РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года Хамовнический районный суд адрес в составе судьи Бугынина Г.Г., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-419/21 по административному иску Лукьяновой Анны Константиновны к Совету депутатов адрес об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Лукьянова А.К. (далее истец) обратился в суд с административным иском к Совету депутатов адрес (далее ответчик) об оспаривании решения, мотивируя тем, что 30 июля 2021 года Советом депутатов адрес принято решение № 9/1 «Об удалении в отставку главы муниципального образования адрес в адрес Лукьяновой Анны Константиновны и досрочном прекращении её полномочий» в связи с неисполнением антикоррупционных ограничений, запретов, и обязанностей (п. 4 ч. 2 ст. 74.1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и неудовлетворительной оценки деятельности главы муниципального округа по результатам рассмотрения его отчета перед Советом депутатов, данной два раза подряд (п. 3 ч. 2 ст. 74.1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). По мнению истца, данное решение является незаконным в связи с отсутствием оснований для удаления его в отставку и допущением существенных нарушений процедуры принятия, не позволяющих считать его законным. Так, истец полагает, что за всё время замещения должности главы адрес им не допускалось несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены антикоррупционным законодательством, а в отношении истца не проводилось предусмотренных ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» проверок, которые могли бы служить основанием для удаления его в отставку по п. 4 ч. 2 ст. 74.1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Также истец полагает, что ответчиком не давалась два раза подряд неудовлетворительная оценка его деятельности, поскольку в 2019 году отчет был представлен истцом за неполный 2018г., а отчет истца за 2019г. принят к сведению ответчиком без каких-либо претензий к деятельности Лукьяновой А.К. При этом, по мнению истца, оспариваемое решение было принято с существенными нарушениями Регламента Совета депутатов адрес без учета мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, без соблюдения месячного срока, предусмотренного ч. 7 ст. 74.1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», без созыва заседания Совета депутатов адрес, т.е. фактически вне заседания Совета депутатов, что нарушило права Лукьяновой А.К.
Административный истец просит суд:
- признать незаконным решение Совета депутатов адрес от 30 июля 2021 года № 9/1 «Об удалении в отставку главы муниципального образования адрес в адрес Лукьяновой Анны Константиновны и досрочном прекращении ее полномочий»;
- обязать Совет депутатов адрес отменить своё решение от 30 июля 2021 года № 9/1 «Об удалении в отставку главы муниципального образования адрес в адрес Лукьяновой Анны Константиновны и досрочном прекращении ее полномочий» не позднее чем через 5 дней со дня принятия решения суда по настоящему административному делу;
- обязать Совет депутатов адрес опубликовать решение суда и настоящему административному делу в бюллетене «Московский муниципальный вестник» не позднее чем через 5 дней со дня его принятия;
- решение суда обратить к немедленному исполнению;
- обязать Совет депутатов адрес в месячный срок со дня вступления в законную силу решения по делу сообщить в суд и административному истцу об устранении допущенных нарушений.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, требования административного иска поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, требования административного иска не признал, просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя их необоснованностью в связи с законностью решения Совета депутатов адрес от 30 июля 2021 года № 9/1 «Об удалении в отставку главы муниципального образования адрес в адрес Лукьяновой Анны Константиновны и досрочном прекращении ее полномочий» и пропуском истцом срока на обращение в суд, предусмотренного ст. 219 КАС РФ.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 74.1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:
- решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;
- неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
- неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд;
- несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами адрес, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";
- допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.
Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В случае, если при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования.
В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования.
В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава сельского поселения возглавляет исполнительно-распорядительный орган и исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования.
В случае, если глава муниципального образования, входящий в состав представительного органа муниципального образования и исполняющий полномочия его председателя, присутствует на заседании представительного органа муниципального образования, на котором рассматривается вопрос об удалении его в отставку, указанное заседание проходит под председательством депутата представительного органа муниципального образования, уполномоченного на это представительным органом муниципального образования.
При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:
- заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;
- предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.
В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования.
Согласно ст. 11 Устава адрес полномочия главы муниципального округа прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со ст. 74.1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статьей 6 Устава адрес предусмотрено, что принятие решения об удалении главы муниципального округа в отставку находится в исключительной компетенции Совета депутатов.
Судом установлено, что 17 мая 2018 года решением Совета депутатов адрес № 11/1 «Об избрании главы адрес» истица Лукьянова А.К. избрана на должность главы адрес.
14 июня 2018 года приказом главы адрес № 14-к «О вступлении в должность главы адрес» административный истец вступил в должность главы адрес.
26 июля 2021 года в Совет депутатов адрес поступило обращение депутатов Совета депутатов адрес фио, фио, фио, фио, фио об удалении в отставку главы адрес, а 26 июля 2021 года уведомление о выдвижении указанной инициативы поступило Мэру адрес.
30 июля 2021 года Советом депутатов адрес было принято оспариваемое решение № 9/1 «Об удалении в отставку главы муниципального образования адрес в адрес Лукьяновой Анны Константиновны и досрочном прекращении её полномочий», которое было опубликовано 30 августа 2021 года в бюллетене «Московский муниципальный вестник» (№ 19 (288), август 2021, том 1).
Из оспариваемого решения следует, что Лукьянова А.К. была удалена в отставку с должности главы муниципального образования адрес в адрес с 30 июля 2021г. по основаниям, предусмотренным:
- пунктом 4 части 2 статьи 74.1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами адрес, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";
- пунктом 3 части 2 статьи 74.1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с неудовлетворительной оценкой деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данной два раза подряд.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела оспариваемое решение было принято законно и обоснованно, в пределах полномочий Совета депутатов адрес, с соблюдением процедуры рассмотрения обращения депутатов и принятия решения об удалении главы муниципального образования в отставку, предусмотренной положениями ст. 74.1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом мнения Мэра адрес, а срок рассмотрения обращения депутатов Советом депутатов адрес нарушен не был.
Так, из представленного суду протокола внеочередного заседания Совета депутатов адрес от 30.07.21г. № 9, следует, что вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку был рассмотрен Советом депутатов адрес на внеочередном заседаний при наличии кворума, предусмотренного ст. 14 Регламента Совета депутатов адрес, а само оспариваемое решение принято единогласно присутствующими на заседании депутатами в количестве 2/3 от установленной численности депутатов (10 из 15) в соответствии со ст. ст. 14, 33 Регламента Совета депутатов адрес, ст. ст. 5, 6 Устава адрес.
Каких-либо доказательств отсутствия голосования по вопросу об удалении главы муниципального образования в отставку и подложности протокола внеочередного заседания Совета депутатов адрес от 30.07.21г. № 9 суду представлено не было и в материалах дела не имеется, а положения ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава адрес, Регламента Совета депутатов адрес не препятствуют проведению внеочередного заседания Совета депутатов муниципального округа по вопросу удаления главы муниципального образования в отставку при отсутствии его согласия на созыв внеочередного заседания.
При этом суд обращает внимание на то, что согласно материалам дела о предстоящем внеочередном заседании Совета депутатов адрес по вопросу удаления главы муниципального образования в отставку истец был заблаговременно уведомлен путем вручения ему соответствующих документов (уведомления о внеочередном заседании Совета депутатов адрес, обращения инициативной группы депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку, проекта решения Совета депутатов адрес об удалении главы муниципального образования в отставку) как через администрацию фио, так и путем их отправки по месту жительства истца, но каких-либо возражений относительно удаления в отставку в Совет депутатов адрес не подавал, о наличии особого мнения не заявлял.
Ссылка истца на то, что на момент принятия оспариваемого решения мнение Мэра адрес относительно удаления его в отставку ответчиком получено не было, основанием для удовлетворения исковых требований не является, поскольку согласно материалам дела инициаторы отставки истца 26 июля 2021г. уведомили Мэра адрес о своей инициативе удаления главы муниципального образования в отставку, а положения ст. 74.1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не требуют получения согласия Мэра адрес для принятия решения об отставке истца.
К доводам истца об отсутствии оснований для его отставки по п. 4 ч. 2 ст. 74.1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд относится критически, поскольку факт нарушения истцом ФЗ от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Закона адрес от 17 декабря 2014 г. № 64 «О мерах по противодействию коррупции в адрес» подтверждается материалами дела, согласно которым не позднее чем за пять дней до рассмотрения представительным органом муниципального образования вопроса об избрании на должность главы адрес истец не предоставил сведения о доходах и расходах.
Ссылка истца на то, что в отношении него не проводилась проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера существенного значения для рассмотрения дела не имеет, поскольку согласно материалам дела истцом была нарушена сама обязанность по представлению указанных сведений в установленный ст. 8.2 Закона адрес от 17 декабря 2014 г. № 64 «О мерах по противодействию коррупции в адрес» срок, не требующая проведения вышеуказанной проверки.
Доводы истца об отсутствии оснований для его отставки по п. 3 ч. 2 ст. 74.1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признаются судом несостоятельными, поскольку согласно материалам дела решениями Совета депутатов адрес от 05 июля 2019г. № 9/10 и от 29 апреля 2021г. № 3/5, т.е. два раза подряд, дана неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования фио Лукьяновой А.К. за 2018-19гг. по результатам рассмотрения ежегодных отчетов перед представительным органом муниципального образования.
К доводам истца о том, что данные решения являются незаконными, поскольку приняты с нарушением Устава адрес, Регламента Совета депутатов адрес без учета того, что в 2018 году он исполнял свои обязанности главы муниципального образования фио менее года, суд относится критически, поскольку по состоянию на 09 сентября 2021 года данные решения не оспорены и являются действующими.
Кроме того, административным истцом пропущен срок на обращение в суд с заявленными требованиями.
В силу ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Согласно материалам дела о предполагаемом нарушении своих прав истец был осведомлен 06 августа 2021г. (при получении оспариваемого решения, что подтверждается актом от 06.08.21г.), тогда как административное исковое заявление предъявлено в суд только 01 сентября 2021г., т.е. с пропуском срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ.
Поскольку никаких оснований для восстановления указанного срока не имеется, доказательств наличия обстоятельств исключающих возможность своевременного обращения в суд с указанными требованиями административным истцом не представлено, то суд приходит к выводу о том, что на момент предъявления заявленных требований срок на обращение в суд истек и данное обстоятельство является самостоятельным основанием для вынесения судом решения об отказе в удовлетворении административного иска.
При указанных обстоятельствах и с учетом отсутствия доказательств совершения административным ответчиком действий, в результате которых нарушены права и свободы административного истца, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного иска Лукьяновой Анны Константиновны к Совету депутатов адрес отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Московский городской суд.
Судья:
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года Хамовнический районный суд адрес в составе судьи Бугынина Г.Г., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-419/21 по административному иску Лукьяновой Анны Константиновны к Совету депутатов адрес об оспаривании решения, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований административного иска Лукьяновой Анны Константиновны к Совету депутатов адрес отказать.
Решение может ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: