Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-964/2020 ~ М-655/2020 от 15.06.2020

Дело № 3а-964/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2020 г. город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Кривцова А.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тлебзу Д.А.,

с участием прокурора Глоба Э.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Игнатова < Ф.И.О. >20 к избирательной комиссии Краснодарского края об оспаривании действий по уклонению избирательной комиссии от рассмотрения ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума,

У С Т А Н О В И Л:

Игнатов Д.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия избирательной комиссии Краснодарского края по уклонению от рассмотрения ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в городском округе Сириус Краснодарского края от 16 мая 2020 г., а также обязать избирательную комиссию Краснодарского края рассмотреть указанное ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в городском округе Сириус Краснодарского края от 16 мая 2020 г.

В обоснование административного иска административный истец указал, что 14 апреля 2020 г. вступил в силу Закон Краснодарского края от 3 апреля 2020 г. № 4266-КЗ «Об установлении границ муниципального образования городской округ Сириус Краснодарского края и о наделении его статусом городского округа».

В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в течении одного месяца может быть инициирован референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления во вновь образованном муниципальном образовании.

24 апреля 2020 г. инициативная группа жителей пгт. Сириус, членом которой он является, направила по почте в избирательную комиссию Краснодарского края ходатайство о проведении референдума, с постановкой на нем вопроса о том, чтобы главу муниципального образования избирали сами жители на прямых муниципальных выборах.

Три рабочих дня письмо с указанным ходатайством находилось на почте в ожидании вручения адресату, и было получено административным ответчиком только 30 апреля 2020 г. Ходатайство назначено к рассмотрению на 13 мая 2020 г.

Лично присутствовать на заседании избирательной комиссии члены инициативной группы не смогли по причине запрета не передвижение между муниципальными образованиями. Заседание избирательной комиссии проводилось в дистанционном формате.

Однако, избирательная комиссия Краснодарского края не предприняла мер для организации прямой трансляции своего заседания по рассмотрению ходатайства 13 мая 2020 г. По итогу рассмотрения, в удовлетворении заявленного ходатайства было отказано.

Указывает, что копия постановления об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума от 13 мая 2020 г. с перечнем конкретных замечаний была отправлена электронной почтой 15 мая 2020 г., то есть после истечения месячного срока на подачу ходатайства. Полагает, что избирательная комиссии Краснодарского края своими действиями лишила инициативную группу возможности устранить замечания и подать ходатайство повторно в установленный законом срок.

16 мая 2020 г. инициативная группа жителей пгт. Сириус устранила замечания, указанные в постановлении, и снова направила ходатайство о проведении референдума ценным письмом с описью вложения. Данное письмо было получено избирательной комиссией 21 мая 2020 г.

В ответе административного ответчика от 3 июня 2020 г., полученном 11 июня 2020 г. указано, что поскольку срок на подачу ходатайства истек 14 мая 2020 г. у избирательной комиссии Краснодарского края не имеется оснований рассмотрения заявленного ходатайства.

Полагая действия административного ответчика незаконными и ущемляющими его права как члена инициативной группы на своевременную подачу и рассмотрение заявленного ходатайства, Игнатов Д.Н. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Административный истец Игнатов Д.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, посредством почтовой связи и направлением телеграммы. В адресованном суду ходатайстве просил провести судебное заседание в его отсутствие, с учетом приложенных письменных объяснений к административному иску.

В судебном заседании представитель административного ответчика Балабин Р.Ю., действующий на основании доверенности, возражал против доводов административного искового заявления, полагал его подлежащим оставлению без удовлетворения, по основаниям, изложенным в возражении на административный иск.

На возражения административного ответчика административным истцом представлен отзыв.

О принятии к производству суда административного искового заявления Игнатова Д.Н. судом проинформирована Центральная избирательная комиссия.

Прокурор Глоба Э.Ю. в заключении указал, что административный иск не подлежит удовлетворению.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив доводы административного иска, возражений на административный иск, а также отзыва на возражения, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено, что 14 апреля 2020 г. вступил в силу Закон Краснодарского края от 3 апреля 2020 г № 4266-КЗ «Об установлении границ муниципального образования городской округ Сириус Краснодарского края и о наделении его статусом городского округа».

В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающая избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума.

В силу статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума (часть 1);

инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (часть 2);

в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума (часть 3);

к ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума (часть 4);

комиссия, указанная в пункте 2 названной статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям названного федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (часть 5).

Как следует из материалов дела, 30 апреля 2020 г. в избирательную комиссию Краснодарского края поступило ходатайство жителей муниципального образования городской округ Сириус (Игнатов Д.Н., Сафин В.Р., Серенко И.Ф., Нечепуренко B.C., Румянцева О.В., Шевцова Е.В., Корунова О.В., Харитонова И.А., Папуловская С.А. и Тхагушева Т.В.) от 24 апреля 2020 г. о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования городской округ Сириус Краснодарского края. Перед избирательной комиссией Краснодарского края поставлены следующие вопросы:

1) об образовании инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования городской округ Сириус Краснодарского края;

2) об утверждении выносимого на референдум вопроса;

3) о назначении уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, в том числе уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 13 мая 2020 г. <№..> в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования городской

округ Сириус было отказано.

Основанием для принятия такого решения избирательной комиссии Краснодарского края явилось то обстоятельство, что по состоянию на 13 мая 2020 г. в составе инициативной группы имелось только 7 граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования городской округ Сириус, имеющих в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 1 статьи 4 Закона Краснодарского края «О референдумах в Краснодарском крае» что противоречит вышеуказанным требованиям федерального и краевого законов.

Учитывая, что требований о признании незаконным постановления избирательной комиссии Краснодарского края от 13 мая 2020 г. <№..>, а также требований о признании незаконными действий избирательной комиссии Краснодарского края по принятию указанного постановления административным истцом в рамках настоящего судебного разбирательства не заявлялось, возможности проверки порядка и оснований его принятия на предмет соответствия действующему избирательному законодательству у суда не имеется.

16 мая 2020 г. жителями муниципального образования городской округ Сириус (< Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >14, < Ф.И.О. >6, < Ф.И.О. >15, < Ф.И.О. >16, < Ф.И.О. >10, < Ф.И.О. >17, < Ф.И.О. >18, Нечепуренко B.C., < Ф.И.О. >8, < Ф.И.О. >19) в избирательную комиссию Краснодарского края направлено ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования городской округ Сириус Краснодарского края. Ходатайство поступило в избирательную комиссию Краснодарского края 21 мая 2020 г. Перед избирательной комиссией Краснодарского края поставлены вопросы аналогичные тем, которые содержались в ходатайстве инициативной группы, поступившем в избирательную комиссию Краснодарского края 30 апреля 2020 г.

Письмом председателя избирательной комиссии Краснодарского края от <Дата> <№..>, адресованном административному истцу, в рассмотрении ходатайства инициативной группы от 16 мая 2020 г. отказано. Основанием отказа явился пропуск инициативной группой, предусмотренного частью 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», месячного срока, в течение которого может быть инициирован местный референдум.

Разрешая требования административного истца о признании действий по уклонению избирательной комиссии от рассмотрения ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума незаконными, суд исходит из следующего.

Как было ранее установлено судом, в соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» срок, в течение которого может быть инициирован местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования составляет один месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования.

Закон Краснодарского края от 3 апреля 2020 г. № 4266-КЗ «Об установлении границ муниципального образования городской округ Сириус Краснодарского края и о наделении его статусом городского округа» вступил в силу 14 апреля 2020 г.

Срок, в течение которого мог быть инициирован местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования городской округ Сириус, истек 14 мая 2020 г.

Порядок исчисления срока регламентируется пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Так в действующем законодательстве о выборах и референдумах содержится указание на совершение определенного действия в аналогичный срок (в течение одного месяца со дня, который указан в соответствующем законе). Например, в пунктах 10 и 11 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктах 10 и 11 статьи 16 Закона Краснодарского края от 8 апреля 2003 г. № 571-КЗ «О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае», пункта 3 статьи 532 Закон Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае». Согласно правилу его исчисления, указанному в данных краевых законах, такой срок истекает в тот же день (число), в которое наступило определенное событие, приходящийся на месяц, следующий за месяцем его наступления, а если этот день приходится на такой месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок истекает в последний день этого месяца.

Учитывая, что собрание инициативной группы по проведению на территории муниципального образования городской округ Сириус местного референдума проведено 16 мая 2020 г., документы поступили в избирательную комиссию Краснодарского края 21 мая 2020 г., правовых оснований для их рассмотрения у избирательной комиссии Краснодарского края не имелось.

В силу установления вышеизложенными правовыми положениями пресекательного срока подачи ходатайства о регистрации инициативной группы для проведения местного референдума и отсутствия возможности его продления, действия избирательной комиссии Краснодарского края, выразившиеся в ответе председателя избирательной комиссии Краснодарского края от 3 июня 2020 г. <№..> об отказе в рассмотрении ходатайства, являются законными.

Обстоятельства, исходя из которых административный истец связывает невозможность представления в установленный срок ходатайства о регистрации инициативной группы, правового значения для разрешения административного дела не имеют.

Исходя из статуса избирательной комиссии Краснодарского края, определенного статьей25 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ, а также порядка рассмотрения ходатайства, определенного частью 5 статьи 36 названного Закона, не предусмотрено наличие обязанности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по продлению срока подачи ходатайства о регистрации инициативной группы для проведения местного референдума, как и обязанности по регистрации инициативной группы исходя из документов, представленных ею за пределами указанного срока.

Доводы административного истца о том, срок, предусмотренный частью 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», может быть увеличен по аналогии со статьей 10.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в связи с введением на территории Краснодарского края режима повышенной готовности ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, подлежат отклонению, поскольку в рассматриваемом случае необходимость применения аналогии закона отсутствует.

К доводам административного истца о том, что в связи с якобы имевшими место нарушениями при рассмотрении избирательной комиссией Краснодарского края ходатайства от 24 апреля 2020 г. инициативная группа была лишена возможности в установленный законом срок устранить выявленные комиссией замечания, также следует отнестись критически, поскольку, во-первых, постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 13 мая 2020 г. <№..> обязанности устранить замечания на инициативную группу не возлагалось, во-вторых, состав инициативный группы, ходатайство которой поступило в избирательную комиссию Краснодарского края 30 апреля 2020 г. и состав инициативной, ходатайство которой в избирательную комиссию Краснодарского края поступило 21 мая 2020 г. различен, в связи с чем, последнее ходатайство нельзя рассматривать как повторное.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным истцом суду не представлено доказательств того, что оспариваемые действия административного ответчика являются незаконными, нарушают его право на рассмотрение ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в городском округе Сириус Краснодарского края.

При указанных обстоятельствах, административный иск Игнатова Д.Н. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 243, 244 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного иска Игнатова < Ф.И.О. >21 к избирательной комиссии Краснодарского края об оспаривании действий по уклонению избирательной комиссии от рассмотрения ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 29 июля 2020 г.

Судья

3а-964/2020 ~ М-655/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Игнатов Дмитрий Николаевич
Прокуратура Краснодарского края
Ответчики
Избирательная комиссия Краснодарского края
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Кривцов Анатолий Сергеевич
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
15.06.2020Регистрация административного искового заявления
15.06.2020Передача материалов судье
16.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.06.2020Предварительное судебное заседание
15.07.2020Судебное заседание
15.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее