Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Константиновка 28 февраля 2019 года
Константиновский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Гайдамак О.В.,
при секретаре Керимовой Ю.Н.,
с участием истца ФИО3,
представителя ответчика от администрации Константиновского района Амурской области Семёновой Л.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя Управления образования администрации Константиновского района ФИО10, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Константиновского сельсовета ФИО8, действующей на основании доверенности <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации Константиновского района о признании нуждающейся в жилом помещении, включении в список лиц из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Константиновский районный суд Амурской области с вышеуказанным исковым заявлением к администрации Константиновского района Амурской области.
В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ её родители ФИО4 и ФИО5 на основании судебного решения были лишены родительских прав, вследствие чего она воспитывалась в детском доме. В 2000 году она была передана под опеку в семью опекунов Кукушкиных, проживающих в селе ФИО2 <адрес>. На основании постановления главы администрации Константиновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № она была поставлена на учёт как ребенок, оставшийся без попечения родителей, на получение жилья, после окончания пребывания в детском доме, номер очереди указан 3. В 2015 году, в возрасте 22 лет, она обратилась с полным пакетом документов в администрацию села Константиновка для подтверждения намерения в получении жилья, как лицо, относящееся к вышеуказанной категории, на что ей было предложено обратиться за получением жилья после окончания учебы в высшем учебном заведении. Окончив в июле 2018 года Амурскую государственную медицинскую академию она вновь обратилась в органы местного самоуправления с целью получения жилья, при этом предоставив полный пакет документов. Рассмотрев документы, ответчик отказал ей в предоставлении жилья ввиду достижения ею 25 - летнего возраста. В настоящее время она не имеет нигде регистрации, временно проживает у подруги в <адрес>. На основании изложенного истец просит суд признать её нуждающейся в жилом помещении, включить в список лиц из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования, по доводам иска. В обоснование правовой позиции суду дополнительно пояснила, что до лишения её родителей родительских прав, примерно до достижения 3-летнего возраста, она проживала в селе <адрес>. После изъятия её из семьи родителей она была помещена в Свободненский детский дом «Солнышко», а затем передана на воспитание в семью опекунов Кукушкиных. По месту их проживания она имела регистрацию до поступления в медицинскую академию (АГМА). С момента поступления в АГМА (2012 г.) и до окончания обучения (2018 г.) она имела временную регистрацию в общежитии АГМА в городе Благовещенск. В настоящее время нигде не зарегистрирована, проживает у подруги. Она хотела получить жильё в <адрес>, для чего обратилась в отдел опеки администрации <адрес>, однако ей отказали, сославшись на то, что жильё необходимо получать по месту рождения. С этой целью в 2015 году она обратилась в управление образования администрации <адрес>, исполняющего функции органа опеки и попечительства, чтобы уточнить свою очередь, на тот момент ей было 22. Проверив документы, сотрудники опеки, сказали ей о том, что она третья по очереди, все документы в порядке, после окончания медицинской академии ей необходимо приехать в <адрес> для получения жилья. Но при этом письменное заявление у неё не отобрали. Данное обстоятельство может подтвердить ФИО9 который в тот момент был с нею, но в настоящее время он служит в армии. Кроме того, пояснила, что она является врачом –педиатром и имеет намерение проживать и работать на территории <адрес>.
Представитель ответчика администрации Константиновского района Семёнова Л.С., исковые требования ФИО3 не признала, пояснив, что в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии по обеспечению жилой площадью распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет. Это носит заявительный характер, для реализации своего права на получение жилого помещения лица в возрасте с 18 до 23 лет самостоятельно должны обращаться с заявлением в администрацию соответствующего муниципального района. Ответчик достигла возраста 25 лет, на территории <адрес> не проживет более 19 лет и не осуществляет трудовой деятельности, что в силу п. 3 ст. 52 ЖК РФ является препятствием для постановки её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку постановку осуществляет орган местного самоуправления на основании заявления по месту жительства гражданина. Не смотря на наличие постановления о постановке истца на учёт как ребёнка, оставшегося без попечения родителей, список лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, сформированный органами опеки и попечительства Константиновского района не содержит сведения об истце. С учётом достигнутого истцом возраста, своевременного не обращения истца с заявлением о постановке на учёт, и новых законоположений по реализации гражданами данной категории права на социальную гарантию по обеспечению жильем, введённых с ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что постановление о постановке истца на учёт как ребёнка, оставшегося без попечения родителей для получения жилья утратило силу. Кроме того, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Согласно письменным возражениям, представленным в материалы гражданского дела, администрация <адрес> выразила несогласие с исковыми требованиям истца. Со ссылкой на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» указывает на то, что предоставление жилых помещений указанной категории гражданам носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы с заявлением для принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении. Право на приобретения жилья по указанным основаниям сохраняется за данными лицами до достижении ими возраста 23 лет. В рассматриваемом случае ни ФИО3 до достижения 23 лет, ни опекуны с заявлением в органы опеки и попечительства не обращались, на момент обращения истец достигла 25летнего возраста, а следовательно утратила право на дополнительную социальную гарантию. Кроме того, полагает, что за реализацией своего права ФИО3 надлежало обратиться в органы опеки и попечительства <адрес>, так как последним её местом жительства на протяжении 6 лет является <адрес>.
В ходе рассмотрения гражданского дела представитель органа опеки и попечительства управления образования администрации <адрес> ФИО10 суду пояснила, что в период с 1995 года по 1998 год ФИО3, на основании решения суда, пребывала в учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2000 году в отношении истца была учреждена опека. В соответствии с требованиями действующего законодательства опекуны, действуя в интересах опекаемых (в возрасте от 14 до 18 лет) должны обращаться в органы опеки и попечительства по месту своего жительства с заявлением о предоставлении опекаемым жилого помещения, после достижения опекаемым 18 - летнего возраста, последний вправе обратиться самостоятельно. Однако, в рассматриваемом случае, ни опекун ни истец до достижения 23 летнего возраста в органы опеки и попечительства <адрес> не обратились. Истцу было отказано в постановке на учёт, так как она не проживает на территории района и на момент обращения достигла 25 летнего возраста. Постановление главы администрации Константиновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № не принято органом опеки и попечительства во внимание, так как истец на территории <адрес> не проживает. Вместе с тем, при дачи заключения, в судебных прениях ФИО10 пояснила, что права истца нарушены и подлежат восстановлению, так как опекуны до достижения ФИО3 18 лет не приняли мер по обращению в органы опеки и попечительства по месту своего жительства с заявлением об обеспечении жильем подопечной ФИО3, постановление главы администрации Константиновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № не утратило законную силу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Константиновского сельсовета – ФИО8 полагала требования ФИО3 не подлежат удовлетворению, так как она не проживает, и не имеет регистрации на территории района. Вместе с тем суду пояснила, что постановление главы администрации Константиновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № было издано в интересах несовершеннолетней (на тот момент) ФИО3, при этом пояснить о причинах непостановки на учёт для обеспечения жильём последней она не смогла. Согласно сведениям похозяйственных книг ФИО3 до 1996 года была зарегистрирована и проживала с родителями на территории <адрес> «б». Сведениями в каких именно учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пребывала ФИО3 администрация Константиновского сельсовета не располагает. Дом по вышеуказанному адресу не существует более 15 лет, территория, на которой ранее располагался дом покрыта густой растительностью. Данное жилое помещение не являлось объектом муниципальной собственности Константиновского сельсовета.
В судебное заседание не явился извещённый своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела представитель третьего лица, не заявляющей самостоятельных требований относительно предмета спора - министерства социальной защиты населения Амурской области, согласно письменному отзыву ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Как следует из письменного отзыва министерства социальной защиты населения Амурской области, сославшись на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», закона Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № – ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просили в удовлетворении искового заявления ФИО3 отказать в полном объеме. Указали что, истица до достижения 23 лет не обращалась в органы местного самоуправления с письменным заявлением о предоставлении жилого помещения и на момент обращения с исковым заявлением превысила указанный возраст, соответственно, не относится к числу лиц вышеуказанной категории, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Правовой характер статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Суд с учётом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть данное дело при данной явке.
Выслушав стороны, заключение органа опеки и попечительства, изучив письменные отзывы и возражения лиц, участвующих в деле, представленные в материалы дела доказательства, суд считает исковые требования ФИО3 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 октября 2002 г. № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения определённых категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ч.2 ст. 39 Конституции РФ), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле. Определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или один единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
В соответствии ч.1 ст. 148 Семейного кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством) сохраняют право собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
При разрешении данного спора суд руководствуется нормами Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которыми установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях, в возрасте от 18 до 23 лет.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с частью 3 этой же статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно части 9 той же статьи право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Действие указанных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции того же Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до 01 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По смыслу действовавшего до 01 января 2013 года законодательства, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, отсутствие указанных лиц на учёте нуждающихся в жилых помещениях без учёта конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.
Из представленных в материалы дела свидетельства о рождении серии 1-ОТ №, записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес> родилась ФИО3, родителями последней указаны отец – ФИО4, мать – ФИО5.
На основании решения Константиновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ФИО5 лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе и в отношении истца.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за оставшимися без попечения родителей несовершеннолетними ФИО4, ФИО11, ФИО3 была закреплена жилая площадь – <адрес> расположенный по адресу: <адрес>.
Постановлением главы администрации Константиновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 поставлена на регистрационный учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья после окончания пребывания в детском доме. Присвоен номер очереди – 3.
Судом на основании пояснений сторон и предстлавленных отделом образования администрации ФИО2 <адрес> (исходящий № от ДД.ММ.ГГГГ) пояснений и документов установлено, что воспитаница детского <адрес> ФИО3 на основании постановления администрации ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № была передана на воспитание в семью опекунов ФИО12 и ФИО13, проживающих на территории ФИО2 <адрес>, с. Н-ФИО2, <адрес>.
В июне 2012 года ФИО3 окончила обучение в МОУ «<данные изъяты> в с. ФИО2 <адрес>, тем самым получила среднее (полное) общее образование, что подтверждается аттестатом <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания 5689 от ДД.ММ.ГГГГ истец в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела регистрацию по адресу: <адрес>, общ.
Как следует из информации, предоставленной УВМ УМВД России по <адрес> ФИО3 была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу проживания опекунов Кукушкиных: <адрес>, с. Н-ФИО2, <адрес>. В настоящее время регистрации не имеет.
Из представленного диплома специалиста, выданного ФГБОУВО «Амурская государственная медицинская академия» от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный № следует, что ФИО3 окончила обучение в данном образовательном учреждении ДД.ММ.ГГГГ по специальности врач – педиатр.
Таким образом, судом установлено, что ФИО3, будучи в малолетнем возрасте, осталась без попечения родителей, ввиду лишения ее родителей родительских прав, после чего была помещена в детский дом. За ФИО3 было закреплено жилое помещение, в котором она проживала с родителями, а также последняя была поставлена на учёт как ребёнок, оставшийся без попечения родителей для получения жилья после окончания пребывания в детском доме (очередь №).
Согласно справке, предоставленной администрацией Константиновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживала с рождения по 1998 год совместно с родителями ФИО4 и ФИО16 (Засухиной) Т.А. по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения гражданского дела администрацией Константиновского сельсовета проведено обследование закреплённого за ФИО3 жилого помещения – <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> на предмет возможного проживания в жилом помещении. Так, согласно акту обследования, выполненного ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Константиновского сельсовета и пояснений представителя администрации Константиновского сельсовета ФИО8 жилой дом, ранее закрепленный за истцом, расположенный по вышеуказанному адресу отсутствует (разрушен) более 15 лет.
Всё вышеизложенное достоверно свидетельствует о невозможности проживания истца в жилом помещении, ранее закреплённой за последней, при этом суд констатирует, что утрата жилого помещения произошла более 15 лет назад, то есть в период пребывания истца под опекой и невозможности в силу малолетнего возраста проживать самостоятельно в закреплённом жилом помещении.
С учётом установленных обстоятельств и вышеприведённых норм права суд приходит к выводу, что право у истца на дополнительные гарантии в виде получения жилого помещения возникло до достижения последней 23 лет. ФИО3 должна была быть обеспечена жилым помещением после окончания пребывания в семье опекунов Кукушкиных и окончания обучения в МОУ «Нижнебузулинская СОШ» в с. ФИО2 <адрес> в 2012 году.
Из пояснений истца, данных в судебном заседании, следует, что до достижения 23 лет, будучи студенткой ВУЗа, в 2015 году она обращалась в управление образования администрации Константиновского района, выполняющего полномочия органа опеки и попечительства с целью включения её в список лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителя для обеспечения жильём, однако специалисты органа опеки и попечительства пояснили ей о необходимости обращения за получением жилья после окончания ВУЗа.
Доказательств, опровергающих пояснения истцами, в силу требований ст. 56 ГПК РФ, другими лицами, участвующими в деле суду не представлено.
В ходе рассмотрения дела судом также установлено, что истец после окончания ВУЗа в установленном законом порядке обращалась в Администрацию Константиновского района о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, что подтверждается заявлением, поданным истцом ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Константиновского района о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, с приложением свидетельства о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ, копии паспорта гражданки РФ ФИО3, свидетельства о рождении истца, аттестата о среднем (полном) общем образовании, диплома специалиста, постановления главы администрации Константиновского района от ДД.ММ.ГГГГ №, постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, сведений МП МО МВД России «Михайловский» о регистрации истца, решения Константиновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, истцу ДД.ММ.ГГГГ № управлением образования администрации <адрес> было отказано во включении в список детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильём ввиду необращения с соответствующим заявлением о предоставлении жилого помещения до достижения возраста 23 лет.
Рассматривая довод ответчика о необращении истца с заявлением о постановке на учёт как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей и включении в список лиц, подлежащих обеспечению жильем до достижения 23 летнего возраста, что свидетельствует об утрате ФИО3 права на дополнительную гарантию быть обеспеченным жилым помещением суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что вопреки изданному главой администрации с. Константиновка от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению жильём ФИО3», органами местного самоуправления и органами опеки Константиновского района, ФИО3 не была поставлена на учёте в качестве нуждающейся в обеспечении жильём, как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, а затем как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Следуя правовым подходам, изложенным Верховным Судом РФ в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями судам при рассмотрении вопросов несвоевременной постановки указанных лиц на учёт для обеспечения жилыми помещениями следует исследовать конкретные причины, приведшие к этому.
В качестве уважительных причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, судам следует признавать: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Судом установлено, что истцом ФИО3 предпринимались попытки в июне 2015 года постановки на регистрационный учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, при этом письменное заявление у истца специалистами органов опеки и попечительства отобрано не было.
Как следует из письменного отзыва отдела по управлению образованием администрации ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 была передана на воспитание опекунам ФИО14 и ФИО13, проживающих на территории ФИО2 <адрес>. Обращений от опекунов, а также от ФИО3 в орган опеки и попечительства отдела по управлению образованием администрации ФИО2 <адрес>, с заявлением о постановке на регистрационный в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения ФИО3, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поступало. На территории ФИО2 <адрес> ФИО3 на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении не состояла и не состоит.
Кроме того, управлением образования администрации <адрес> в письменном отказе от ДД.ММ.ГГГГ № рекомендовано ФИО3 обратиться в суд для признания её нуждающейся в жилом помещении и постановке на регистрационный учет, в связи с необращением истца до достижения 23 летнего возраста.
В силу требований ст. 7 Федерального закона РФ от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», ст. 4 Закона Амурской области от 25 марта 2008 года № 10-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Амурской области», основными задачами органов опеки и попечительства являются: защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных в организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Своевременное выявление детей, оставшихся без попечения родителей, постановка их на учёт, установление их статуса, осуществление контроля за деятельностью опекуна позволяет своевременно реализовать предусмотренные законом гарантии, включая обеспечение таких детей жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации обязанности, в том числе по проверки сохранности закреплённых жилых помещений. При получении сведений о нарушении законных прав подопечных орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного.
Судом выше установлено, что жилое помещение, ранее закрепленное за истцом и расположенное по адресу: <адрес> было утрачено (полностью разрушено) более 15 лет назад.
Каких – либо доказательств осуществления органами местного самоуправления, органами опеки и попечительства обязанностей по контролю за сохранностью данного жилого помещения до достижения истцом возраста 23 лет, а также разрешения вопроса о необходимости постановки ФИО15, при вышеуказанных обстоятельствах, на учёт для включения в список на получение жилья как ребёнка, оставшегося без попечения родителей, а затем как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в материалы дела не представлено.
Таким образом, судом достоверно установлено, что органом местного самоуправления, органом опеки и попечительства было достоверно известно не только о закрепленном за ФИО3 жилом помещении, но и о постановке на регистрационный учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей для получения жилья по окончанию пребывания в детском доме, тем самым признавалось право истца быть поставленной на учёт и обеспеченной жильём на территории Константиновского района по основаниям, закрепленным в Федеральном законе № 159-ФЗ ««О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом орган опеки и попечительства, призванный защищать интересы данной категории лиц, к которой относилась истица, не предпринял соответствующие меры по оказанию помощи истице в разрешении вопроса о получении жилья, в том числе сборе документов, более того ввел истицу в заблуждение по поводу срока предоставления пакета документов, пояснив о том, что можно обратится в орган опеки после окончания обучения в образовательном учреждении, а так же не разъяснил о необходимости предоставления письменного заявления.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что действия органа опеки и попечительства не позволили своевременно, установить нуждаемость истца в предоставлении ей жилого помещения и принять меры к обеспечению жильём. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей опекуном и органом опеки и попечительства не должно ставить в зависимость реализацию права на обеспечение ФИО3 жилым помещением как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которым гарантируется государственная поддержка.
Причины, послужившие основаниями к несвоевременной постановке на учёт и принятию мер к обеспечению ФИО3 жильём судом признаются уважительными, а истец признаётся нуждающимся в предоставлении жилого помещения и подлежащим включению в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Какого-либо жилого помещения в собственности у истца нет, что подтверждается сведениями, предоставленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и по Амурской области.
ФИО3 не является нанимателем жилого помещения на условиях социального найма, не является членом семьи нанимателя жилого помещения на условиях социального найма, участие в приватизации на территории <адрес> не принимала. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, представленными администрацией Константиновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, а также сведениями, предоставленными администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, поскольку своё право на обеспечение жилым помещением до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ, ФИО3 до настоящего времени не реализовала по уважительной причине, поэтому к данным правоотношениям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ подлежат применению положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ.
В соответствии со статьей 92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются видом специализированного жилищного фонда.
В силу абз.1 ч.3 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ (в ред. Закона Амурской области от 24.12.2012 г. № 132-ОЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
На основании п.4 ч.1, ч.2 ст. 5 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Истец ФИО3 родилась и проживала до достижении трёхлетнего возраста на территории <адрес>, имеет намерение проживать и трудоустроиться на территории <адрес>, непроживание на территории муниципального района более 19 лет являлось вынужденным, что вопреки доводам ответчика, свидетельствует об обоснованности исковых требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к <адрес> о признании нуждающейся в жилом помещении, включении в список лиц из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> нуждающейся в жилом помещении.
Обязать <адрес> включить ФИО3 в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд, через Константиновский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий ФИО17