№ 5-14/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2019 года |
село Шебалино |
Судья Шебалинского районного суда Республики Алтай Поленникова Т.В., рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.24 КоАП РФ, в отношении Кучукова В.Б.
УСТАНОВИЛ:
В суд поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.24 КоАП РФ, в отношении Кучукова В.Б.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пунктам 1, 3 ст. 26.1, ч.2 ст.28.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, в частности, выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения, наличие события административного правонарушения, которое также указывается в протоколе об административном правонарушении, кроме того, в нем должны быть указаны сведения о потерпевшем, его фамилия, имя, отчество и адрес.
Как следует из ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении.
Из ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ следует, что ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства может иметь место лишь при условии наступления указанных в ней последствий и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенным нарушением указанных Правил. При этом при описании события административного правонарушения, вменяемого в вину лиц, в отношении которого составляется протокол, данная статья предусматривает обязательное указание на нормы Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, нарушение которых повлекло причинение потерпевшему вреда здоровью.
Диспозиция данной статьи является бланкетной.
Однако в протоколе об административном правонарушении <данные изъяты> от <ДАТА>, не указаны сведения о нарушениях Кучуковым В.Б. требований Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, их пунктах, а также о том, в чем они выразились, что не позволяет установить причинно-следственную связь между данными нарушениями и причинением вреда здоровью потерпевшего.
С учетом того, что протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности, то допущенная неполнота нарушает право Кучукова В.Б. на защиту, противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, не позволяет проверить обоснованность предъявленного ему обвинения, сделать окончательные выводы по поводу квалификации его действий и принять правильное решение по делу.
Отсутствие данных сведений, значимых для данного конкретного дела об административном правонарушении, является существенным нарушением процессуальных требований, не позволяющим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кроме того, в соответствии с частями 1, 2 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, что исходя из части 3 статьи 25.2 указанного Кодекса право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
В силу ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч.3). Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4). В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1). Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (ч.5). Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч.6).
Исходя из положений п.1.2 ПДД, статей 25.2 частей 1 и 2, 28.2 частей 3 и 6 КоАП РФ, потерпевший должен быть уведомлен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Решение вопроса о возможности его составления и проведения иных процессуальных действий в отсутствие потерпевшего ставится в зависимость от выполнения органом (должностным лицом) требований действующего законодательства, направленных на обеспечение соблюдения прав лиц (направление извещений с уведомлением по имеющимся адресам, повесток о вызове для дачи объяснений, принятие мер к установлению местонахождения лица). В таких случаях к материалам дела должны быть приложены документы, свидетельствующие о принятии органом (должностным лицом) всех мер по розыску и уведомлению указанных лиц.
Применительно к данному делу в соответствии с частями 1, 2 ст.25.2 КоАП РФ потерпевшим является Суртаев П.И., которому причинен физический вред. При этом в представленных в суд материалах отсутствуют сведения об извещении потерпевшего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Кроме того, статья 28.1.1 КоАП РФ устанавливает, что в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.24 и частью 2 статьи 12.30 данного Кодекса, немедленно после выявления совершения административного правонарушения составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения (части 1, 2). Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 28.3 данного Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (ч.2). В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых (в случае их участия), свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.4).
При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч.7). В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (ч.8). Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения (ч.9).
Аналогичное требование содержится и в п. 214 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 № 185.
В нарушении вышеуказанных норм, в протоколе осмотра места ДТП от <ДАТА> не указаны сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения.
Кроме того, материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о вручении копии протокола осмотра места ДТП лицу, непосредственно управлявшему транспортным средством в момент совершения административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке в рассмотрению дела судья, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола об административном правонарушении и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.1, п.4 ч.1 29.4 КоАП РФ, судья,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол <данные изъяты> от <ДАТА> года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.24 КоАП РФ, в отношении Кучукова В.Б. и другие материалы в Отдел ГИБДД ОМВД России по Шебалинскому району для устранения выявленных недостатков.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья |
Т.В. Поленникова |