Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3468/2019 ~ М-3023/2019 от 06.08.2019

гр. дело № 2-3468/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«17» сентября 2019г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

при секретаре Еремишине А.А.

с участием истца Душкина А.В., представителя истца по ордеру Сычевой Н.В., представителя ответчика по доверенности Крюкова С.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Душкина Александра Викторовичак ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» признании права на назначение пенсии по выслуге лет на военной службе по линии Министерства обороны РФ, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет из расчета выслуги лет на дату увольнения с 01.12.2018г.,

у с т а н о в и л:

Истец Душкин А.В. обратился в суд с настоящим иском, указал, что в период с 04.08.1984г. по 18.02.2011г. проходил военную службу в Министерстве обороны РФ, откуда досрочно уволен с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Последнее место службы - Военный авиационный инженерный университет. Выслуга лет по состоянию на день увольнения в календарном исчислении составила 26 лет 6 месяцев.

В период с 21.02.2011г. по 30.11.2018г. истец проходил службу в Воронежском институте ФСИН России в должности начальника кафедры, откуда был уволен по состоянию здоровья. Общая выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила - 34 года, в льготном исчислении - 38 лет.

Истец считает, что при увольнении с военной службы у него возникло право на назначение пенсии по линии Министерства обороны – с 18.02.2011г., а по линии органов уголовно-исполнительной системы – с 30.11.2018г., но пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны не назначалась, поскольку в условиях реформирования Министерства обороны и других силовых ведомств решался вопрос о продолжении службы в Федеральной службе исполнения наказания РФ, во время прохождения которой любой вид пенсионного обеспечения не предоставляется, поскольку при поступлении на военную службу или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

В связи с тем, что после увольнения из органов исполнительной системы по итогам расчетов пенсия за выслугу лет на военной службе оказалась выше, чем в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, истец Душкин А.В. обратился по месту своего жительства в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет на военной службе по линии Министерства обороны, право на которую у истца возникло 18.02.2011г., однако в назначении пенсии было отказано со ссылкой на то, что пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1, осуществляется в зависимости от последнего места службы, то есть Федеральной службой исполнения наказаний.

Отказ ответчика в назначении пенсии по линии Министерства обороны истец считает незаконным по тем основаниям, что повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет и приобретение ими вновь статуса военнослужащего не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии, и при увольнении со службы данные лица вправе обратится за возобновлением выплаты ранее приостановленной пенсии. То обстоятельство, что пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны не назначалась, по мнению истца, не имеет правового значения в силу которого ему может быть отказано в назначении пенсии, поскольку с учетом имевшейся на день увольнения с военной службы выслуги лет, воинского звания и должности истцом приобретено право на получение военной пенсии в силу закона, в связи с чем обращение за назначением пенсии в 2018г. не может влиять на реализацию данного права, которое не ограничено каким-либо временем и может быть реализовано в любой момент.

На основании вышеизложенного истец просит признать за ним право на назначение пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1; обязать ответчика назначить и выплачивать Душкину А В. пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны из расчета выслуги лет на дату увольнения (26 лет 6 месяцев) с 01.12.2018г.

Истец Душкин А.В., представитель истца по ордеру Сычева Н.В. исковые требования поддержали, пояснили изложенное.

Представитель ответчика по доверенности Крюков С.А. иск не признал, представлены письменные возражения (л.д.15-18).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пояснений сторон, послужного списка, ответов судом установлено, что истец Душкин А.В. проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с 04.08.1984г. по 18.02.2011г.

Приказом Министра обороны РФ от 25.12.2010г. № 1620 истец уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 23.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Приказом начальника Военного авиационного инженерного университета от 08.02.2011г. № 42 (по строевой части) исключен из списков личного состава с 18.02.2011 г. Выслуга лет на день увольнения с военной службы составила 26 лет (л.д.19-23).

После увольнения в запас из Вооруженных Сил Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 54 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 Душкин А.В. в военкомат Воронежской области не обращался.

21.02.2011г. Душкин А.В. поступил на службу в Воронежский институт ФСИН России, где проходил службу по 30.11.2018г. Приказом ФСИН России от 09.11.2018г. № 886-лс истец уволен из ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России (л.д.24-25). Таким образом, последним местом службы Душкина А.В. являются органы ФСИН России.

На заявление истца по вопросу назначения пенсии военкоматом даны ответы, согласно которых у истцаотсутствует право на выбор органа, в котором он может получать пенсионное обеспечение, так как пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I, осуществляется в зависимости от последнего места их службы (л.д.7-9).

Таким образом, на основании вышеизложенного судом установлено, что после увольнения с военной службы (18.02.2011г.) Душкин А.В. с заявлением о назначении ему пенсии по выслуге лет в пенсионные органы Министерства обороны РФ не обращался, пенсия по линии Министерства обороны РФ ему не назначалась.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации). Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (п. «а» ст. 1), распространяются в том числе на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе.

Статьей 5 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I определены виды пенсий, на которые лица, указанные в статье 1 закона имеют право в соответствии с этим законом. К их числу таких пенсий отнесены пенсии за выслугу лет, которые, в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 5 названного закона назначаются лицам, указанным в статье 1 закона, если они имеют предусмотренную этим законом выслугу лет на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I лицам, указанным в статье 1 названного закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы(ч.1). Пенсионерам, из числа лиц, указанных в статье 1 названного закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается (ч.2).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004г. 6-П положение части 2 статьи 6 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I признано не противоречащим Конституции Российской Федерации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в названном Постановлении, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

Статьей 11 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I определены федеральным органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, согласно которой пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется, в том числе, Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" этой статьи), лиц, указанных в части 1 статьи 3 названного закона, а также их семей; Федеральной службой исполнения наказаний - в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей.

Частью 1 статьи 51 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I предусмотрено, что лица, указанные в статье 1 названного закона, и члены их семей (кроме указанных в части 2 статьи 2, с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.

По общему правилу, установленному п. «а» части 1 ст. 53 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I, лицам, указанным в статье 1 названного закона пенсии в соответствии с этим законом назначаются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.

Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (ч. 1 ст. 54 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I).

Из приведенных нормативных положений следует, что механизм реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение, включая пенсионное обеспечение, относится к компетенции законодателя, который, реализуя свои полномочия и закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, размеров пенсий, порядок их исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц. К числу таких лиц относятся в том числе военнослужащие и сотрудники, уволенные из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, порядок пенсионного обеспечения которых определен специальным Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I.

Нормами названного закона предусмотрено, что пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается этим лицам (как военнослужащим, так и сотрудникам, уволенным из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы) после увольнения со службы и носит заявительный характер. При этом пенсионное обеспечение этих лиц осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в зависимости от их последнего места службы, в частности, в отношении военнослужащих - Министерством обороны РФ, в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, - ФСИН России. В случае поступления пенсионера из числа лиц, указанных в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I, на военную службу или на службу в органы уголовно-исполнительной системы выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Таким образом, право на получение пенсии за выслугу лет по прежнему месту службы лица, поступившего вновь на военную службу или иную правоохранительную службу, и приобретшего право на пенсию за выслугу лет по новому месту службы, может быть реализовано только в случае, если по прежнему месту службы ему такая пенсия была назначена, а ее выплата была приостановлена в связи с поступлением этого лица на военную службу или иную правоохранительную службу.

Таким образом, пенсия за выслугу лет назначается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в зависимости от последнего места службы лица, имеющего право на такую пенсию.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Душкина Александра Викторовичак ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» признании права на назначение пенсии по выслуге лет на военной службе по линии Министерства обороны РФ, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет из расчета выслуги лет на дату увольнения с 01.12.2018г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме составлено к 16 час. 23.09.2019г.

гр. дело № 2-3468/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«17» сентября 2019г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

при секретаре Еремишине А.А.

с участием истца Душкина А.В., представителя истца по ордеру Сычевой Н.В., представителя ответчика по доверенности Крюкова С.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Душкина Александра Викторовичак ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» признании права на назначение пенсии по выслуге лет на военной службе по линии Министерства обороны РФ, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет из расчета выслуги лет на дату увольнения с 01.12.2018г.,

у с т а н о в и л:

Истец Душкин А.В. обратился в суд с настоящим иском, указал, что в период с 04.08.1984г. по 18.02.2011г. проходил военную службу в Министерстве обороны РФ, откуда досрочно уволен с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Последнее место службы - Военный авиационный инженерный университет. Выслуга лет по состоянию на день увольнения в календарном исчислении составила 26 лет 6 месяцев.

В период с 21.02.2011г. по 30.11.2018г. истец проходил службу в Воронежском институте ФСИН России в должности начальника кафедры, откуда был уволен по состоянию здоровья. Общая выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила - 34 года, в льготном исчислении - 38 лет.

Истец считает, что при увольнении с военной службы у него возникло право на назначение пенсии по линии Министерства обороны – с 18.02.2011г., а по линии органов уголовно-исполнительной системы – с 30.11.2018г., но пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны не назначалась, поскольку в условиях реформирования Министерства обороны и других силовых ведомств решался вопрос о продолжении службы в Федеральной службе исполнения наказания РФ, во время прохождения которой любой вид пенсионного обеспечения не предоставляется, поскольку при поступлении на военную службу или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

В связи с тем, что после увольнения из органов исполнительной системы по итогам расчетов пенсия за выслугу лет на военной службе оказалась выше, чем в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, истец Душкин А.В. обратился по месту своего жительства в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет на военной службе по линии Министерства обороны, право на которую у истца возникло 18.02.2011г., однако в назначении пенсии было отказано со ссылкой на то, что пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1, осуществляется в зависимости от последнего места службы, то есть Федеральной службой исполнения наказаний.

Отказ ответчика в назначении пенсии по линии Министерства обороны истец считает незаконным по тем основаниям, что повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет и приобретение ими вновь статуса военнослужащего не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии, и при увольнении со службы данные лица вправе обратится за возобновлением выплаты ранее приостановленной пенсии. То обстоятельство, что пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны не назначалась, по мнению истца, не имеет правового значения в силу которого ему может быть отказано в назначении пенсии, поскольку с учетом имевшейся на день увольнения с военной службы выслуги лет, воинского звания и должности истцом приобретено право на получение военной пенсии в силу закона, в связи с чем обращение за назначением пенсии в 2018г. не может влиять на реализацию данного права, которое не ограничено каким-либо временем и может быть реализовано в любой момент.

На основании вышеизложенного истец просит признать за ним право на назначение пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1; обязать ответчика назначить и выплачивать Душкину А В. пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны из расчета выслуги лет на дату увольнения (26 лет 6 месяцев) с 01.12.2018г.

Истец Душкин А.В., представитель истца по ордеру Сычева Н.В. исковые требования поддержали, пояснили изложенное.

Представитель ответчика по доверенности Крюков С.А. иск не признал, представлены письменные возражения (л.д.15-18).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пояснений сторон, послужного списка, ответов судом установлено, что истец Душкин А.В. проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с 04.08.1984г. по 18.02.2011г.

Приказом Министра обороны РФ от 25.12.2010г. № 1620 истец уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 23.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Приказом начальника Военного авиационного инженерного университета от 08.02.2011г. № 42 (по строевой части) исключен из списков личного состава с 18.02.2011 г. Выслуга лет на день увольнения с военной службы составила 26 лет (л.д.19-23).

После увольнения в запас из Вооруженных Сил Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 54 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 Душкин А.В. в военкомат Воронежской области не обращался.

21.02.2011г. Душкин А.В. поступил на службу в Воронежский институт ФСИН России, где проходил службу по 30.11.2018г. Приказом ФСИН России от 09.11.2018г. № 886-лс истец уволен из ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России (л.д.24-25). Таким образом, последним местом службы Душкина А.В. являются органы ФСИН России.

На заявление истца по вопросу назначения пенсии военкоматом даны ответы, согласно которых у истцаотсутствует право на выбор органа, в котором он может получать пенсионное обеспечение, так как пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I, осуществляется в зависимости от последнего места их службы (л.д.7-9).

Таким образом, на основании вышеизложенного судом установлено, что после увольнения с военной службы (18.02.2011г.) Душкин А.В. с заявлением о назначении ему пенсии по выслуге лет в пенсионные органы Министерства обороны РФ не обращался, пенсия по линии Министерства обороны РФ ему не назначалась.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации). Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (п. «а» ст. 1), распространяются в том числе на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе.

Статьей 5 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I определены виды пенсий, на которые лица, указанные в статье 1 закона имеют право в соответствии с этим законом. К их числу таких пенсий отнесены пенсии за выслугу лет, которые, в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 5 названного закона назначаются лицам, указанным в статье 1 закона, если они имеют предусмотренную этим законом выслугу лет на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I лицам, указанным в статье 1 названного закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы(ч.1). Пенсионерам, из числа лиц, указанных в статье 1 названного закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается (ч.2).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004г. 6-П положение части 2 статьи 6 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I признано не противоречащим Конституции Российской Федерации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в названном Постановлении, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

Статьей 11 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I определены федеральным органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, согласно которой пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется, в том числе, Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" этой статьи), лиц, указанных в части 1 статьи 3 названного закона, а также их семей; Федеральной службой исполнения наказаний - в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей.

Частью 1 статьи 51 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I предусмотрено, что лица, указанные в статье 1 названного закона, и члены их семей (кроме указанных в части 2 статьи 2, с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.

По общему правилу, установленному п. «а» части 1 ст. 53 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I, лицам, указанным в статье 1 названного закона пенсии в соответствии с этим законом назначаются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.

Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (ч. 1 ст. 54 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I).

Из приведенных нормативных положений следует, что механизм реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение, включая пенсионное обеспечение, относится к компетенции законодателя, который, реализуя свои полномочия и закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, размеров пенсий, порядок их исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц. К числу таких лиц относятся в том числе военнослужащие и сотрудники, уволенные из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, порядок пенсионного обеспечения которых определен специальным Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I.

Нормами названного закона предусмотрено, что пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается этим лицам (как военнослужащим, так и сотрудникам, уволенным из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы) после увольнения со службы и носит заявительный характер. При этом пенсионное обеспечение этих лиц осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в зависимости от их последнего места службы, в частности, в отношении военнослужащих - Министерством обороны РФ, в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, - ФСИН России. В случае поступления пенсионера из числа лиц, указанных в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I, на военную службу или на службу в органы уголовно-исполнительной системы выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Таким образом, право на получение пенсии за выслугу лет по прежнему месту службы лица, поступившего вновь на военную службу или иную правоохранительную службу, и приобретшего право на пенсию за выслугу лет по новому месту службы, может быть реализовано только в случае, если по прежнему месту службы ему такая пенсия была назначена, а ее выплата была приостановлена в связи с поступлением этого лица на военную службу или иную правоохранительную службу.

Таким образом, пенсия за выслугу лет назначается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в зависимости от последнего места службы лица, имеющего право на такую пенсию.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Душкина Александра Викторовичак ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» признании права на назначение пенсии по выслуге лет на военной службе по линии Министерства обороны РФ, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет из расчета выслуги лет на дату увольнения с 01.12.2018г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме составлено к 16 час. 23.09.2019г.

1версия для печати

2-3468/2019 ~ М-3023/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Душкин Александр Викторович
Ответчики
ФКУ ВК ВО
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Жемчужникова Ирина Вячеславовна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
06.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2019Передача материалов судье
08.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2019Судебное заседание
17.09.2019Судебное заседание
23.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2020Дело оформлено
14.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее