (фио, фио, фио, фио, фио) за ЖКУ в квартире по адресу: адрес и документы, подтверждающие такую льготу. С октября 2015 г. в квитанциях на оплату ЖКУ учтена льгота и внесена запись «льготников: 1», сумма льготы меньше от установленной законом. Истица и ее супруг в октябре 2015 г. обратились в МФЦ адрес Москвы, где специалист разъяснил, что предоставлена одна льгота, поэтому указано «льготников: 1». 02.03.2017 она повторно обратилась в МФЦ адрес, где специалист согласился, что расчет стоимости ЖКУ применен неверно: вместо льготы на семью из 5 человек учитывается только один. Пояснили, что за перерасчетом за весь период следует обратиться в ГБУ «Жилищник Ивановского района». 06.03.2017 истица обратилась с заявлением в ГБУ «Жилищник Ивановского района», который произвел перерасчет за 6 месяцев (07.09.телефон.03.2017).
Не согласна с этим, т.к. все документы подала в сентябре 2015 г., ответчик подтверждает, что льготы учитывалась не в полном объеме, для надлежащего расчета не требуется дополнительных заявлений, неверный расчет был не по вине истицы. Просила обязать ответчиков осуществить перерасчет за ЖКУ по указанной квартире с учетом применения льготы «многодетная семья» в размере сумма за период 13.09.телефон.09.2016, взыскать компенсацию морального вреда – сумма, штраф.
Истец иск поддержала, пояснив, что перерасчет за 6 месяцев сделан, однако у них основание перерасчета – не отсутствие жильца, а неучтенная льгота. Первое письменное заявление - 06.03.2017.
Представитель ГБУ «Жилищник Ивановского района» иск не признала, пояснив, что истцу произвели перерасчет за 6 мес., т.к. истица обратилась к ним. Истец изначально обращалась в МФЦ. ГБУ «Жилищник Ивановского района» не может сделать перерасчет, т.к. это обязанность МФЦ. Поскольку истица обратилась к ним, то они направили поручение в МФЦ сделать перерасчет.
Другие участники процесса извещались надлежащим образом, в суд не явились.
Суд постановил выше указанное решение, об отмене которого просит фио по доводам апелляционной жалобы
В судебную коллегию фио явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ГБУ «Жилищник Ивановского района», ГБУ г. Москвы «МФЦ г. Москвы» в заседание коллегии не явились, извещены, судебная коллегия полагала, рассмотреть дело в отсутствии данных ответчиков.
Проверив материалы дела, выслушав фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права и ст.330 ГПК РФ, с принятием по делу решения об удовлетворении заявления.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ
1.Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 153, ч. 4 ст. 154, ч. 1, 2 ст. 155 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового марка автомобиля в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления); плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом; плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 13.11.2012 г. N 643-ПП "Об особенностях предоставления отдельных государственных услуг в городе Москве многофункциональными центрами и предоставления государственных услуг, о перераспределении в 2013 году объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, между отдельными государственными программами города Москвы и внесения изменений в постановление Правительства Москвы от 27.03.2012 г. N 111-ПП и от 22.02.2012 г. N 64-ПП" входят в компетенцию филиала ГБУ МФЦ города Москвы.
На основании Приложения N 2 к постановлению Правительства Москвы от 27.03.2012 г. N 111-ПП (ред. От 26.12.2012 г.) с изменениями "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" (вместе с "Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", "Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление информации жилищного учета", "Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи"), на филиалы МФЦ возложены, в том числе, функции начисления платежей за жилые помещения, коммунальные услуги и прочие услуги и формирование Единых платежных документов.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 07.12.2004 N 850-ПП (ред. от 23.04.2013) "О Порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг" многодетным семьям, в которых родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет:
- оплата в размере 30 процентов стоимости коммунальных услуг (отопления, водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения (подогрева воды), электроэнергии, марка автомобиля) в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда, за исключением оплаты услуги отопления в малоэтажных жилых домах, предоставляемых по договору безвозмездного пользования, меры социальной поддержки на которую оказываются на всю площадь жилого помещения. В домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется скидка в размере 30 процентов от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению; - освобождение совместно проживающих детей от платы за вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов и оплата стоимости вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов другими совместно проживающими членами семьи в размере 50 процентов независимо от вида жилищного фонда.
Меры социальной поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг основываются на заявительном принципе, осуществляются при представлении ими в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов, подтверждающих отнесение их к соответствующей категории льготников.
Согласно п. 2.7 Порядка возмещения через Городской центр жилищных субсидий выпадающих доходов жилищных и иных организаций от предоставления льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны) гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующим законодательством, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 04.06.2002 N 411-ПП "О возмещении выпадающих доходов организаций от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи" в случае если организация не представляет отчет о выпадающих доходах в срок, указанный в пункте 2.5 настоящего Порядка, выплата компенсаций прекращается. Выплата производится только после представления организацией соответствующего отчета с указанием причин его задержки, но за период, не превышающий по совокупности 6 месяцев.
