Дело №2-2484/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**.**. 2013 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Иойлевой Е.В.
при секретаре Ремневой Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьева Д.А. к ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области» об оспаривании результатов химико-токсикологического освидетельствования,
УСТАНОВИЛ:
Афанасьев Д.А. обратился в суд с иском к ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области», указав, что **.**. 2013 года направлялся старшим оперуполномоченным ОСБ Пограничного управления ФСБ России по Псковской области на медицинское освидетельствование на предмет употребления наркотических средств. По результатам химико-токсикологического исследования установлено наличие в моче каннабиноидов. Оспаривая результаты исследования, просит признать их недействительными, поскольку процедура освидетельствования проводилась с существенными нарушениями.
В судебном заседании Афанасьев Д.А. и его представитель Семенков М.В. поддержали требования и показали, что постановление о проведении обследования не выносилось, обследование производилось не врачом, стаканчик для забора биологических проб истцу вручил не медицинский работник, а сотрудник Погрануправления ФСБ России по Псковской области К.А. При заборе анализов также присутствовал не врач, а К.А. Полагает, что нарушения процедуры забора анализа свидетельствуют о возможности фальсификации объекта исследования.
Представитель ответчика ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области» Кремс С.П. иск
не признал. Показал, что освидетельствование производилось им как врачом психиатром - наркологом наркологического диспансера, имеющим соответствующую квалификацию и стаж работы. Забор анализов производился в соответствии с Законом РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 января 2006 года № 40 «Об организации проведения химико - токсикологических исследований…» на основании постановления оперативного работника ФСБ. Процедура забора анализов не предполагает непосредственное участие врача при наполнении стаканчика для анализов. Одноразовые стаканчики находятся в медицинском кабинете, где выдаются лицам, которые проходят освидетельствование, и принимаются в этом же кабинете медсестрой. Исследование мочи и освидетельствование лиц производятся медицинскими работниками. Возможность появления в моче каннабиноидов в результате употребления лекарственных средств исключена. С учетом изложенного, просил в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.
Представитель третьего лица Пограничного управления ФСБ России по Псковской области Илюхина Ю.Г. полагала, что заявленные Афанасьевым Д.А. требования не подлежат удовлетворению. Никаких доказательств тому, что результаты исследования сфальсифицированы, не имеется. Вместе с Афанасьевым Д.А. прошли освидетельствование еще двое военнослужащих, в отношении которых результаты освидетельствования были отрицательными.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного иска.
Судом установлено, что **.**. 2013 года проведено медицинское освидетельствование Афанасьева Д.А., являющегося военнослужащим в/ч ***, для установления факта употребления им наркотических веществ. Результатами лабораторных исследований мочи установлен факт употребления каннабиноидов. (л.д. 5-6). Результат химико-токсикологического исследования отражен в справке (л.д.7).
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О наркотических средствах и психотропных веществах" лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, проводится в специально уполномоченных на то органами управления здравоохранением учреждениях здравоохранения по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.06.2013) "Об оперативно-розыскной деятельности" на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям, в том числе органов федеральной службы безопасности.
Согласно п. 4 «Временной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения» (утв. Минздравом СССР 01.09.1988 № 06-14/33-14) (с изм. от 27.07.2010) освидетельствование осуществляется по направлениям работников правоохранительных органов, а также должностных лиц предприятий, учреждений и организаций по месту работы освидетельствуемого.
Из материалов дела усматривается, что освидетельствование произведено на основании постановления, вынесенного старшим оперуполномоченным ОСБ Пограничного управления ФСБ России по Псковской области Г.А. в рамках своих полномочий в связи с нахождением военнослужащего Афанасьева Д.А. на службе с признаками наркотического опьянения, о чем свидетельствует сообщение врио начальника отдела собственной безопасности ПУ ФСБ России по Псковской области от **.**. 2013 года, направленное в адрес начальника ПУ ФСБ России по Псковской области. Освидетельствование произведено с согласия истца, что им не оспаривалось.
Отбор биологической среды производился в соответствии с положениями приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.01.2006 № 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ».
В соответствии с положениями указанного приказа, отбор мочи производится в условиях, исключающих возможность замены или фальсификации биологического объекта. Моча собирается освидетельствуемым в стеклянный или пластмассовый градуированный сосуд с широким горлом объемом до 200 мл в количестве до 100 мл, но не менее 30 мл. Освидетельствуемый передает сосуд с мочой медицинскому персоналу. Таким образом, личного участия врача в заборе биологического материала не требуется.
Каких-либо доказательств, подтверждающих доводы истца о том, что подвергшиеся исследованию объекты могли подвергнуться воздействию посторонних лиц, а также о фальсификации результатов исследования, суду не представлено.
Свидетели Г.А. и К.А. показали, что освидетельствование производилось в отношении трех военнослужащих – Афанасьева Д.А., Г. и Ж.. Каждый из освидетельствуемых, в том числе и Афанасьев Д.А., имея на руках постановление, заходил в медицинский кабинет и с одноразовым стаканчиком в руках в сопровождении К.А. отправлялся в туалет для забора мочи. Стаканчик с анализами Афанасьевым Д.А. собственноручно передавался медицинскому работнику в том же кабинете. Они контролировали этот процесс, но в руки стаканчики не брали. Считают, что процедура забора анализов исключала возможность фальсификации результатов.
В судебном заседании истец Афанасьев Д.А. подтвердил их показания, пояснив, что стаканчик действительно находился в медицинском кабинете, а не в коридоре, со стаканчиком прошел в туалет в сопровождении К.А., а затем вернулся в кабинет и поставил стаканчик на предназначенный для этого стол. В кабинете присутствовала медсестра. Показал также, что офицеры Г.А. и К.А. постоянно присутствовали рядом с ним.
Доводы допрошенных в судебном заседании свидетелей Ж. и Г., являющихся бывшими сослуживцами Афанасьева Д.А., об обстоятельствах забора анализов, в частности о получении стаканчика для мочи через третьих лиц, противоречат показаниям истца и свидетелей Г.А. и К.А., в связи с чем суд признает их недостоверными.
Из протокола медицинского освидетельствования следует, что Афанасьев Д.А. осматривался врачом психиатором-наркологом ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области» Кремсом С.П. и фельдшером И.С. Первичный анализ, как видно из протокола, явился сомнительным на марихуану, результатом лабораторного исследования наличие каннабиноидов в моче испытуемого подтверждено.
Анализ установленных обстоятельств приводит суд к выводу, что освидетельствование Афанасьева Д.А. произведено по постановлению оперативного работника ОСБ ПУ ФСБ России по Псковской области, вынесенному им в пределах своих полномочий, при имеющихся подозрениях о нахождении военнослужащего на службе с признаками, свидетельствующими о потреблении им наркотических средств без назначения врача, освидетельствование производилось в медицинском учреждении врачом психиатром- наркологом и фельдшером, отбор биологического материала осуществлен в условиях, исключающих возможность замены или фальсификации биологического объекта, что свидетельствует об объективности результатов исследования.
Обязанность медицинского учреждения произвести исследование крови лица, в отношении которого производится освидетельствование, при наличии положительного результата исследования иного биологического объекта нормативными актами, приведенными выше, не установлена.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований Афанасьева Д.А. о признании недействительным результата исследования суд не усматривает.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Афанасьеву Д.А. в иске ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области» об оспаривании результатов химико-токсикологического исследования.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В. Иойлева
Решение в окончательной форме вынесено и оглашено в 17 ч **.**. 2013 года.
Решение в апелляционном порядке не обжаловалось.
Вступило в законную силу.