Дело №
РЕШЕНИЕ
11 июля 2016 года п. Берёзовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Золотухиной А.Б.,
при секретаре Майер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Отчина Д.В. на постановление заместителя руководителя Красноярского УФАС России от <дата> № № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя руководителя Красноярского УФАС России от <дата> № № по делу об административном правонарушении, Отчина Д.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 13 087 рублей.
Несогласившись с данным постановлением, Отчина Д.В. обратилась в суд о его отмене, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на то, что информация, указанная в извещении и в приложениях к документации о проведении электронного аукциона не содержит требования к участникам в виде правомочности участника закупки заключать контракт; заказчиком при осуществлении закупки использовался конкретный способ определения поставщика в форме электронного аукциона, любой участник, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе принимать участие в данном аукционе; при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) заявитель руководствовался нормами ГК РФ, где в зависимости от лица, являющегося участником закупки, документами, подтверждающими правомочность такого лица заключать контракт являются: копия выписки из ЕГРЮЛ для юридического лица, копия выписки из ЕГРИП для индивидуального предпринимателя, копия документа, удостоверяющего личность, для физического лица; в составе заявки, принявшей участие в аукционе, отсутствует декларация, подтверждающая правомочность участника закупки заключать контракт, при рассмотрении и оценки заявки она не была признана не соответствующей требованиям Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В дополнение к поданной ранее жалобе Отчина Д.В. указывала на то, что действительно в общих положениях документации об аукционе в части требований к участникам закупки, есть требование о правомочности участника закупки заключать контракт, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который на момент публикации данной документации утратил силу. Поскольку данный факт не повлиял на ход проведения аукциона и права участников нарушены не были, просила суд освободить ее от административной ответственности в связи малозначительностью административного правонарушения.
В судебном заседании Отчина Д.В., ее представитель Алешина И.К. (действующая по устному ходатайству), требования жалобы поддержали по изложенным выше основаниям.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещался своевременно, должным образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив жалобу, выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, нахожу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Статья 30.6 КоАП РФ устанавливает, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. При этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Нормативное регулирование указанных отношений основывается на соблюдении конституционных принципов добросовестности, свободы договора и стабильности гражданского оборота в целях достижения справедливого баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в размещении и исполнении заказов для государственных нужд, государства и общества в целом.
Для соблюдения указанных принципов законодательством предусмотрена система единых требований к участникам закупки, позволяющих обеспечить реализацию целей регулирования отношений в данной сфере - стимулирование добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений, что призвано обеспечить участие в закупках товаров, работ, услуг только добросовестных лиц и защитить интересы государственных и муниципальных заказчиков.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 31 Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пункт 2 части 1 статьи 31 названного Федерального закона в ранее действующей редакции предусматривал в числе единых требований правомочность участника закупки заключать контракт.
Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пункт 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ признан утратившим силу.
На момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Отчина Д.В. к административной ответственности, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ не обязывал заказчика устанавливать в числе единых требований к участникам закупки подтверждение правомочности заключать контракт.
В силу пункта 2 статьи 3, пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ действия заказчика осуществляются в порядке, установленном данным Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд.
В извещении о проведении электронного аукциона указывается исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна отражать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 приведенного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается. Также не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Частью 2 и пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Вторая часть этой заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 – 9 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статьей 107 этого же Федерального закона определено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут, в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов влечет административное наказание.
Как усматривается из материалов дела, в результате проведенной 19 марта 2015 года прокуратурой Березовского района Красноярского края проверки требований законодательства, регламентирующего порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в администрации Березовского района Красноярского края установлено, что 09 октября 2014 года руководителем Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края ФИО6 утверждена документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта «На приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», извещение №. Подготовку документации об указанном электронном аукционе осуществляла ведущий специалист по закупкам – контрактный управляющий Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края Отчина Д.В.. В подготовленной контрактным управляющим Отчина Д.В. аукционной документации на проведение электронного аукциона на право заключения муниципального контракта «на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в п.п. 5.2 п. 5 аукционной документации, наряду с другими, установлено требование к участнику закупки, о правомочности участника закупки заключать контракт.
Таким образом, в отношении участников закупки установлено не предусмотренное частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ требование подтверждать полномочия на заключение контракта, за что частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Отчина Д.В. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- постановлением заместителя прокурора Березовского района Красноярского края от 23 марта 2015 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении ведущего специалиста по закупкам – контрактного управляющего Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края Отчина Д.В., где в данных ею объяснениях последняя признала факт указания ею в аукционной документации, требований к участникам аукциона о правомочности заключать контракт;
- приказом Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края от <дата> №-к, в соответствии с которым Отчина Д.В. принята в Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края на должность ведущего специалиста по размещению муниципального заказа с <дата>;
- должностной инструкцией ведущего специалиста по закупкам – контрактного управляющего, в должностные обязанности которого, в том числе, входит планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подготовка извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, проектов контрактов, изменений в извещения об осуществлении закупок, в документацию о закупках;
- документацией об аукционе в электронной форме «приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где в пп. 5.2 п. 5 наряду с другими, установлено требование к участнику закупки, о правомочности участника закупки заключать контракт;
- извещением о проведении электронного аукциона;
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, заместитель руководителя Красноярского ФИО2 О.Н. пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Отчина Д.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что извещение не содержит требования к участникам закупки о подтверждении правомочности заключить контракт, опровергается материалами дела, в которых содержится подготовленная контрактным управляющим Отчина Д.В. документация об аукционе в электронной форме «на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где в пп. 5.2 п. 5 наряду с другими требованиями, установлено требование к участнику закупки, о правомочности участника закупки заключать контракт.
Указание Отчина Д.В. на то, что совершенное ею правонарушение является малозначительным, нельзя признать состоятельным. В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Вместе с тем, исходя из фактических обстоятельств по делу и характера правонарушения, оснований для признания его малозначительным и освобождения Отчина Д.В. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, о чем заявитель просит в жалобе, не имеется.
Постановление о привлечении Отчина Д.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Отчина Д.В. в пределах санкции ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Дело проверено в полном объеме, нарушений, влекущих отмену или изменение принятого постановления, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░> № № ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 7.30 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░