Как следует из материалов дела, собственниками квартиры по адресу: адрес являются истица фио и фио В квартире зарегистрированы по месту жительства: собственники, их дети – фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, отец фио - фио
Семья истицы с 13.09.2015 г. относится к льготной категории "Многодетная семья" (удостоверение многодетной семьи от 13.09.2015). В Едином жилищном документе имеются сведения о наличии и применении льгот по оплате ЖКУ.
06.03.2017 истица обратилась в ГБУ «Жилищник Ивановского района» с заявлением о перерасчете за ЖКУ, т.к. льгота начисляется на 1 человека, а не на 5 человек.
Согласно сообщениям ГБУ «Жилищник Ивановского района» при занесении льготы фио расчет мер социальной поддержки стал осуществляться в рамках принадлежащей ей доли в праве собственности на квартиру, в настоящее время в лицевой счет внесены изменения, расчет начислений осуществляется без учета долей, произведен перерасчет за период 07.09.телефон.03.2017, т.е. за 6 месяцев, предшествующих обращению от 06.03.2017.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что, поскольку обязанность по пересчету платы за ЖКУ относится к компетенции филиалов МФЦ, оснований для удовлетворения исковых требований к ГБУ «Жилищник Ивановского района» не имеется.
Кроме того, с заявлением в филиал МФЦ о перерасчете истица не обращалась, при этом по заявлению истицы от 06.03.2017 в ГБУ «Жилищник Ивановского района» был произведен перерасчет за период 07.09.телефон.03.2017, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований к ГБУ г. Москвы «МФЦ г. Москвы» не имеется.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он сделан без учета норм материального и процессуального права.
Согласно ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ст. 198 ГПК РФ описательная часть решения должна содержать указание на требования истца.
Выводы суда об отказе в иске к ГБУ МФЦ гор.Москвы не соответствуют представленным по делу доказательствам и нормам материального права, а также исковым требованиям.
В силу п. 2 ст. 148 ГПК РФ, суд определяет закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и устанавливает правоотношения сторон.
В соответствии с положениями ч. 1 статьи 196 ГПК РФ, суду надлежит самому определить действительно существующие правоотношения между сторонами, по существу ответить на заявленные требования истца и решить, подлежат ли они удовлетворению.
Также пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" разъяснено, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
По смыслу разъяснений, содержащихся пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд не должен отказывать в иске ввиду неправильного указания норм права, в этом случае суд определяет, из какого правоотношения возник спор и какие нормы подлежат применению.
Таким образом, именно суд, рассматривающий дело, определяет, какие нормы материального права подлежат применению по каждому конкретному делу, которые вытекают из существа правоотношений, именно, суд указывает закон, подлежащий применению, анализирует доказательства, представленные сторонами, с позиции их достаточности, относимости и допустимости, определяет юридически значимые обстоятельства, необходимые для вынесения судом законного и обоснованного решения по делу.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что обязанность по перерасчету платы за ЖКУ относится к компетенции филиалов МФЦ.
Согласно п.п. г) п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 исполнитель обязан при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги. При этом исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, т.е. ГБУ «Жилищник Ивановского района».
ГБУ МФЦ города Москвы является также соответчиком по делу, также истцом указан в исковом заявлении.
Материалами дела установлено, что перерасчет платы за ЖКУ входит в компетенцию МФЦ, поэтому на МФЦ необходимо возложить обязанность по перерасчету платы за ЖКУ с учетом обращения истца с заявлением и полным пакетом документов в сентябре 2015 года о перерасчете квартирной платы с учетом льготы.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об обязании ГБУ МФЦ гор.Москвы произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги квартиры №41 дома 14 к.1 по адрес с 13.09.2015 года по 06.07.2016г с учетом льгот «Многодетная семья» на всех членов семьи фио.
Судебная коллегия полагает, что требования о взыскании морального вреда и штрафа с ответчика ГБУ МФЦ гор.Москвы удовлетворению не подлежат, поскольку в смысле применения Федерального Закона РФ «О защите прав потребителей», ГБУ МФЦ гор. Москвы не предоставляет истцу услуги какого-либо характера, на филиалы МФЦ возложены, лишь функции начисления платежей за жилые помещения, коммунальные услуги и прочие услуги и формирование Единых платежных документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст..328, 330, п.2 ч.4 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░ ░░ 10 ░░░░ 2018 ░░░░ - ░░░░░░░░,
░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ № 41 ░░░░ 14 ░.1 ░░ ░░░░░ ░ 13.09.2015 ░░░░ ░░ 06.07.2016 ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: