Решение по делу № 2-48/2014 (2-1177/2013;) ~ М-1254/2013 от 26.11.2013

Дело № 2-48/2014 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 марта 2014 года г. Багратионовск

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Жестковой А.Э.,

при секретаре Ильченко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климова М.М., действующего также в интересах несовершеннолетнего ххх, Климовой С.А. к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, к отделу №5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ, 3-е лицо Седова Ю.О. о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Климов М.М., действующий также в интересах несовершеннолетнего сына ххх, Климова С.А. обратились в суд с вышеназванным иском о признании права долевой собственности (по 1/3 доли за каждым) в порядке приватизации, указав, что истцы с ххх года зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: Калининградская область, г. ххх, ул. ххх, д. х, кв. х. Указанная квартира была предоставлена истцу Климову М.М., как военнослужащему в/ч ххх, на состав семьи четыре человека, в том числе на жену Климову С.А., дочь жены Седову Ю.О. и сына ххх Желая приватизировать данное жилое помещение, истец в январе 2013 года обратился с соответствующим заявлением в отдел № 5 г. Калининграда ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ на, что 01.02.2013 года получил ответ, что на данный отдел не возложена функция оперативного управления жилищным фондом МО РФ и они не уполномочены принимать решения об изменении статуса жилого помещения, равно как и о его приватизации, рекомендовано обратиться в ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, в чьем оперативном управлении находится жилищный фонд. В январе 2013 года с заявлением о приватизации истец обратился в адрес начальника ФГУ «Департамент имущественных отношений» МО РФ, на что 15.02.2013 года получен ответ о передаче заявления в адрес Департамента жилищного обеспечения МО РФ. В настоящее время он (Климов М.М.) является военнослужащим запаса, проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ в период времени с 01.08.1995 года по 02.07.2008 года и уволен в запас по ст. 51 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», 02.07.2008 года исключен из списков личного состава в/ч № 67877. Ранее в приватизации ни он, ни его супруга Климова С.А., сын ххх не участвовали. Имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: г. ххх, ул. ххх, д. х, корп. х, кв. хх, которая приобретена по договору купли-продажи с использованием кредитных средств от ххх года № ххх. Дочь супруги Седова Ю.О., зарегистрированная и проживающая по спорному адресу, с приватизацией согласна, но от участия в приватизации отказывается.

Истцы Климов М.М., действующий также в интересах несовершеннолетнего ххх., Климова С.А. в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, представили суду заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности Луйк А.Э. поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, указав, что допустимых и достаточных доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных суду не представлено.

Представители ответчиков - ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, отдела №5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Департамента жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

От представителя Министерства Обороны РФ в суд поступили возражения на заявленные требования, из которых следует, что с заявленными требованиями не согласны, поскольку в соответствии со ст. 6 Закона от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется органами государственной власти или местного самоуправления, уполномоченными передавать жилые помещения, а также государственными учреждениями, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В настоящее время законодательством не урегулирован вопрос передачи квартир закупленных или приобретенных Министерством обороны РФ для военнослужащих в собственность граждан в порядке приватизации, не определен орган, уполномоченный передавать жилые помещения в собственность. Согласно ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику имущества. Министерство обороны РФ не является собственником жилого помещения по спорному адресу, а также не является учреждением за которым закреплено на праве оперативного управления данное жилое помещение в связи с чем, не может им распоряжаться.

Привлеченная судом к участию в деле третье лицо Седова Ю.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена.

Заслушав пояснения представителя истцов, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положением ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 6, 7 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

По смыслу преамбулы и статей 1,2 указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных данным законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Вместе с тем, статьей 4 вышеназванного закона установлены ограничения на приватизацию жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии в/ч № ххх № хх от ххх года квартира № х дома № х г. ххх предоставлена Климову М.М. на состав семьи их 4 человек.

ххх года между Гурьевской КЭЧ района и Климовым М.М. заключен договор найма служебного жилого помещения № х до окончания службы по контракту.

Климов М.М. ххх года уволен в запас по истечении срока контракта (подпункт «б» ххх года исключен из списков личного состава в/ч ххх. При этом общая продолжительность военной службы в ВС РФ по состоянию на ххх года составляет 12 лет 11 месяцев 1 день.

Как следует из поквартирной карточки, в спорном жилом помещении по адресу: Калининградская область, г. ххх, ул. ххх, д. х, кв. х зарегистрированы и проживают наниматель Климов М.М., жена Климова С.А., дочь Седова Ю.О. и сын ххх. с ххх года.

Из представленной Филиалом ОАО «ххх» выписки по лицевому счету, видно, что нанимателем квартиры по вышеуказанному адресу в настоящее время является Климов М.М.

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, право собственности на жилое помещение – квартиру №х в доме №х г. ххх, ххх района, Калининградской области не зарегистрировано.

Согласно приложению к распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области от 13 января 2009 года № 5-р, все имущество, находящееся в военном городке г. Ладушкина, ранее было закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Гурьевская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны РФ, в том числе и спорное жилое помещение.

Администрация МО «Ладушкинский городской округ» указала, что жилой военный городок в/ч ххх (ранее ххх) расположенный по ул. ххх г. ххх в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 года № 1470-р исключен из перечня закрытых военных городков. До 2005 года администрацией МО «Ладушкинский городской округ» постановление об определении статуса служебного спорного жилья не выносилось.

Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение относится к фонду Министерства обороны РФ, является собственностью Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1053 от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.

Пунктами 2.1 и 2.2 Приказа Министерства обороны РФ от 18 ноября 2010 года N 1550 предусмотрено, что распределение жилых помещений, заключение и расторжение договоров социального найма жилого помещения, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилым помещением военнослужащих, возлагается на Департамент жилищного обеспечения МО РФ.

В силу п. 1 Приказа Министерства обороны РФ N 1455 от 3 ноября 2010 года Департамент жилищного обеспечения МО РФ, как уполномоченный орган Министерства обороны РФ осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ – ФГУ (ФГКУ) Западное, Центральное, Восточное и Южное региональные управления жилищного обеспечения.

В соответствии с положением ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Приказом министра обороны РФ № 1871 от 17 декабря 2010 года с 20 декабря 2010 года было реорганизовано ФГУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ путем присоединения к нему квартирно-эксплуатационных учреждений, в том числе ФГУ «Гурьевская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны РФ.

Аналогичные сведения содержаться в представленной суду выписке из ЕГРЮЛ на данную организацию, согласно которой ФГУ «Гурьевская КЭЧ района» МО РФ прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ (ФГКУ) «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Согласно сведениям Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ в соответствии с положением о Министерстве Обороны РФ, утвержденным Указом президента РФ от 16.08.2004 года №1082, постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных ему организаций в собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность. Министерству Обороны РФ и подведомственных ему организациям не представлены полномочия по передаче в собственность жилых помещений гражданам в порядке приватизации.

Отсутствие органа, уполномоченного решать вопрос о передаче занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации, лишает истцов возможности реализовать предоставленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приватизацию занимаемого жилого помещения, что нарушает положения ст. 35 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право каждого иметь имущество в собственности.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем признания права.

Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

По действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер.

В соответствии со ст.ст. 101 и 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного Совета народных депутатов.

Порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливался законодательством Союза ССР, Жилищным Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находились эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливалась Советом Министров РСФСР.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Согласно действующему законодательству служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в частности, с прохождением службы (ст. 93 ЖК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ в качестве служебных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве служебного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Одно из исключений установлено Федеральным законом №76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», согласно статье 15 которого военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках служебные жилые помещения. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

По смыслу данной статьи наделение военных городков особым статусом - закрытых военных городков, направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.

После принятия решения о включении жилого помещения в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств того, что спорное жилое помещение в установленном законом порядке было включено в число служебных, ответчиками не предоставлено.

Как установлено судом, спорная квартира не является служебной либо аварийной, не находится в закрытом военном городке, то есть не относится к жилым помещениям, запрет на приватизацию которых предусмотрен ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 04.07.1991 года.

Судом установлено, на основании представленных доказательств, что истцы право свое на приватизацию не использовали.

Так, по сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области право собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся в Калининградской области, за Климовой С.А., Климовым М.М., ххх не зарегистрированы, не значатся в списках лиц, зарегистрировавших право собственности на квартиры, домовладения, в том числе по договору приватизации, что подтверждается сообщением Калининградского фиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

Квартира расположенная по адресу: г. ххх, ул. ххх, д. х корп. х, кв. х приобретена по договору ипотеки.

Учитывая, что Климов М.М., Климова С.А. и их несовершеннолетний сын ххх ранее в приватизации жилья не участвовали, спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду (находится в собственности МО РФ), они имеют право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно по Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

При этом, проживающая в спорном жилом помещении Седова Ю.О., дала нотариально удостоверенное согласие на приватизацию данного жилого помещения, отказавшись от участия в приватизации спорной квартиры (л.д. хх).

Таким образом, Климов М.М., Климова С.А. и их несовершеннолетний сын ххх по независящим от них причинам не могут реализовать свое право на приватизацию спорного жилого помещения, что нарушает положения ст. 35 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право каждого иметь имущество в собственности и вышеприведенные положения Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что предусмотренное Федеральным законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на получение жилья в собственность может быть реализовано путем признания за Климовым М.М., Климовой С.А. и несовершеннолетним ххх в равных долях права собственности на занимаемое ими жилое помещение

Из представленного суду технического паспорта на жилое помещение по адресу: Калининградская область, г. ххх, ул. ххх, дом х, кв. х по состоянию на 09 октября 2013 года следует, что данная квартира имеет общую площадь 42,3 кв.м. жилую площадь 31,8 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Климова М.М., действующего также в интересах несовершеннолетнего ххх, Климовой С.А., удовлетворить.

Признать за Климовым М.М., ххх года рождения, уроженцем пос. ххх, ххх обл., ххх, ххх, ххх года рождения, уроженцем гор. ххх, Климовой С.А., ххх года рождения, уроженкой пос. ххх право долевой собственности - по 1/3 доли за каждым в праве собственности на квартиру №х дома №х по ул. ххх, г. ххх, ххх района, Калининградской области, общей площадью 42,3 кв.м., в том числе жилой 31,8 кв.м., кадастровый номер ххх.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 02 апреля 2014 года.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья А.Э. Жесткова

2-48/2014 (2-1177/2013;) ~ М-1254/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Климов Максим Михайлович
Климова Светлана Анатольевна
Ответчики
Министерство обороны РФ
Отдел № 5 г. Калининград ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Суд
Багратионовский районный суд Калининградской области
Судья
Жесткова Анна Эдуардовна
Дело на странице суда
bagrationovsky--kln.sudrf.ru
26.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2013Передача материалов судье
29.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.12.2013Предварительное судебное заседание
14.01.2014Предварительное судебное заседание
07.02.2014Предварительное судебное заседание
28.02.2014Предварительное судебное заседание
28.03.2014Судебное заседание
02.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2016Дело оформлено
02.11.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее