Дело № 2-2171/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 марта 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области,
в составе: председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
при секретаре Борисове О.В.,
с участием истца Б., представителя УМВД России по Амурской области Представитель1, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Амурской области» Представитель2,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к УМВД России по Амурской области и о взыскании затрат на зубопротезирование,
у с т а н о в и л :
Б. обратился в суд с иском к УМВД России по Амурской области о взыскании затрат на зубопротезирование в сумме ***. Требование обосновано тем, что *** г. истец был уволен из органов внутренних дел (УМВД России по Амурской области) на пенсию по выслуге лет, которая составляет в льготном исчислении 23 года. Для оказания медицинской помощи, в том числе бесплатного зубопротезирования, истец как пенсионер МВД был прикреплен к ФКУЗ «МСЧ МВД России по Амурской области». В январе *** года обратился по месту своего жительства в ГАУЗ Амурской области «Стоматологическая поликлиника г. Благовещенска», где за личные денежные средства произвел зубопротезирование, так как в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Амурской области» данную услугу ему не могли оказать ввиду отсутствия зубопротезного кабинета. Стоимость зубопротезирования, согласно договору № *** от *** г., заключенному между истцом и ГАУЗ Амурской области «Стоматологическая поликлиника г. Благовещенска», составила ***. Ссылаясь на ч. 1, 5 ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», просит взыскать с УМВД России по Амурской области компенсацию за зубопротезирование в сумме ***.
Ответчик в письменном отзыве с иском не согласился. Не оспаривая право истца как пенсионера МВД России на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), указал, что постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 г. № 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на *** год и на плановый период *** и *** годов. На базе данной Программы Правительством Амурской области разработана и постановлением от 23.12.2014 г. № 756 утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на *** год и на плановый период *** и *** годов. В целях реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования заключено Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на *** год. Предметом Тарифного соглашения является тарифное регулирование оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в объеме базовой программ обязательного медицинского страхования и территориальной программы обязательного медицинского страхования на *** год и применяются для расчетов за медицинскую помощь, оказываемую в соответствии с территориальной программой ОМС застрахованным на территории Амурской области лицам. Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, оказывается на основании подушевого норматива, объема оказанных услуг, временного норматива, вида оказанной помощи. В соответствии с Тарифным соглашением ФКУЗ «МСЧ МУД по Амурской области» ГАУЗ Амурской области «Стоматологическая поликлиника г. Благовещенска» входит в Перечень медицинских организаций, включенных в реестр медицинских учреждений, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области. Прикрепление лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1232 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения» и приказом МВД России от 08.11.2006 г. № 895 «Об утверждении Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России». Согласно п. 3 Правил медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях МВД России, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1232, направление сотрудников, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, для оказания стационарной медицинской помощи в плановом порядке в медицинские организации осуществляется амбулаторно-поликлиническими организациями и амбулаторно-поликлиническими подразделениями медицинский организаций. Очередность направления сотрудников, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, определяется медицинской организацией в соответствии с медицинскими показаниями. Медицинскими показаниями ля направления пациентов в медицинское учреждение государственной и муниципальной систем здравоохранения является самостоятельное обращение пациента с имеющимися жалобами к врачу-специалисту для проведения первичного осмотра, о чем производится соответствующая запись в медицинской карте пациента. Согласно медицинской карте последнее обращение истца к врачу-стоматологу датировано июлем *** года, в результате которого ему было выписано направление на протезирование полости рта в ГАУЗ Амурской области «Стоматологическую поликлинику г. Благовещенска». Сведений о том, что истец в последующем обращался в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Амурской области» по вопросу выдачи направления на бесплатное получение медицинской помощи (зубопротезирование) в стороннее медицинское учреждение, имеющее возможность оказания такой услуги, и рекомендациях лечащего врача ФКУЗ «МСЧ МВД России по Амурской области» о необходимости проведения зубопротезирования, в медицинской карте не имеется. Помимо этого, истцом не представлен объем оказанной стоматологической помощи для определения возможности её оплаты в рамках ОМС согласно территориальной программе ОМС на *** год и тарифного соглашения. Следовательно, право истца на его получение в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1232, не возникло. Расходы на получение такого вида помощи подлежат возмещению только в случае соблюдения истцом установленного законом порядка, который в данном случае соблюден не был. Платная медицинская услуга была оказана ему по личной инициативе на основании договора № *** от *** г. Кроме того, нормативными актами, регулирующими спорные правоотношения, не предусмотрена выплата компенсации в счет возмещения затрат на медицинскую помощь непосредственно физическому лицу, понесшему затраты. По таким основаниям просит отказать в удовлетворении заявленного требования.
Определением Благовещенского городского суда Амурской области от *** года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены МВД России, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Амурской области».
В судебное заседание не явился представитель третьего лица МВД России, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассматривать дело при данной явке.
В судебном заседании истец на заявленном требовании настаивал. Дополнительно пояснил, что к ответчику с заявлением о возмещении понесенных расходов на зубопротезирование не обращался. Отказ в возмещении расходов получил устно от начальника госпиталя, который пояснил, что ближайшая поликлиника, в которой можно произвести зубопротезирование находится в г. ***.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился, поддержал доводы письменного отзыва.
Представитель третьего лица ФКУЗ «МСЧ МВД России по Амурской области» в судебном заседании поддержала позицию ответчика. Дополнительно пояснила, что истец с заявлением о прикреплении его на медицинское обслуживание в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Амурской области» не обращался, необходимое для этого направление пенсионного органа не представлял. Расходы на оказание гражданам, уволенным из органов внутренних дел, бесплатной медицинской помощи предусмотрены за счет средств Фонда ОМС. Согласно базовой и территориальной программы Фонда зубопротезирование не входит в бесплатную медицинскую услугу. В случае, если бы истец был прикреплен к ФКУЗ «МСЧ МВД России по Амурской области» и своевременно обратился к врачу–стоматологу, то имелась бы возможность определить объем услуг, который необходим истцу при оказании стоматологической помощи. Однако, истец к врачу-стоматологу не обратился, поэтому невозможно определить в какой медицинской помощи он нуждался. В случае, если бы истец обратился к врачу, ему было бы выписано направление на лечение в г. ***, поскольку в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Амурской области» отсутствует зубопротезный кабинет. По таким основаниям просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 45 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный орган в сфере войск национальной гвардии) или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Сотрудник полиции имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии.
Из содержания иска следует и не отрицается ответчиком, что Б. проходил службу в органах внутренних дел с *** г. по *** г. в должности старшего участкового уполномоченного полиции ОУУПиПДН ОП № *** подразделений полиции в составе МО МВД России «Благовещенский». Приказом МО МВД России «Благовещенский» от *** г. № *** л/с Б. *** г. уволен со службы в органах внутренних дел по пп. 4 п. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), выслуга лет в льготном исчислении составляет 23 года.
Проверяя обоснованность заявленного требования о взыскании компенсации за зубопротезирование, суд пришел к следующему.
Ответчик не отрицает, что Б., будучи уволенным со службы из органов внутренних дел РФ, имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов).
Отношения, связанные с медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч. 1, 2, 5 ст. 11 указанного Закона (в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ) сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный орган в сфере войск национальной гвардии) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющие стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, имеют право на медицинское обеспечение, установленное сотрудникам частью 1 настоящей статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи. Порядок медицинского обеспечения указанных граждан в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона «О полиции» и статьями 11 и 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 1232 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения» утверждены Правила медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 1).
Пунктом 3 этого же Постановления определено, что расходы на цели, связанные с реализацией настоящего постановления, осуществляются за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству внутренних дел Российской Федерации, а в отношении членов семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел (в части медицинского обслуживания), - за счет средств обязательного медицинского страхования.
Вышеуказанные Правила определяют порядок бесплатного медицинского обслуживания в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющих стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пп. «б» п.1).
В силу п. 2, 3 этих же Правил прикрепление граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, на медицинское обслуживание к медицинским организациям производится по направлению соответствующих пенсионных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Направление сотрудников, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, для оказания стационарной медицинской помощи в плановом порядке в медицинские организации осуществляется амбулаторно-поликлиническими организациями и амбулаторно-поликлиническими подразделениями медицинских организаций. Очередность направления сотрудников, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, определяется медицинской организацией в соответствии с медицинскими показаниями.
Приказом МВД России от 08.11.2006 г. № 895 утверждено Положение об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, согласно п. 4 которого прикрепление на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании списков лиц, подлежащих прикреплению на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России, предоставляемых подразделениями, осуществляющими работу с кадрами УВД по субъектам Российской Федерации, производится прикрепление на медицинское обслуживание указанных лиц медицинскими учреждениями системы МВД России (п. 5).
В соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по направлению соответствующих пенсионных органов производится прикрепление на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России лиц, уволенных с правом на пенсию из органов внутренних дел и внутренних войск МВД России (п. 7).
При осуществлении медицинского обслуживания в медицинских учреждениях системы МВД России отдельно учитываются следующие категории указанных лиц (п. 7.1): сотрудники органов внутренних дел, уволенные со службы с правом на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении.
Согласно п. 10 этого же Положения прикрепление на медицинское обслуживание лиц, указанных в настоящем Положении, производится амбулаторно-поликлиническим учреждением (подразделением МСЧ) системы МВД России при предъявлении документов, подтверждающих их право на медицинское обслуживание в медицинских учреждениях системы МВД России в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Каждому прикрепленному лицу выдается пропуск для посещения амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения МСЧ) системы МВД России.
Направление на обследование и лечение сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и членов семей вышеуказанных сотрудников в военно-медицинские учреждения внутренних войск МВД России, а военнослужащих внутренних войск МВД России и членов их семей в медицинские учреждения органов внутренних дел осуществляется по согласованию с органами управления медицинской службой соединения (объединения) внутренних войск МВД России и соответствующего МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации с учетом возможностей подведомственных медицинских учреждений (п. 13).
В медицинских учреждениях системы МВД России, включенных в систему обязательного медицинского страхования, медицинское обслуживание граждан, пользующихся правом медицинского обслуживания в них и имеющих соответствующие полисы обязательного медицинского страхования, осуществляется в рамках обязательного медицинского страхования (п. 14).
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 г. № 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
На базе данной Программы Правительством Амурской области постановлением от 23.12.2014 г. №756 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
В целях реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования заключено Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2017 год. Предметом Тарифного соглашения является тарифное регулирование оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в объеме базовой программ обязательного медицинского страхования и территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2017 год и применяются для расчетов за медицинскую помощь, оказываемую в соответствии с территориальной программой ОМС застрахованным на территории Амурской области лицам. Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, оказывается на основании подушевого норматива, объема оказанных услуг, временного норматива, вида оказанной помощи.
В соответствии с Тарифным соглашением ФКУЗ «МСЧ МУД по Амурской области» ГАУЗ Амурской области», «Стоматологическая поликлиника г. Благовещенска» входит в Перечень медицинских организаций, включенных в реестр медицинских учреждений, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области.
В подтверждение заявленного требования истцом представлен Договор оказания платных медицинских услуг № ***, заключенный *** г. между Пациентом Б. и Исполнителем ГАУЗ АО «Стоматологическая поликлиника г. Благовещенска», предметом которого является оказание Пациенту платных медицинских услуг, стоимость которого составила ***, без учета стоимости напыления.
Согласно п. 2.2 данного договора оплата медицинских услуг производится с согласия пациента путем 100% предоплаты медицинских услуг, наличными в кассу Исполнителя.
Факт оплаты Б. медицинских услуг в размере *** (без учета стоимости напыления) подтверждается приложенными к иску кассовыми чеками ГАУЗ АО «Стоматологическая поликлиника г. Благовещенска» и ответчиком не отрицается.
Из пояснений представителя ФКУЗ «МСЧ России по Амурской области» следует и не отрицается ответчиком, что в Учреждении отсутствует зубопротезный кабинет. Таким образом, право истца на медицинское обслуживание, в частности права воспользоваться бесплатными услугами зубопротезного кабинета в медицинском учреждении МВД России по месту жительства истца не обеспечено, ближайшая поликлиника находится в г. ***.
Довод ответчика о том, что истец не прикреплен в установленном порядке для медицинского обслуживания в ФКУЗ «МСЧ России по Амурской области» не свидетельствует об отсутствии у Б. права на получение бесплатной медицинской помощи в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1232, поскольку он является пенсионером МВД России, уволенным со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Несмотря на то, что истец не прикреплен на медицинское обслуживание к ФКУЗ «МСЧ России по Амурской области» (по месту жительства) в связи с непредставлением подразделением, осуществляющим работу с кадрами УМВД по Амурской области, Б. в силу ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона № 247-ФЗ и при отсутствии по месту жительства в медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел отделения соответствующего профиля, имеет право на получение бесплатной медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в частности – в ГАУЗ Амурской области «Стоматологическая поликлиника г. Благовещенска», которое включено в Перечень медицинских организаций, включенных в реестр медицинских учреждений, осуществляющих деятельность в сфере медицинского страхования Амурской области,
Следовательно, требование о взыскании с ответчика компенсации за зубопротезирование в сумме *** обоснованно и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194,199 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с УМВД России по Амурской области в пользу Б. компенсацию за зубопротезирование в сумме ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном по рядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца, со дня изготовления решения суда, начиная с *** 2017 года.
Судья Матюханова Н.Н.