гражданское дело № 2-150/2021
УИД 66RS0012-01-2020-003558-07
В окончательном виде решение изготовлено 17 февраля 2021 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский Свердловской области | 11 февраля 2021 г. |
Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе председательствующего судьи Доевой З.Б., при секретаре Шпаковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-150/2021 по иску Макаровой Елены Валерьевны к Макарову Игорю Анатольевичу, Макарову Денису Игоревичу, обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» о разделе лицевого счета, определении долей в оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, возложении обязанности,
установил:
Макарова Е.В. обратилась с исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений требований) просила определить следующий порядок участия Макаровой Е.В., Макарова И.А., Макарова Д.И. в несении расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за <адрес>: долю расходов Макарова И.А. по внесению платы за содержание жилого помещения определить в полном объеме, за коммунальные услуги определить в размере 1/3 от общей суммы указанного платежа; долю расходов Макаровой Е.В. по внесению платы за коммунальные услуги определить в размере 1/3 от общей суммы указанного платежа; долю расходов Макарова Д.И. по внесению платы за коммунальные услуги определить в размере 1/3 от общей суммы указанного платежа. Также просила обязать ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» разделить лицевые счета и выдавать Макаровой Е.В., Макарову И.А., Макарову Д.И. отдельные платежные документы в отношении платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги согласно установленному порядку оплаты, начислять на Макарову Е.В. по текущим платежам с учетом льгот и субсидий, поскольку с 07.04.2020 по настоящее время состоит в Центре занятости и не имеет дохода, произвести перерасчет за Макарова Д.И. в виду не проживания последнего в квартире.
В обоснование заявленного иска указано, что ответчику Макарову И.А. на праве собственности принадлежит квартира по <адрес>. С 2002 г. истец постоянно зарегистрирована в указанной квартире по месту жительства. Помимо истца в квартире зарегистрированы ответчики, при этом ответчик Макаров И.А. после расторжения брака с истцом в 2003 г. в квартире не проживает, ответчик Макаров Д.И. в квартире не проживает, поскольку проходит обучение в <адрес>. Поскольку соглашения о порядке оплаты с ответчиками достигнуть не удалось, в квартире истец проживает одна, при этом начисления в виду отсутствия приборов учета производятся на всех зарегистрированных в квартире лиц, Макарова Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец Макарова Е.В. заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам, дополнительно указав, что техническая возможность установки индивидуальных приборов учета в квартире имеется, что является малоимущей.
Представитель ответчика ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» в судебном заседании просила в удовлетворении иска к Управляющей компании отказать, против предложенного истцом порядка оплаты возражений не высказала. Пояснила, что начислением льгот Управляющая компания не занимается, за предоставлением субсидии необходимо обращаться в надлежащий орган государственной власти, что перерасчет за коммунальные услуги производится только в случае отсутствия индивидуальных приборов учета при условии невозможности их установления по техническим причинам, что всех необходимых документов для перерасчета платы за ТКО ни истцом, ни Макаровым Д.И. в Управляющую компанию представлено не было.
Ответчик Макаров Д.И. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, против предложенного порядка оплаты не возражал.
Ответчик Макаров И.А. в судебное заседание не явился, извещался по всем известным адресам, ходатайств, возражений на иск не представил.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчику Макарову И.А. на праве собственности принадлежит <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке (дата).
Согласно справке ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» от (дата) №, в указанной квартире на регистрационном учете по месту жительства состоят Макарова Е.В. с (дата) постоянно, Макаров Д.И. с (дата) постоянно, Макаров И.А. с (дата) постоянно.
Факт того, что ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» управляет многоквартирным домом по <адрес> и на основании части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации принимает плату с собственников жилых помещений в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Истец и ответчики Макаровы не являются членами одной семьи, соглашение об оплате содержания жилого помещения и коммунальных услуг во внесудебном порядке достигнуто не было.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (часть 1).
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (часть 3).
В силу части 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения (часть 7 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя для собственников жилых помещений: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Обязанность по внесению такой платы возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации). При возникновении спора о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с собственника и членов его семьи, между которыми имеется соглашение, определяющее порядок и размер участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги, такая задолженность определяется судом с учетом данного соглашения. Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статьи 30, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и искового заявления, истец и ответчик Макаров И.А. членами одной семьи не являются (брак истца и Макарова И.А. расторгнут (дата)).
При таких обстоятельствах, поскольку истец и ответчики Макаровы зарегистрированы в жилом помещении, начисления в отсутствие индивидуальных приборов учета производятся на всех зарегистрированных в квартире лиц, следовательно, все зарегистрированные в квартире лица обязаны участвовать в несении расходов по оплате коммунальных услуг, в связи с чем суд полагает возможным определить порядок и размер участия истца и ответчиков Макаровых в оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Учитывая, что жилищным законодательством не урегулирован вопрос об определении порядка участия в жилищно-коммунальных платежах между собственником жилого помещения и лицом, имеющим право пользования этим помещением, то в силу части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации суд полагает возможным применить жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Суд считает, что в данной ситуации возможно на основании положений части 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации определить порядок и размер участия сторон в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, вывоз ТКО), исходя из предложенного истцом порядка оплаты: долю расходов Макарова И.А. по внесению платы за содержание жилого помещения определить в полном объеме, за коммунальные услуги определить в размере 1/3 от общей суммы указанного платежа; долю расходов Макаровой Е.В. по внесению платы за коммунальные услуги определить в размере 1/3 от общей суммы указанного платежа; долю расходов Макарова Д.И. по внесению платы за коммунальные услуги определить в размере 1/3 от общей суммы указанного платежа, с возложением на Управляющую организацию обязанности разделить лицевые счета и выдавать сторонам отдельные платежные документы на оплату коммунальных услуг.
Доводы отзыва ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» о том, что выдача отдельных платежных документов управляющей компанией, разделение счета не предусмотрены действующим законодательством, что начисление производится на единый объект недвижимости по единому лицевому счету, судом отклоняются как противоречащие вышеприведенным нормам и разъяснениям.
Так, каждый из сособственников вправе требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного соглашения, определяющего порядок и размер участия в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и выдачи ему отдельного платежного документа (вопрос 27 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 г.).
При этом суд отмечает, что в виду длящегося характера жилищных отношений, при изменении обстоятельств (например, при изменении числа зарегистрированных в квартире лиц, изменении состава собственников, установке индивидуальных приборов учета и др.), порядок и размер участия сторон в оплате за жилое помещение и коммунальные услуги может быть изменен.
Статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагает на граждан и организации обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). С момента возникновения права собственности на жилое помещение у собственника возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 2).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. Такой порядок и случаи перерасчета установлены разделом VIII Правил.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами спором по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета установлен разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011.
Положения пункта 86 указанных Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498, вступившего в силу с 01.01.2017) предусматривают, что в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Пункт 92 Правил № 354 предусматривает, что в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении (абзац первый). К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета (абзац второй).
Соответственно, при заявлении о проведении перерасчета за коммунальные услуги за период временного отсутствия в жилом помещении, потребитель, начиная с 01.01.2017 кроме доказательств действительности такого отсутствия, должен подтвердить отсутствие в своем жилом помещении прибора учета в связи с невозможностью установки такого прибора (предоставить соответствующий акт обследования), до 01.01.2017 обязанность предоставления акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального приборов учета не была предусмотрена.
Доказательств отсутствия в жилом помещении прибора учета в связи с невозможностью установки такого прибора в материалы дела не представлено, в связи с чем суд не находит оснований для проведения перерасчета оказанных Управляющей компанией коммунальных услуг. Что касается услуги по вывозу ТКО, как пояснил представитель Управляющей компании, при предоставлении истцом или Макаровым Д.И. надлежащих сведений о временном отсутствии последнего (оригинал документа или его надлежащим образом заверенная копия), в отношении данной услуги будет произведен перерасчет. При этом суд отмечает утрату актуальности справки №/ОК от 04.02.2020, предъявленной в Управляющую компанию в копии только 03.11.2020.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил, и содержит требование о представлении сведений о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В силу части 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Учитывая, что Управляющая компания не является уполномоченным органом на предоставление субсидии по оплате коммунальных услуг, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного иска в данной части.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Макаровой Елены Валерьевны к Макарову Игорю Анатольевичу, Макарову Денису Игоревичу, обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» о разделе лицевого счета, определении долей в оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, возложении обязанности – удовлетворить частично.
Определить следующий порядок участия Макаровой Елены Валерьевны, Макарова Игоря Анатольевича, Макарова Дениса Игоревича в несении расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за <адрес>
- долю расходов Макаровой Елены Валерьевны по внесению платы за коммунальные услуги определить в размере 1/3 от общей суммы указанного платежа;
- долю расходов Макарова Игоря Анатольевича по внесению платы за содержание жилого помещения определить в полном объеме, за коммунальные услуги определить в размере 1/3 от общей суммы указанного платежа;
- долю расходов Макарова Дениса Игоревича по внесению платы за коммунальные услуги определить в размере 1/3 от общей суммы указанного платежа.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» разделить лицевой счет и выдавать Макаровой Елене Валерьевне, Макарову Игорю Анатольевичу, Макарову Денису Игоревичу отдельные платежные документы в отношении платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги согласно установленному порядку платы.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.
Судья З.Б. Доева