Дело № 2-396/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года Чертановский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Бондаревой Н.А., при секретаре Груздовой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глухих Романа Сергеевича, Мусалитина Владимира Георгиевича, Поповой Татьяны Вадимовны, Литтон Ольги Владимировны, Бобровской Татьяны Серафимовны, Оглоблина Евгения Юрьевича, Терентьева Алексея Владимировича, Денисовой Екатерины Анатольевны, Федяевой Ларисы Ивановны, Кучумовой Елены Анатольевны, Кузнецовой Ларисы Анатольевны, Поповой Валентины Николаевны, Артюшиной Любови Ивановны, Чукуровой Светланы Владимировны, Блохиной Галины Васильевны, Юденковой Надежды Петровны, Карпухиной Ирины Сергеевны, Константиновой Ольги Николаевны, Шебаршевой Светланы Викторовны, Гундаровой Элеоноры Борисовны, Красоткина Владимира Алексеевича, Переваловой Надежды Николаевны, Федорова Артема Петровича, Виноградовой Натальи Владимировны, Виноградова Юрия Владимировича, Федоровой Веры Павловны, Пушко Марины Ивановны, Пресняковой Марии Вячеславовны к ЖСК «Чертаново-18» о признании ничтожным и отмене решения общего собрания собственников ЖСК, обязании исключить из платежного документа статью начислений «Электричество ОДН», обязании произвести перерасчет, взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Глухих Р.С., Мусалитин В.Г., Попова Т.В., Литтон О.В., Бобровская Т.С., Оглоблин Е.Ю., Терентьев А.В., Денисова Е.А., Федяева Л.И., Кучумова Е.А., Кузнецова Л.А., Попова В.Н., Артюшина Л.И., Чукурова С.В., Блохина Г.В., Юденкова Н.П., Карпухина И.С., Константинова О.Н., Шебаршева С.В., Гундарова Э.Б., Красоткин В.А., Перевалова Н.Н., Федоров А.П., Виноградова Н.В., Виноградов Ю.В., Федорова В.П., Пушко М.И. обратились в суд с указанным иском к ответчику ЖСК «Чертаново-18».
В обоснование заявленных требований указано, что в период с дата по дата по адресу: г. Москва, ул. Кировоградская, д. 30, было проведено очередное общее собрание собственников ЖСК «Чертново-18» в форме очно-заочного голосования. Принятые решения об увеличении размера обязательных платежей, исключении из членов ЖСК и принятии в члены ЖСК были оформлены протоколом № 25 от дата Решения были приняты по вопросам, которые не содержались в повестке дня, по вопросам, формулировки которых были размытыми и не предполагали возможности дать однозначный ответ (за, против, воздержался). Так, собрание имело следующую повестку: об избрании счетной комиссии собрания, утверждение отчетов правления, ревизора по хозяйственной деятельности ЖСК за датаг., прием и исключение в (из) ЖСК, о платежах и взносах на содержание жилого помещения (СОЖ), на реализацию других уставных функций ЖСК, утверждение программы развития МКД ЖСК на датаг., об изменении формы платежного документа. Повестка собрания и формулировка вопросов в бюллетенях не позволяли однозначно установить суть и смысл поставленных вопросов, которые также не раскрыты в итоговом протоколе собрания. При голосовании бюллетень не имел необходимых приложений, во время голосования отсутствовал протокол правления № 2 от дата, на который имелась прямая ссылка в вопросах № 3 и № 4. Впоследствии выяснилось, что протокол правления № 2 от дата представляет собой документ на трех страницах, содержащий 5 блоков вопросов и подпункты. По вопросу № 3 в бюллетене было предложено: «утвердить решение правления № 2 от дата о принятии и исключении в (из) ЖСК» и варианты ответов за, против, воздержался. В п.п. 4.2 и 4.3 протокола правления № 2 от дата содержится 2 списка из 27 человек: первый список из 14 человек – те, кто покидает ЖСК по причине переезда, второй список из 13 человек – те, кто въезжает на их место и написали заявления о приеме в члены ЖСК. Проголосовать было возможно только по всем лицам одновременно, в чем именно состояло волеизъявление голосующих по данному вопросу (принятие и (или) исключение) – непонятно. По вопросу № 4 в повестке было сформулировано: «О платежах и взносах на содержание жилого помещения (СОЖ), на реализацию других уставных функций ЖСК», в бюллетене предложено: «утвердить решение правления № 2 от дата» и варианты ответов за, против, воздержался. Согласно п. 2.2 протокола правления № 2 от дата рассматривался вопрос «не увеличивать обязательные платежи и взносы «Помимо СОЖ» на датаг.», т.