10 декабря 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам
Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Блинникова Л.А.,
судей Рудь М.Ю., Смирнова Е.А.,
при секретаре – помощнике судьи Кононковой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Чернобривец В.М. – Галимова Р.Р. на решение Анапского городского суда от 6 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Блинникова Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чернобривец В.М. обратился в суд с иском к Чернобривец Г.Д., Макаровой А.А., Касамбули К.П. о признании сделок недействительными.
Решением Анапского городского суда от 6 сентября 2019 года в удовлетворении искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель Чернобривец В.М. – Галимов Р.Р. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие оснований для отказа в удовлетворении иска.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах указанных доводов, выслушав представителя Чернобривец В.М. – Галимова Р.Р., просившего об отмене решения, представителя Касамбули К.П. – Попова В.В., просившего об оставлении решения в силе, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда, вынесенного в соответствии с материалами дела и требованиями закона.
Как следует из материалов дела, 14.05.1977 года между истцом Чернобривец В.М. и ответчиком Семеновой Г.Д. был зарегистрирован брак, после чего фамилия Семеновой Г.Д, была присвоена как Чернобривец Г.Д., что подтверждается свидетельством о браке (повторное, перевод) от 31.03.2006 года.
Согласно представленным в материалы дела копиям свидетельств о праве собственности Чернобривец Г.Д. принадлежало на праве собственности следующее недвижимое имущество, расположенное по <...> земельного участка площадью 696 кв. м, с кадастровым номером <...>, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 14.08.2008 года. Основание приобретения права собственности: договор купли-продажи недвижимости от 01.09.2003 года, договор купли-продажи недвижимости от 25.07.2008 года. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 22.09.2003 года и 12.08.2008 года, 109/696 доли земельного участка площадью 696 кв. м, с кадастровым номером <...>, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 20.09.2013 года. Основание приобретения права собственности: договор купли-продажи недвижимости от 06.09.2013 года. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 20.09.2013 года, - недостроенный жилой дом лит. Б, под Б общей площадью 141, 1 кв. м, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 25.09.2003 года. Основание приобретения права собственности - договор купли-продажи от 01.09.2003 года. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 22.09.2003 года, 1/2 доли жилого дома литер А общей площадью 41,0 кв. м, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 25.09.2003. Основание возникновения права собственности: договор купли-продажи недвижимости от 01.09.2003 года. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 22.09.2003 г., 3/4 доли жилого дома общей площадью 61 кв. м. литер А, а, а1, этажность 1 этаж. Основание возникновения права собственности: договор купли-продажи недвижимости от 01.09.2003 года, договор купли-продажи недвижимости от 25.07.2008 года. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 22.09.2003 года и 12.08.2008 года, 1/4 доли жилого дома общей площадью 61 кв.м. литер А, а, а1, этажность 1 этаж. Основание возникновения права собственности: договор купли-продажи недвижимости от 06.09.2013 года. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 20.09.2003 года.
Судом установлено, что брак между истцом и Чернобривец Г.Д. до настоящего времени не расторгнут.
В соответствии со ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также при обретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно при обретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Поскольку договоры купли-продажи недвижимого имущества, расположенного по <...>, заключались в период с 2003 года по 2013 год, соответственно вышеуказанное имущество было приобретено супругами Чернобривец в период брака, является совместно нажитым имуществом.
Из материалов дела следует, что 25.07.2017 года Чернобривец Г.Д. заключила договор купли-продажи с Макаровой А.А., от имени которой действовала Захарова Е.В., согласно которому Чернобривец Г.Д, продала Макаровой А.А. следующее недвижимое имущество:
- 587/696 доли земельного участка площадью 696 кв. м, с кадастровым номером <...>
- 109/696 доли земельного участка площадью 696 кв. м, с кадастровым номером <...>
- 3/4 доли жилого дома общей площадью 61 кв. м (литер А, а, а1), этажность - 1 этаж, с кадастровым номером <...>
- 1/4 доли жилого дома общей площадью 61 кв. м (литер А, а, а1), этажность - 1 этаж, с кадастровым номером <...>
- объект незавершенного строительства общей площадью 141,1 кв. м, с кадастровым номером <...>
Пунктом 3 договора купли-продажи недвижимости установлена цена продаваемой недвижимости в размере 10 616 000 руб, которые уплачены продавцу в полном объеме до подписания договора купли-продажи.
Данный договор купли-продажи недвижимости подписан сторонами и зарегистрирован в ЕГРН 26.07.2017 года.
Как следует из материалов дела, 21.03.2018 года Макарова А.А. заключила договор купли-продажи недвижимости с Касамбули К.П., от имени которого действовал Касамбули Н.Г., по которому Макарова А.А. продала Касамбули К.П. следующее недвижимое имущество, расположенное по <...>
- земельный участок площадью 696 кв. м, с кадастровым номером <...>
- жилой дом площадью 532,1 кв. м, количество этажей - 3 этажа, с кадастровым номером <...>
- жилой дом общей площадью 61 кв. м, с кадастровым номером <...>
Пунктом 2.1 договора купли-продажи недвижимости установлена цена продаваемого имущества в размере 12000000 руб. Переход права собственности по договору зарегистрирован в ЕГРН 22.03.2018 года.
В соответствии со ст. 35 СК РФ владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имушеством супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки. Для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.
Учитывая, что в материалах дела правоустанавливающих документов отсутствует нотариальное согласие истца Чернобривец В.М. на совершение сделки по отчуждению недвижимым имуществом, заключенной 25.07.2017 года, не представлено данное согласие и в судебное заседание, суд пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на обращение в суд с настоящим иском, однако право на обращение истца в суд с таким иском ограничено годичным сроком, исчисляемым с момента, когда истец узнал или должен был узнать о совершенной сделке (п. 3 ст. 35 СК РФ).
Судом учтено, что истец в своем иске указывает на то, что о совершенной 25.07.2017 года он узнал в июне 2019 года при ознакомлении с материалами гражданского дела № <...>
Из материалов дела следует, что в производстве Анапского городского суда находилось гражданское дело <...> по иску Макаровой А.А. к Чернобривец Г.Д., Чернобривец В.М. о признании прекратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и вселении. По данному делу Чернобривец В.М. являлся ответчиком, ему 27.02.2018 года было вручено судебным приставом по ОУПДС Анапского городского отдела ФССП России исковое заявление Макаровой А.А. и судебная повестка о вызове в суд на 01.03.2018 года в качестве ответчика, что подтверждается распиской о вручении с подписью самого Чернобривец В.М. Факт получения Чернобривец В.М, судебной повестки и искового заявления Макаровой А.А. подтверждается собственноручно написанным заявлением Чернобривец В.М. отложении судебного заседания на другую дату.
Поскольку в исковом заявлении Макаровой А.А. указано основание подачи иска - переход к ней права собственности на все объекты недвижимого имущества, расположенные <...> по договору купли-продажи недвижимости от 25.07.2017 года, заключенному с супругой истца Чернобривец В.М. - Чернобривец Г.Д., суд пришел к правильному выводу о том, что истец Чернобривец М.В. знал о совершенной его супругой сделке купли-продажи недвижимости от 25.07.2017 года с 27.02.2018 года.
19.07.2019 года Чернобривец В.М. обратился в суд с иском к Чернобривец Г.Д., Макаровой А.А., Касамбули К.П. о признании сделок недействительными, пропустив установленный п. 3 ст. 35 СК РФ годичный срок на оспаривание сделки по отчуждению имущества.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Правила статьи 195, пункта 2 статьи 196 и статей 198 - 207 настоящего Кодекса распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное.
В силу ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 200 ГПК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 3 ст. 35 СК РФ установлен специальный срок исковой давности по требованиям об оспаривании одним из супругов сделки, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что истцом пропущен установленный законом годичный срок исковой давности для защиты нарушенного права при оспаривании сделки купли-продажи недвижимости от 25.07.2017 года, заключенной между супругой истца Чернобривец Г.Д. и Макаровой А.А.
Таким образом, суд правомерно отказал в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности.
Поскольку истец стороной сделки купли-продажи недвижимости от 21.03.2018 года, заключенной между Макаровой А.А, и Касамбули К.П., не являлся, учитывая, что предыдущая сделка купли-продажи от 25.07.2017 года, по которой собственником имущества стала Макарова А.А., признанию недействительной не подлежит, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о признании недействительной сделки купли-продажи от 21.03.2018 года, об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об обязании Управления Росреестра по Краснодарскому краю аннулировать регистрацию права собственности Касамбули К.П. на недвижимое имущество и восстановления права собственности Чернобривец Г.Д.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы жалобы о том, что истец о нарушенном праве узнал в июне 2019 года и срок исковой давности не пропущен, несостоятельны и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку Чернобривец М.В. знал о совершенной его супругой сделке купли-продажи недвижимости от 25.07.2017 года с 27.02.2018 года, оснований, подтверждающих уважительную причину пропуска срока на оспаривание договора купли-продажи от 25.07.2017 года истцом не представлено, оснований для восстановления истцу процессуального срока для обращения в суд с настоящим иском не имеется.
Доводы о необходимости удовлетворения жалобы, несостоятельны и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов судьи доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку. В судебном заседании все доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе были рассмотрены, изучены и не нашли своего подтверждения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анапского городского суда от 6 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев в Кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: