№2-2521/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2020 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Савиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Сушковой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирманова ФИО11 к ГУ-УПФ РФ №7 по г.Москве и Московской области об обязании включить период работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии,
Установил:
Мирманов И.В. обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что 20.09.2018 года он обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №18 по г.Москве и Московской области (до реорганизации, ныне …….№7 по г.Москве и Московской области) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением пенсионного органа от 02.04.2019 года ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием права. При этом, в подсчет специального стажа ответчиком неправомерно не был включен период его работы в плавсоставе с 07.01.1982 года по 16.08.1990 года в <данные изъяты> (место дислокации <адрес>).
Просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, указанный период и назначить пенсию с момента возникновения права.
В судебном заседании Мирманов И.В. и его представитель по устному заявлению Фролов А.Е. требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации №7 по г.Москве и Московской области Немчинова О.А. просила в иске отказать, ссылаясь на отсутствие у истца необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости стажа, выработанного на территории РСФСР или Российской Федерации.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Правовое регулирование оснований реализации прав граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение устанавливается в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.
В соответствии с положениями п.9 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лет мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Аналогичные положения содержались в пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
По правилам подпункта 2 пункта 1 данной ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная пенсия на тех же условия назначается мужчинам, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда. При этом, если мужчины проработали на таких работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда (пп.2); работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (пп.9).
Согласно п. 3 вышеуказанных Правил к периодам работ, указанным в пункте 2 (тяжелые условия труда) суммируются периоды работы, указанные в пункте 9 (плавсостав) (при определении права по Списку N 2); к периодам работ, указанным в пункте 9 (плавсостав) суммируются периоды работы, указанные в пункте 2 (тяжелые условия труда); к периодам работ, указанным в пункте 8 (докер - механизатор) суммируются периоды работы, указанные в пункте 2 (тяжелые условия) и в пункте 9 (плавсостав).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, разделом XXVIII "Транспорт" подраздел 23003000 3. "Морской и речной флот", предусмотрены: 23003010 1) Плавающий состав: машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского транспорта); 23003010-13156 кочегары судов, работающих на жидком топливе; 223003010-13502 машинисты всех наименований; 23003 010-147 06 мотористы всех наименований; 23003010-23484 механики и их помощники, главные и старшие механики; 23003010-25410 электромеханики и их помощники, электромеханики старшие.
Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, разделом XXX. Транспорт, п. 2. Морской флот, предусмотрены:
Плавсостав флота (за исключением судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения): кочегары судов, работающие на жидком топливе, механики, главные и старшие механики, мотористы и их помощники, старшие мотористы, машинисты, старшие машинисты, электромеханики старшие, электромеханики и их помощники. П.3 Речной флот предусмотрены: плавсостав судов (кроме судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения), кочегары и старшие кочегары судов, работающие на жидком топливе Механики и их помощники, машинисты, старшие машинисты, мотористы, старшие мотористы, электромеханики и их помощники
Согласно п.3 Постановления от 16 июля 2014 г. N 665, утвержденного Правительством РФ "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту: Правила N 516 от 11.07.2002), в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 4). Под полным рабочим днем понимается выполнение работы не менее 80 процентов рабочего времени (п. 5 разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 N 5).
Как следует из материалов дела, 20.09.2018 года Мирманов И.В. обратился в ГУ-УПФ РФ №7 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с положениями п.9 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», как проработавшим в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).
Решением пенсионного органа № от 02.04.2019 года Мирманову И.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием права. В специальный стаж истца не был включен период его работы в плавсоставе с 07.01.1982 года по 16.08.1990 года в <данные изъяты> (место дислокации <адрес>), т.к. периоды работы на территории <адрес> учету при исчислении размера российской пенсии не подлежат.
Одновременно, в стаж работы с тяжёлыми условиями труда пенсионным органом не включены периоды работы истца на территории <адрес> в 1990-2018 годах общей продолжительностью более 35 лет в должностях.
Проверяя законность принятого пенсионным органом решения в оспариваемой истцом части, суд исходит из следующего.
Согласно трудовой книжке Мирманов И.В. с 07.01.1982 года по 16.08.1990 года (8-7-10) работал в <данные изъяты> (место дислокации <адрес> <адрес>), в различное время занимал должности <данные изъяты>.
В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу ч.3 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. №1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
Согласно статье 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации, согласно названному Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).
Пунктом 3 статьи 5 Договора также установлено, что если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
6 октября 2011 г. между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. (далее - Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.
Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5 Соглашения).
Из материалов дела видно, что в соответствии с порядком, предусмотренным Соглашением, ответчиком в Департамент социального страхования <данные изъяты> 26.10.2018 года направлены формуляры об обращении за пенсией Мирманова И.В. и о пенсионном стаже с указанием периодов его трудовой деятельности, включаемой в пенсионный стаж по законодательству Российской Федерации, для решения вопроса о назначении Мирманову И.В. эстонской части пенсии.
Согласно информации <данные изъяты>, требуемый стаж, необходимый для назначения пенсии на льготных условиях, у Мирманова И.В. отсутствует.
Периодов льготного стажа на территории Российской Федерации (согласно неоспариваемой части решения пенсионного органа) у Мирманова И.В. не имеется.
Поскольку стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выработанный на территории РСФСР или Российской Федерации, за который российская сторона, в соответствии с Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения и Соглашением, регламентирующим порядок применения данного Договора, должна выплачивать пенсионное обеспечение на льготных условиях, у Мирманова И.В. отсутствует, то основания для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
Доводы истцовой стороны об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Мирманова ФИО12 к ГУ УПФ РФ №7 по г.Москве и Московской области об обязании включить период работы с 07.01.1982 года по 16.08.1990 года в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щелковский городской суд.
Судья Е.В.Савина