е. оставить утвержденный ранее размер. «Взнос помимо СОЖ» - это внутренний тариф ЖСК, который утверждается общим собранием под собственные нужды, в последний раз он был утвержден в дата в размере сумма / кв.м. / месяц (п. 6.2 протокола № 21), в последующем не изменялся (протокол № 22 от дата, № 23 от дата, № 24 от дата). Далее в протоколе правления № 2 от дата указывается на тариф сумма / кв.м. / месяц с введением его с дата В новом размере его начали начислять месяцем ранее, с дата Предположительно, в вопросе № 4 подразумевалось изменение и утверждение тарифа «Взнос помимо СОЖ», что не помешало правлению ЖСК выставлять счета за жку с увеличенным на сумма / кв.м. / месяц, с момента фактического увеличения тарифа до составления протокола № 25 от дата прошло 5 месяцев. Согласно п. 2.2 б) протокола правления № 2 от дата правление ЖСК одобряет свое же решение, оформленное протоколом правления № 5 от дата, следовательно при голосованию и по вопросу № 4 предлагалось утвердить не только протокол правления № 2 от дата, но и косвенно проголосовать за вытекающий из его содержания протокол правления № 5 от дата, что не следовало из повестки собрания, не указывалось в бюллетене. Согласно п. 7 протокола правления № 5 от дата ЖСК планирует ввести в платежный документ отдельной строкой «Электричество ОДН» с дата без указания на необходимость утверждения собранием, при том, что в соответствии с финансовым планом о расходовании и поступлении средств «на СОЖ» в датаг., услуги по содержанию жилого помещения и общего имущества МКД с установленной Правительством Москвы ставкой сумма / кв.м. / месяц уже включают «Электричество ОДН» ОАО «Мосэнергосбыт» - сумма / год. Согласно отметкам на финансовом плане, он утвержден решением собрания (протокол № 25 от дата), которое еще не состоялось. является составной частью протокола правления № 2 от дата, имеет штамп-отметку «копия верна» председателя правления ЖСК фио от дата, подпись и печать. Из вопроса № 4 невозможно было понять, что его сутью является установление нового тарифа с конкретной цифрой на оплату, следовательно, в платежных документах применяются тарифы, не утвержденные собранием, тариф не может быть установлен «задним числом» без утверждения общим собранием. Решения (бюллетени) и протоколы общих собраний собственников помещений в МКД являются официальными документами, удостоверяющими факты, влекущими юридические последствия в виде возложения на собственников помещений МКД обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения от обязанностей, они подлежат направлению в течение 5 дней в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение 3 лет. Ответчик не направлял в Мосжилинспекцию ЮАО г. Москвы оригиналы решений (бюллетеней). Истцы на основании ст. 181.5 ЖК РФ полагают решения, оформленные протоколом № 25 от дата недействительными по признаку ничтожности, протокол не соответствует требованиям ст.ст. 17, 20, 21 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 28.01.2019 г. № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор». В связи с этим, истцы просили:
- признать решение общего собрания собственников МКД ЖСК «Чертаново-18», оформленные протоколом № 25 от дата, ничтожным и отменить его полностью,
- обязать ответчика исключить из платежного документа собственников МКД статью начислений «Электричество ОДН», произвести собственникам МКД перерасчет начислений по статьям «Электричество ОДН» и «взнос помимо СОЖ», начиная с дата и за весь период начислений включительно по причине ничтожности протокола № 25 от дата,
- взыскать с ответчика в пользу собственников МКД штраф в размере 50 % от величины незаконных начислений в порядке ч. 11 ст. 156, ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, ч. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» (том 1 л.д. 5-13).
Впоследствии к участию в деле в качестве соистца была привлечена фио
Истцы Глухих Р.С., фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио в суд явились, иск поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Истец фио в суд не явилась, обеспечила явку своего представителя по доверенности фио, который иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представители ответчика ЖСК «Чертаново-18» по доверенности фио, фио в суд явились, иск не признали по доводам письменных возражений по заявленным требованиям, где указано, что фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио принимали участие в голосовании и голосовали за или воздержались, то, что их волеизъявление было нарушено, не подтверждено. Очередное общее собрание собственников проводилось с дата по дата, общее количество голосов членов ЖСК составляет 1 581, в собрании приняли участие 202 человека, обладающие 1 252 голосами или 79.19 % от общего числа голосов собственников помещений. Число голосов лиц, оспаривающих решение и не голосовавших на общем собрании составляет менее 5 %, т.е. их голоса не могли повлиять на итоги голосования. В соответствии с ч. 1 и ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ протоколы общих собраний и решения членов ЖСК в орган государственного жилищного надзора предоставляться не должны. Нормы о включении стоимости КУ на ОДН в состав платы за содержание жилого помещения были введены Федеральным законом «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ. Согласно ч. 9 ст. 12 Закона положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с дата. Письмом № 45099-АЧ/04 от 30.12.2016 г. Минстроя России «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с дата расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения» разъяснено, что в соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на дата. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. После принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Постановлением N 1498, решения об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для последующего включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме требуется принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения в соответствии со статьями 44 - 48, 156 ЖК РФ. В случае отсутствия решения собственников помещений в многоквартирном доме о включении в размер платы за содержание жилого помещения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме после принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Постановлением N 1498, решения об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, после проведения первоначального включения в плату (независимо от причин такого отсутствия), а также в случае наличия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса, срок действия которого еще не истек, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества учитывается в составе платы за содержание жилого помещения в размере действующего на дату выставления платы норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме без изменения размера платы за содержание общего имущества. В г. Москве нормативы потребления электрической энергии на общедомовые нужды не установлены, установить превышение норматива не представляется возможным. В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений, оплата за количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества, в МКД, должна осуществляться отдельно от платы за коммунальные услуги и платы за содержание жилого помещения. Ответчик правомерно выставлял счета на оплату услуги по электроснабжению мест общего пользования, исходя из объема потребленных услуг, определенных по показаниям приборов учета. Вопрос об установлении или изменении размера взносов в соответствии с ЖК РФ и Уставом ЖСК не входит в исключительную компетенцию общего собрания, правление действовало в рамках своих полномочий.
Истцы фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, представитель третьего лица Мосжилинспекции в суд не явились, извещались надлежащим образом, ходатайств о проведении судебного разбирательства в их отсутствии или об отложении слушания дела не заявили, о причинах неявки суду не сообщили, возражений или отзыва на иск не представили, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в их отсутствии.
Третье лицо Мосжилинпекция представило письменный отзыв на иск, согласно которому вопросы № 3 и № 4 повестки и бюллетеней сформулированы идентично. Вопрос № 3 содержит в себе предложение об одновременном исключении членов ЖСК и принятии в члены ЖСК, что не позволяет однозначно установить суть вопроса и, как следствие, однозначность принятия решения по нему. В вопросе № 4 непонятно, какую именно часть протокола правления № 2 от дата предлагается утвердить, в повестке это не разъясняется, не дается пояснений по формулировке «на реализацию других устаных функций». Не являются очевидными критерии, на основании которых формулировались вопросы повестки – об одновременном исключении группы одних членов ЖСК и принятии других, утверждении тарифов, ставок, цен, не очевиден выбор голосующего, за что именно был оставлен его голос, не ясен порядок, которым руководствовалась счетная комиссия при определении категории голосов для их дальнейшего распределения, достоверно и однозначно определить реальное волеизъявление собственников по указанным вопросам невозможно. Требования Минстроя о направлении подлинников бюллетеней, протоколов общих собраний в адрес органа государственного жилищного надзора ЖСК проигнорировало. Третье лицо полагает необходимым удовлетворить иск.
Суд, заслушав истцов, представителя истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Жилищного кодекса РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Ст. 115 ЖК РФ к органам управления жилищного кооператива отнесены общее собрание членов жилищного кооператива; конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива; правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.
Согласно ст. 116 ЖК РФ высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива. Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ст. 117 ЖК РФ общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.
Решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива.
Решение общего собрания членов жилищного кооператива оформляется протоколом.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела и пояснений сторон в их неоспариваемой части, что истцы являются собственниками помещений в МКД № 30 по адрес и членами ЖСК «Чертаново-18», которое осуществляет управление данным МКД.
Решением очередного общего отчетного очно-заочного собрания собственников членов ЖСК, оформленным протоколом № 21 от дата утвержден размер взносов и платежей (помимо СОЖ) на иные работы и услуги, не связанные с содержанием жилых помещений МКД (содержание дежурных по подъездам, охрану территории сотрудниками ЧОП, обслуживание технических систем охраны, обслуживание видеокамер, адвокатские услуги, обслуживание узла учета и др. услуги: сумма / кв.м. / месяц согласно финансовому плану (том 1 л.д. 22-24).
В соответствии с протоколом заседания правления № 2 от дата правление приняло решение о вопросам: 1) о проведении очередного годового общего собрания членов ЖСК (ОСЧ) в формате очно-заочного голосования, 2) об утверждении обязательных платежей ЖСК на датаг., 3) прием и исключение в (из) ЖСК, 4) об изменении формы платежного документа. (том 1 л.д. 42-44).
По первому вопросу было решено провести очередное годовое общее собрание членов ЖСК (ОСЧ) в формате очно-заочного голосования с дата по дата с повесткой дня: 1) об избрании счетной комиссии ОСЧ, 2) утверждение отчетов правления, ревизора по хозяйственной деятельности ЖСК за датаг., 3) прием и исключение в (из) ЖСК, 4) о платежах и взносах на содержание жилого помещения (СОЖ), на реализацию других уставных функций ЖСК, 5) утверждение программы развития МКД ЖСК на датаг., 6) об изменении формы платежного документа, разместить объявления о проведении ОСЧ дата
По второму вопросу было решено: обязательные платежи и взносы на «СОЖ» на датаг. - «в данный период времени и в дальнейшем, руководствуясь тарифами ПП г. Москвы, с дата и в дальнейшем – сумма / кв.м. / месяц. В целях выполнения ПП РФ от 03.04.2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме») принять финансовый план согласно Приложению № 1. Обязательные платежи и взносы «Помимо СОЖ» на датаг. не увеличивать, установить что с дата обязательные целевые взносы и платежи «Помимо СОЖ» - сумма / кв.м. / мес. Принять финансовый план согласно Приложению № 2. Одобрить решение правления (протокол № 05 от дата) – с дата, в связи с недостаточностью средств, возобновить начисление взносов, платежей собственником помещений в целевой резервный фонд дома в размере сумма / кв.м. / мес. согласно п. 4, п. 8 Положения о целевом резервном Фонде в установленном законом порядке. На первое полугодие дата обязательные взносы на содержание земельного участка не увеличивать, установить размер членского взноса для членов ЖСК, пользующихся фиксированным местом парковки во дворе МКД (МФПАс) – сумма / мес., МФПац – сумма / мес., коэффициент для не собственников, не членов семьи, временных жильцов, арендаторов – 1.5, свободная парковка до 5 суток – без внесения взноса, 6-10 суток – сумма, 11-31 суток – сумма
По третьему вопросу решено исключить 13 членов ЖСК и исключить 13 членов ЖСК.
По четвертому вопросу решено продолжать применение в качестве основного документа при оплате платежей ЖСК через отделения банков – платежный документ, принятый в ЖСК с внесенными изменениями.
дата на стендах в жилых подъездах было размещено сообщение о проведении очередного годового общего собрания членов ЖСК (ОСЧ) в формате очно-заочного голосования в формате очно-заочного голосования с дата по дата с повесткой дня: 1) об избрании счетной комиссии ОСЧ, 2) утверждение отчетов правления, ревизора по хозяйственной деятельности ЖСК за датаг., 3) прием и исключение в (из) ЖСК, 4) о платежах и взносах на содержание жилого помещения (СОЖ), на реализацию других уставных функций ЖСК, 5) утверждение программы развития МКД ЖСК на датаг., 6) об изменении формы платежного документа, разместить объявления о проведении ОСЧ дата (том 1 л.д. 21).
Собрание было проведено, принятые решения оформлены протоколом № 25 от дата (том 1 л.д. 34-41).
По первому вопросу решено избрать членов счетной комиссии фио, фио, фио
По второму вопросу решено утвердить отчеты правления, ревизора по хозяйственной деятельности ЖСК за датаг.
По третьему вопросу было предложено «утвердить решение правления Протокол № 2 от дата о принятии и исключении в (из) ЖСК, продублировать решение правления № 3 от дата, в связи с нарушением устава ЖСК…, исключить из ЖСК собственника квартиры № 196 Глухих Р.С. согласно п. 6.7, п.п. 7.2.9-7.2.12, п. 11.6.3 Устава ЖСК, п. 3 ст. 130 ЖК РФ, с утверждением данного решения правления на общем собрании членов ЖСК», решили: за – 1 208 голосов, против – 8 голосов, воздержалось – 36 голосов, решение принято в предложенной редакции.
По четвертому вопросу предложено «утвердить решение правления Протокол № 2 от дата», решили: за – 1 214 голосов, против – 14 голосов, воздержалось – 24 голоса, решение принято в предложенной редакции.
По пятому вопросу предложено «утвердить программу развития МКД на датаг., предложенную правлением ЖСК, поручить правлению вносить корректировку в программу развития по мере поступления предложений членов ЖСК и финансовых возможностей», решили: за – 1 228 голосов, против – 8 голосов, воздержалось – 16 голосов, решение принято в предложенной редакции.
По шестому вопросу предложено: «не вносить изменения в платежный документ ЖСК, т.к. новая форма является рекомендуемой», решили: за – 1 232 голосов, против – 14 голосов, воздержалось – 6 голосов, решение принято в предложенной редакции.
Согласно ст. 166 ГК РФ оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В соответствии с ч. 2 ст. 181.1 ЖК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 181.2 ЖК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования, в том числе голосования с помощью электронных или иных технических средств (абзац второй пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса).
При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.
В соответствии со ст. 181.3 ЖК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Согласно ст. 181.4 ЖК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.
Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Участники соответствующего гражданско-правового сообщества, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому иску, в том числе имеющие иные основания для оспаривания данного решения, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.
Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.
Согласно п. 109 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К нарушениям порядка принятия решения, в том числе могут быть отнесены нарушения, касающиеся созыва, подготовки, проведения собрания, осуществления процедуры голосования (подпункт 1 пункта 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса РФ).
К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.
В силу ст. 181.5 ЖК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
дата Чертановским районным судом г. Москвы было принято решение по гражданскому делу № 2-3333/2019 по иску Глухих Р.С., фио, фио к ЖСК «Чертаново-18» о признании решения внеочередного собрания членов ЖСК «Чертаново-18» и собственников жилых помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом № 25 от дата, по вопросу № 4 об утверждении решения правления, оформленного протоколом № 02 от дата, незаконным и его отмене; обязании ответчика исключить из платежного документа истца статью начислений «Электричество ОДН» как незаконную, о взыскании незаконно начисленных платежей за жилищно-коммунальные услуги в размере сумма сумма, компенсации морального вреда в размере сумма, штрафа в размере 50% от суммы незаконных начислений.
Иск был удовлетворен частично, с ЖСК «Чертаново-18» в пользу Глухих Р.С. Артюшиной Л.И., фио были взысканы компенсация морального вреда – по сумма, штраф (ч. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» – по сумма
В настоящее время судебный акт не вступил в законную силу.
Истцы по приведенным выше основаниям полагают решения, оформленные протоколом № 25 от дата недействительными по признаку ничтожности.
Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 января 2019 г. № 44/пр утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор.
Согласно п. 17 Требований формулировки вопросов повестки дня общего собрания должны отражать суть обсуждаемых на общем собрании вопросов и исключать возможность их неоднозначного толкования. В случае, если формулировка вопроса повестки дня общего собрания установлена законодательством Российской Федерации, в протоколе общего собрания указывается соответствующая формулировка. Не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов с формулировками "Разное", "Другие вопросы" или иными аналогичными по смысловому содержанию формулировками, а также объединение в одной формулировке разных по смысловому содержанию вопросов. В случае, если вопрос повестки дня общего собрания касается рассмотрения общим собранием какого-либо документа и принятия решения относительно него, формулировка такого вопроса должна содержать полное название и реквизиты данного документа.
Согласно п.п. 2-4 Порядка управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны направить подлинники решений и протоколов, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 января 2019 г., N 0001201901220025) лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее собрание), в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание.
Направление подлинников решений, протоколов осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива от лица, инициировавшего общее собрание, подлинников данных документов.
Подлинники решений и протоколов подлежат обязательному направлению лицом, инициировавшим общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом - в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять календарных дней со дня проведения общего собрания, а в случае, если оно продолжалось несколько дней,- не позднее чем через десять календарных дней со дня окончания общего собрания.
Формулировка вопросов повестки дня в уведомлении, в бюллетенях (решениях) идентична.
Формулировка вопросов № 3 и № 4 в уведомлении и в бюллетенях (решениях) некорректна.
По вопросу № 3 «прием и исключение в (из) ЖСК» было предложено утвердить решение правления, оформленное протоколом № 2 от дата о принятии и исключении в (из) ЖСК без указания на то, в чем именно оно заключалось, вопрос № 3 поставлен как один вопрос, однако, содержит два самостоятельных вопроса, включающих подвопросы, что исключало возможность принятия решения по каждому из них, однозначного выражения волеизъявления по принятию и исключению членов кооператива, по каждому из принимаемых и исключаемых лиц.
По вопросу № 4 «о платежах и взносах на содержание жилого помещения (СОЖ), на реализацию других уставных функций ЖСК» было предложено утвердить решение правления, оформленное протоколом № 2 от дата без указания на то, в чем именно оно заключалось, полностью или в части предлагается утвердить его, то, какие именно «другие уставные функции ЖСК» имеются ввиду неясно.
По вопросу № 6 «об изменении формы платежного документа» было предложено «не вносить изменения в платежный документ ЖСК, т.к. новая форма является рекомендуемой, согласно п. 5 ст. 155 ЖК РФ», без указания на то какая именно новая форма платежного документа предлагается.
Бюллетени не содержали приложений к ним (решения правления, оформленного протоколом № 2 от дата и одобренного им решения правления, оформленного протоколом № 05 от дата).
В соответствии с представленными в материалы дела бюллетенями фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио принимали участие в голосовании и голосовали за или воздержались, общее количество голосов членов ЖСК обладает составляет 1 581 голосами, в собрании приняли участие члены ЖСК, обладающие 1 252 (79.19 %) голосами, число голосов лиц, оспаривающих решение и не голосовавших на общем собрании составляет менее 5 %.
Вместе с тем, соответствующие доводы ответчика не могут быть приняты во внимание, поскольку принятые решения оспариваются по признаку ничтожности, а не оспоримости.
Решения по п.п. 3, 4, 6 фактически приняты по вопросам, которые не были должным образом включены в повестку дня, были поставлены на обсуждение таким образом, при котором выражение волеизъявление является неясным, неоднозначным, и в силу п. 1 ст. 181.5 ЖК РФ являются ничтожными.
При этом решения по вопросам № 1, 2, 5 фактически не оспаривались истцами, ими не названо, чем именно затрагиваются их права данными решениями и не приводятся какие-либо доводы касаемо их неправомерности, в виду чего суд отказывает в иске в данной части.
Платеж «Взнос помимо СОЖ» был утвержден решением очередного общего отчетного очно-заочного собрания собственников членов ЖСК, оформленным протоколом № 21 от дата в размере сумма / кв.м. / месяц согласно финансовому плану.
В последующем решениями общих собраний не изменялся.
Утверждается истцами и не оспаривается ответчиком, что с дата «Взнос помимо СОЖ» начал выставляться к оплате в размере сумма / кв.м. / месяц.
Решением заседания правления № 2 от дата «Взнос помимо СОЖ» установлен в размере сумма / кв.м. / месяц, однако, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 145 ЖК РФ установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества относится к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, т.е. правление не было полномочно принимать соответствующее решение, в связи с чем, ответчик должен произвести перерасчет собственникам помещений МКД по указанной строке начислений.
Федеральным законом «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ.
Согласно ч. 9 ст. 12 Закона положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с дата.
Письмом № 45099-АЧ/04 от 30.12.2016 г. Минстроя России «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с дата расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения» разъяснено, что в соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на дата. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. После принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Постановлением N 1498, решения об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для последующего включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме требуется принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения в соответствии со статьями 44 - 48, 156 ЖК РФ. В случае отсутствия решения собственников помещений в многоквартирном доме о включении в размер платы за содержание жилого помещения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме после принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Постановлением N 1498, решения об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, после проведения первоначального включения в плату (независимо от причин такого отсутствия), а также в случае наличия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса, срок действия которого еще не истек, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества учитывается в составе платы за содержание жилого помещения в размере действующего на дату выставления платы норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме без изменения размера платы за содержание общего имущества.
В г. Москве нормативы потребления электрической энергии на общедомовые нужды не установлены, установить превышение норматива не представляется возможным.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений, оплата за количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества, в МКД, должна осуществляться отдельно от платы за коммунальные услуги и платы за содержание жилого помещения.
Согласно п. 7 протокола заседания правления № 5 от дата в платежный документ отдельной строкой с дата вводится «Электричество ОДН», что само по себе без решения общего собрания собственников является правомерным, вместе с тем, в соответствии с финансовым планом о расходовании и поступлении средств «на СОЖ» в датаг., который утверждался решением правления (протокол № 2 от дата) и решением общего собрания (протокол № 25 от дата) услуги по содержанию жилого помещения и общего имущества МКД с установленной Правительством Москвы ставкой сумма / кв.м. / месяц уже включают «Электричество ОДН» ОАО «Мосэнергосбыт» - сумма / год.
С учетом того, что начисления производились по двум строкам одновременно, имеет место задвоение платежей и необходимость пересчета по строке «Электричество ОДН» для собственников помещений МКД.
В силу ч. 11 ст. 156 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.
В силу ч. 6 ст. 157 ЖК РФ лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
1) о выявлении нарушения и выплате штрафа;
2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Истцы заявили о взыскании штрафа по названным выше основаниям.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
Требование об обязании ЖСК произвести перерасчет начислений предполагает последующее определение величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить кооперативом по вступлению решения суда в законную силу, в настоящее время базовая величина для определения суммы штрафа отсутствует и при рассмотрении настоящего гражданского дела расчету не подлежит, требование о взыскании штрафа заявлено преждевременно и подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Глухих Романа Сергеевича, Мусалитина Владимира Георгиевича, Поповой Татьяны Вадимовны, Литтон Ольги Владимировны, Бобровской Татьяны Серафимовны, Оглоблина Евгения Юрьевича, Терентьева Алексея Владимировича, Денисовой Екатерины Анатольевны, Федяевой Ларисы Ивановны, Кучумовой Елены Анатольевны, Кузнецовой Ларисы Анатольевны, Поповой Валентины Николаевны, Артюшиной Любови Ивановны, Чукуровой Светланы Владимировны, Блохиной Галины Васильевны, Юденковой Надежды Петровны, Карпухиной Ирины Сергеевны, Константиновой Ольги Николаевны, Шебаршевой Светланы Викторовны, Гундаровой Элеоноры Борисовны, Красоткина Владимира Алексеевича, Переваловой Надежды Николаевны, Федорова Артема Петровича, Виноградовой Натальи Владимировны, Виноградова Юрия Владимировича, Федоровой Веры Павловны, Пушко Марины Ивановны, Пресняковой Марии Вячеславовны к ЖСК «Чертаново-18» о признании ничтожным и отмене решения общего собрания собственников ЖСК «Чертаново-18», оформленного протоколом № 25 от дата, обязании исключить из платежного документа статью начислений «Электричество ОДН», обязании произвести перерасчет, взыскании штрафа, удовлетворить частично.
Признать недействительными решения очередного общего собрания собственников членов ЖСК в многоквартирном доме по адресу: адрес форме очно-заочного голосования, оформленного протоколом № 25 от 28.04.2019 года в части: вопросов:
Прием и исключение в (из) ЖСК;
О платежах и взносах на содержание жилого помещения (СОЖ), на реализацию других уставных функций ЖСК;
Об изменении формы платежного документа.
Обязать ЖСК »Чертаново-18» исключить из платежного документа собственников МКД статью начислений «электричество ОДН», и произвести перерасчет по данной статье начислений, с дата, включительно.
Обязать ЖСК «Чертаново-18» произвести перерасчет собственников МКД по статье «взнос помимо СОЖ» за весь период начислений с дата включительно.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Чертановский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: