Дело № 2-467/2018 УИД: 66RS0060-01-2018-000603-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2018 года п.г.т. Шаля Свердловской области
Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Сафонова П.П.,
при секретаре Чикуновой Е.С.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Евстегнеева А.Н.,
соистца Д. и её законного представителя Ш.,
представителя ответчика по доверенности Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Д. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району о признании незаконным приказа об отказе соистцу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности поставить соистца на такой учет,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд в интересах Д.. с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району (далее – Управление) о признании незаконным приказа об отказе соистцу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности поставить соистца на такой учет. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка по исполнению ответчиком законодательства об обеспечении жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечении родителей, и лиц из их числа, по результатам которой выявлены нарушения законодательства, выразившееся в незаконном отказе в постановке Д. на жилищный учет. Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом межрайонного территориального управления № Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № од Ш., зарегистрированная и проживающая в <адрес>, назначена опекуном Д. Этим же приказом за Д., закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено по договору социального найма матери Д., лишенной в отношении нее родительских прав решением суда. Согласно заключению межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по указанному адресу признано непригодным для проживания. Подопечная Д. зарегистрирована по месту пребывания совместно с опекуном по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ № Д. отказано в принятии ее на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства на территории Шалинского района. Данный приказ Управления не является законным, в связи с чем, прокурором района ДД.ММ.ГГГГ на него принесен протест. Управление протест прокурора не удовлетворило, приказ от ДД.ММ.ГГГГ № не отменило. Д. имеет регистрацию по месту жительства ее матери - <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Д. проживает с опекуном по адресу: <адрес> Ранее на учете для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она не стояла, за постановкой на такой учет обратилась впервые. Разрешая заявление Д. Управление исходило из того, что заявитель зарегистрирована по месту жительства в закрепленном за ней жилом помещении в <адрес>. Между тем указанное жилое помещение не является местом жительства Д. Вывод о том, что она может быть поставлена на соответствующий учет и подлежит в связи с этим, обеспечению жилым помещением исключительно по месту регистрации – <адрес>, является ошибочным.
Из содержания ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.02.1998 № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем является место жительства этих лиц.
Дети-сироты должны реализовывать свое право на жилище на законных основаниях по месту жительства, которым стало место их фактического проживания (постоянного или преимущественного).
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Учитывая, что Д., с момента установления опеки, фактически проживает у своего опекуна в <адрес>, а также невозможность ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении, она имеет право на обеспечение жилым помещением в <адрес>.
По этим основаниям просит признать незаконным приказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району обязанность принять Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Евстегнеев А.Н., исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям.
Соистец Д. и её законный представитель Ш. требования прокурора поддержали в полном объеме по указанным в исковом заявлении снованиям. Соистец Д. пояснила, что желает проживать в <адрес> совместно со своей тетей Ш. под опекой которой она находится.
Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району о доверенности Ф. возражала против удовлетворения требований прокурора в интересах Д. в полном объеме по указанным в отзыве основаниям. Пояснила, что поскольку Д. зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, а в <адрес> у нее временная регистрация до ДД.ММ.ГГГГ в связи с нахождением ею под опекой, то на учёт, как нуждающаяся в получении жилого помещения она должна быть поставлена по месту постоянной регистрации.
Заслушав представителя истца, соистца, законного представителя соистца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно правоустанавливающему документу – паспорту Д. она зарегистрирована на постоянное место жительства по адресу: <адрес>
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ Д. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 32)
Приказом межрайонного территориального управления № Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № од Ш., зарегистрированная и проживающая в <адрес>, назначена опекуном Д. Этим же приказом за Д., закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>
Заочным решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних дочерей, в том числе в отношении Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.15-17)
Из акта обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что указанное жилое помещение, по заключению межведомственной комиссии признано не пригодным для проживания, так как не отвечает требованиям, которым должно отвечать жилое помещение на основании ч. 2 п.п. 10,16 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. (л.д.18, 19)
Согласно приказа Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району № от ДД.ММ.ГГГГ Д. отказано в принятии ее на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства на территории Шалинского района (л.д.20,21)
Прокурором Шалинского района ДД.ММ.ГГГГ принесен протест на вышеуказанный приказ, оставленный Управлением социальной политики по Шалинскому району без удовлетворения. (л.д.23-25, 26-28)
Из пояснения сторон установлено и не оспаривается ответчиком, что Д. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей и в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на обеспечение жилым помещением. При назначении ей попечительства вопрос о жилье решен не был. В настоящее время она жильем также не обеспечена.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Отношения, связанные с учетом граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируются Законом Свердловской области от 22.03.2006 № 17-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области».
Согласно п. 5-1 ст. 6 Закона Свердловской области от 22.03.2006 № 17-03 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, или их законные представители, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подают заявления о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот в органы опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующими положениями.
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.
В то же время согласно п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
В силу п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.
Д. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Находящихся в собственности жилых помещений Д. не имеет.
Правообладателем жилого помещения, в котором она временно зарегистрирована, не является.
Закреплённое за Д. жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии с пунктом 3 ст.8 Федерального Закона №159 от 21.12.1996 год Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Судом установлено, что соистец Д. является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в котором она зарегистрирована на постоянное место жительства, признанным в установленном законом порядке непригодным для проживания. Она не включена в список лиц, в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в администрации Шалинского городского округа, так как ей отказано приказом Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району № от ДД.ММ.ГГГГ в принятии ее на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства на территории Шалинского района.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, если гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено законом Свердловской области от 04 ноября 1995 года № 31-ОЗ «О правительстве Свердловской области» - Правительство Свердловской области является коллегиальным исполнительным органом, уполномоченным разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта, распоряжаться государственной собственностью субъекта, содействовать разрешению проблем семьи, обеспечивать социальную поддержку и социальное обслуживание детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Правительство Свердловской области на определенный срок утверждает Порядок обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета, в котором предусматривает главного распорядителя средств областного бюджета, организацию проведения аукционов на строительство (приобретение) жилых помещений, порядок финансирования расходов по строительству и приобретению жилых помещений, порядок зачисления жилых помещений, построенных и приобретенных за счет средств Областного бюджета в казну Свердловской области, порядок распределения их детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, порядок согласования и предоставления списка детей – сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В данном законодательном акте Правительством Свердловской области определено, что распределение детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области.
Во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ Правительством Свердловской области были приняты нормативные акты, регламентировавшие порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам из специализированного жилищного фонда на территории Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года № 527-ПП был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Согласно п. 4 Порядка предоставления жилых помещений) учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управления социальной политики). Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется в соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Министерством социальной политики Свердловской области.
Таким образом, установлено, что соистец Д. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, проживается с опекуном и желает в дальнейшем, после выделения ей жилого помещения из специализированного жилого фонда проживать совместно с опекуном на территории Шалинского района. Также она нуждается в получении жилого помещения.
С учётом совокупности изложенных обстоятельств, отказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району № от ДД.ММ.ГГГГ в принятии на учет Д. для целей предоставления жилого помещения, входящего в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства на территории Шалинского района нельзя признать законным, так как данный отказ нарушает права и законные интересы соистца на обеспечение жильем как ребенка, оставшегося без попечения родителей. В этой части требования истца суд счел обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Регистрация соистца по адресу: <адрес> носит формальный характер, так как она там не проживает длительное время, около 4 лет, и не имеет возможности проживать поскольку закреплённое за нею жилое помещение, в котором она зарегистрирована на постоянное жительство, как отмечено выше, признано непригодным для проживания. Соистец в собственности жилья не имеет. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является нуждающейся в предоставлении жилья.
С учетом изложенного, требования истца в интересах Д. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району об обязании принять истца на учет для целей предоставления жилого помещения, входящего в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд счел обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 197, 198, 199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Д. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району о признании незаконным приказа об отказе соистцу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности поставить соистца на такой учет удовлетворить.
Признать незаконным приказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району обязанность принять Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учёт для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 10.12.2018 года.
Председательствующий судья П.П. Сафонов