Дело № 2-7106/15-11
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 октября 2011 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи К.А. Кипяткова
при секретаре В.А. Макаровой
рассмотрев заявление Илларионова Р.А. об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску,
установил:
Илларионов Р.А. обратился в суд с заявлением по тем основаниям, что решением № от 30.06.2011 был привлечен Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, ему была начислена сумма налога на доходы физических лиц в размере 86667 рублей, пени на эту сумму в размере 7967,59 рублей, штраф в размере 17333,40 рублей. Решение мотивировано тем, что он в результате продажи 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру за 1млн. рублей приобрел право на налоговый вычет в размере 333333,33 рубля, т.е. пропорционально размеру доли исходя из максимального размера вычета, предусмотренного при продаже квартиры, находящейся в собственности налогоплательщика менее 3 лет, в 1 млн. рублей, таким образом, получил доход, подлежащий налогообложению, в сумме 666666,67 рублей, налог с которого не уплатил. По результатам обжалования указанного решения в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия решение было изменено в части исключения положений о взыскании штрафа, в остальной части оставлено без изменения. Заявитель полагает, что указанное решение является незаконным, поскольку по его мнению он имел право на предоставление налогового вычета в размере полной стоимости доли, т.е. 1 млн. рублей. На основании изложенного заявитель просит признать Решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску № от 30.06.2011 незаконным.
В судебном заседании заявитель и его представитель Кокконен Д.Н. заявленные требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении, полагали, что исчисление размера налогового вычета пропорционально долям в праве общей долевой собственности на квартиру возможно в случае ее продажи как объекта недвижимости несколькими собственниками одновременно, поскольку заявитель продавал долю в праве, то имел право на получение вычета в размере полной стоимости доли – 1 млн. рублей.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску Максимова Н.А. просила в удовлетворении заявления отказать, полагала, что обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Решением Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску № от 30.06.2011 Илларионов Р.А. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, ему была начислена сумма налога на доходы физических лиц в размере 86667 рублей, пени на эту сумму в размере 7967,59 рублей, штраф в размере 17333,40 рублей.
Из текста обжалуемого решения следует, что оно было принято на основании того, что ДД.ММ.ГГГГ Илларионов Р.Д. продал гражданке <данные изъяты> принадлежавшую ему на основании договора дарения от 10.11.2006 ему 1/3 долю в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: г.Петрозаводск, <адрес> (без выделения ее в натуре) за 1000000 рублей. Данная квартира находилась в общей долевой собственности двух граждан, в том числе: Илларионова Р.А. - доля в праве 1/3; <данные изъяты> - доля в праве 2/3. Указанное имущество находилось в собственности Илларионова Р.Д. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 2 года 6 месяцев 12 дней (менее 3-х лет).
Согласно поданной заявителем налоговой декларации, сумма указанного им имущественного налогового вычета по доходу, полученному от продажи жилых домов квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков земельных участков и долей в указанном имуществе, находившегося в собственности менее 3-х лет, составила 1000000 рублей.
Вместе с тем, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску, ссылаясь на совокупность положений абз.1 и абз.3 пп.1 п.1 статьи 220 Налогового кодекса РФ, пришла к выводу, что в случае реализации имущества, находящегося в общей долевой собственности. соответствующий размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с вышеуказанным подпунктом, распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле, в связи с чем заявитель имеет право на имущественный налоговый вычет, пропорциональный его доле в праве общей собственности на квартиру, т.е. в размере 333333,33 рубля (1 млн. рублей х 1/3), начислила подлежащую уплате сумму налога, пени на нее и привлекла заявителя к налоговой ответственности за его неуплату.
Впоследствии решение по жалобе заявителя было изменено Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Карелия в части привлечения Илларионова Р.А. к налоговой ответственности, а именно изменено наименование решения на решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, исключены положения о взыскании с него налоговой санкции в виде штрафа, в части выводов о порядке определения размера вычета, неуплаты налога, пеней, сумм недоимки оставлено без изменения.
Суд полагает, что указанное решение в оставленной без изменения части не нарушает права заявителя, является правильным, оснований для признания его незаконным и отмены по заявлению Илларионова Р.А. не усматривает в связи со следующим.
В соответствии с абз.1 пп.1 п.1 ст 220 Налогового кодекса РФ (в редакции от 27.12.2009) при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 рублей.
Абз.3 пп.1 п.3 ст.220 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом, распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).
Конституционно-правовой смысл указанных положений Налогового кодекса РФ раскрыт в Постановлении Конституционного суда РФ от 13.03.2008 №.
В указанном Постановлении Конституционным Судом РФ отмечено, что законодатель, осуществляя в рамках предоставленной ему дискреции нормативно-правовое регулирование отношений по установлению, введению и взиманию налогов и определяя применительно к конкретному налогу соответствующие принципы налогообложения, должен прежде всего учитывать закрепленные Конституцией Российской Федерации и составляющие основы конституционного строя Российской Федерации принципы равенства перед законом и судом и пропорциональности, которыми ограничиваются пределы его усмотрения в этой сфере. В налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. В силу статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 57 налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться в зависимости, в частности, от имущественного положения, а также от других обстоятельств.
В соответствии с п.4.1 указанного Постановления Конституционного Суда РФ, по смыслу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, граждане вправе продавать жилые помещения, являющиеся как единым объектом права общей долевой собственности, так и выделенными из них в натуре долями, признаваемыми объектом индивидуальной, а не общей долевой собственности, и получать при этом право на имущественный налоговый вычет в сумме, не превышающей 1 000 000 рублей (при нахождении имущества в собственности менее трех лет). В данном подпункте помимо закрытого перечня жилой недвижимости, при продаже которой возникает право на имущественный налоговый вычет, содержится указание на возможность получения такого вычета при продаже "иного имущества" - в сумме, не превышающей 125 000 рублей (согласно действующей редакции статьи – 250000 рублей), если "иное имущество" находилось в собственности налогоплательщика менее трех лет, и в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже "иного имущества", если оно находилось в собственности налогоплательщика три года и более. Тем самым Налоговый кодекс Российской Федерации не исключает возможность как продажи жилой недвижимости, находящейся в общей долевой собственности в качестве единого объекта, так и продажи реальной выделенной доли в этой недвижимости (с соблюдением ограничений, установленных жилищным законодательством), а также продажи доли в праве общей долевой собственности на указанную недвижимость. При этом право на получение имущественного налогового вычета ставится в зависимость от того, что является объектом соответствующего гражданско-правового договора купли-продажи.
Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что фактический раздел такого имущества, как квартира, допустим, если имеется возможность выделить долю в натуре. В случае такого выдела отношения общей долевой собственности прекращаются. Абзац первый подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ, допускающий предоставление имущественного налогового вычета при продаже долей, в частности, в жилом доме или квартире, в системной связи с нормами гражданского и жилищного законодательства означает, что такой вычет может быть предоставлен в полном объеме, если самостоятельным объектом договора купли-продажи является выделенная в натуре доля жилого дома или квартиры.
Поскольку доля в праве на объект недвижимости (в данном случае - объект жилой недвижимости) по своим фактическим характеристикам, по своей ценности значительно отличается от не разделенного на доли права на такой же объект, который можно индивидуализировать и определить как самостоятельный объект права собственности, суммы имущественного налогового вычета могут различаться в зависимости от того, что именно продает налогоплательщик - целое жилое помещение, выделенную в нем долю в натуре или его долю в праве общей долевой собственности и, соответственно, за продажу чего он рассчитывает на имущественный налоговый вычет.
Согласно выводам, изложенным в Определении Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 № 63-О, имущественный налоговый вычет равен общей сумме расходов, произведенных всеми участниками общей долевой собственности; при этом размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности, но в пределах 600 000 рублей (с 1 января 2003 года - до 1 000 000 рублей), т.е. пропорционально доле каждого из них.
Такой порядок уравнивает граждан - участников общей долевой собственности с гражданами - собственниками жилого дома или квартиры: общая сумма имущественного налогового вычета, предоставляемого как участникам общей долевой собственности, так и собственнику жилого дома или квартиры, остается в пределах единого максимального размера; в противном случае, а именно при предоставлении каждому участнику общей долевой собственности имущественного налогового вычета, равного имущественному налоговому вычету, предоставляемому собственнику жилого дома или квартиры, общая сумма имущественного налогового вычета всех участников общей долевой собственности могла бы в несколько раз превысить сумму имущественного налогового вычета, предоставляемого собственнику жилого дома или квартиры, что недопустимо в силу конституционных принципов равенства и справедливости в сфере налогообложения.
По смыслу приведенной правовой позиции, имущественный налоговый вычет предоставляется на объект недвижимости, из чего следует, что в случае продажи квартиры, находящейся в общей долевой собственности, он должен быть распределен между совладельцами пропорционально их долям. Возможность выплаты имущественного налогового вычета в полном объеме, т.е. в размере до 1 млн. рублей, каждому из совладельцев проданного недвижимого имущества законом не предусмотрена.
С учетом изложенного Конституционный суд РФ пришел к выводу, что положение абзаца четвертого подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ, не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку с учетом системной связи с абзацем первым данного подпункта в указанной редакции оно подлежит применению в случае распоряжения имуществом, находящимся в общей долевой собственности, как единым объектом права собственности; положение абзаца четвертого подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ также не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку с учетом системной связи с абзацем первым того же подпункта в указанной редакции под долями следует понимать доли в праве общей собственности.
Таким образом, исходя из системного анализа правового толкования, данного в рассматриваемых Постановлении и Определении Конституционного Суда РФ, следует, что перечень объектов жилой недвижимости, указанный в пп.1 п.1 ст.220 Налогового кодекса РФ, при продаже которой представляется имущественный налоговый вычет в полном объеме, т.е. в сумме до 1 млн. рублей, является закрытым, указание в данном пункте (в редакции, действующей на момент продажи Илларионовым Р.А. доли в праве общей долевой собственности на квартиру) на предоставление имущественного вычета до 1 млн. рублей при продаже доли в имуществе относится к случаям продажи выделенной в натуре доли квартиры, а не доли в праве общей собственности на нее.
В случае же продажи доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество налогообложение, и соответственно, предоставление налогового вычета, должно осуществляться на основании конституционных принципов равенства и справедливости налогообложения, что предусматривает распределение имущественного налогового вычета между совладельцами в соответствии с их долей собственности на объект жилой недвижимости, что свидетельствует о невозможности предоставления имущественного налогового вычета в размере 1 млн. рублей в полном объеме, на что ссылается заявитель.
Доводы стороны заявителя о наличии иных разъяснений Минфина РФ по данному вопросу суд оценивает критически, поскольку такие разъяснения являются ошибочными, основаны на неверном толковании абз.1 п.1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ в отрыве от правовой позиции, изложенной в его мотивировочной части, не соответствуют конституционно-правовому смыслу положений Налогового кодекса РФ, выявленному в данном Постановлении, согласно которому право на предоставление имущественного вычета в полном объеме возникает только при продаже объекта недвижимости, каковым доля в праве не является, поскольку в нарушение принципов равенства и справедливости налогообложения предполагают возможность при продаже принадлежащего налогоплательщику имущества в виде доли в праве общей долевой собственности получать различный по величине налоговый вычет в зависимости от того, продается ли указанная доля отдельно или в составе отчуждаемой квартиры как объекта недвижимости, создавая тем самым предпосылки для собственников по искусственному увеличению суммы предоставляемого им налогового вычета. Кроме того, абз.1 п.1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ относится к абзацу четвертому подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом его системной связи с абзацем первым данного подпункта в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ, которая на момент продажи заявителем доли не применялась, т.к. уже не действовала, в связи с чем ссылки на нее не могут быть учтены при рассмотрении настоящего дела, применительно к рассматриваемому делу следует руководствоваться абз.2 п.1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ в системной связи с содержанием его мотивировочной части, а также с содержанием Определения Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 № 63-О.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение налогового органа в оспариваемой части вынесено в полном соответствии с требованиями закона, законные права и интересы заявителя не нарушает, в связи с чем на основании ч.4 ст.258 ГПК РФ в удовлетворении заявления следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Илларионова Р.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья К.А. Кипятков
Мотивированное решение суда изготовлено 27.10.2011.