УИД: 77RS0027-02-2023-010639-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2023 года адрес
Тверской районный суд адрес в составе председательствующего судьи Утешева С.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4719/2023 по иску Кургузова Ивана Анатольевича к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Истец Кургузов И.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ о признании незаконным бездействия, связанного с непредоставлением жилищной субсидии в разумные сроки.
Требования мотивированы тем, что решением жилищной комиссии в/ч 3642 Росгвардии за ним признано право на получение жилищной субсидии, в связи с чем он был принят на учет 25 декабря 2019 года. Между тем, до момента обращения в суд жилищная субсидия ему не предоставлена.
Стороны в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац 12 пункта 1 статьи 15).
Абзацем 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлен запрет на увольнение военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих продолжительность военной службы более 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем. При этом законом также предусмотрено, что при желании военнослужащих получить жилые помещение не по месту увольнения с военной службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном ч. 14 ст. 15 указанного Закона.
Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, они полномочны обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (статья 1, пункт 21 части 1 статьи 9).
Подпунктом 90 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 N 510, установлено, что служба войск Росгвардии осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Приказом Росгвардии от 28.09.2018 N 428 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.10.2018 N 52450), утвержден Порядок регламентирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
В силу п. 6 Порядка распределение лимитов бюджетных обязательств, предназначенных для предоставления жилищной субсидии, осуществляется Департаментом строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации согласно потребности в жилых помещениях и (или) денежных средствах на приобретение или строительство жилых помещений по очередности, определяемой в соответствии с пунктами 8 и 14 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях
В ходе исполнения федерального бюджета Росгвардия вправе вносить установленном порядке свои предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись, в том числе предложения по увеличению бюджетных ассигнований на предоставление жилищной субсидии военнослужащим за счет уточнения потребности или высвобождения средств по другим направлениям расходов.
Из содержания искового заявления следует, что решением жилищной комиссии в/ч 3642 Росгвардии истец принят на учет для получения жилищной субсидии.
Согласно ответу Федеральной службы войск национальной гвардии РФ № 3-02-844910 от 24 января 2023 года на обращение Кургузова И.А. по жилищному вопросу, последнему, в том числе разъяснено, что обеспечение его жилищной субсидией будет осуществлено в соответствии с требованиями законодательства РФ жилищной комиссией в/ч 3642 после поступления соответствующих бюджетных ассигнований в порядке очередности, установленной в реестре. Также истцу сообщено, что в 2019 года жилищная субсидия предоставлена 177 военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии РФ, в 2020 году – 204 военнослужащим, в том числе 1 из в/ч 3642, в 2021 году – 112 военнослужащим, в 2022 году – 239 военнослужащим, в том числе 4 из в/ч 3642. Получившие жилищные субсидии военнослужащие в/ч 3642 на жилищном учете стояли более ранней датой признания нуждающимися в жилых помещениях, чем истец, и мели право на внеочередное обеспечение жильем. По результатам контрольный мероприятий, проводимых Счетной палатой РФ в Росгвардии в 2021 году по порядку формирования и расходования федерального бюджета на предоставление жилищной субсидии в период с 2019-2021 год, нарушений не установлено.
13 марта, 27 апреля 2023 года на обращения истца Федеральной службой войск национальной гвардии РФ даны ответы № 3-02-139268, № 3-02-245457, в котором истцу, в том числе, разъяснен порядок выделения Росгвардии бюджетных ассигнований для предоставления жилищной субсидии.
Обращаясь в суд с настоящим иском Кургузов И.А. указывает на то, что действия Министерства финансов РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ нарушают его право жилищное обеспечение в разумные сроки.
Согласно подпункту 4 пункта 1 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснование бюджетных ассигнований.
Статьей 6 БК РФ установлено, что бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Полномочия Министерства финансов РФ закреплены статьей 165 БК РФ, исключительные полномочия руководителя Министерства - статьей 166 БК РФ, к которым, в том числе, относятся утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета.
Министерством финансов РФ на обращения истца даны ответы от 21 ноября 2022 года и от 02 мая 2023 года, в которых истцу сообщалось, что расходы федерального бюджета на предоставление жилищной субсидии военнослужащим Росгвардии за период с 2019 года по ноябрь 2022 года составили 6756,4 сумма прописью Федеральным законом от 06 декабря 2021 года № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в 2022-2024 годах предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление жилищной субсидии военнослужащим в объеме 1 600,0 сумма прописью ежегодно. Бюджетные ассигнования на указанные цели доведены до Росгвардии в полном объеме. В 2022 году Минфином России согласованы предложения Росгвардии по внесению изменений в сводную бюджетную роспись в целях увеличения бюджетных ассигнований на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на сумму сумма сумма прописью за счет уточнения потребности по иным направлениям расходов. Бюджетные ассигнования на указанные цели доведены до Росгвардии в полном объеме. Вопрос очередности предоставления жилищной субсидии военнослужащим Росгвардии не относится к компетенции Министерства финансов РФ. Также сообщено, что отдельными решениями Правительства РФ в 2022 году Росгвардии выделены дополнительные бюджетные ассигнования на предоставление жилищной субсидии в объеме 1 700,1 сумма прописью
Принимая во внимание вышеизложенное, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, суд приходит к выводу о том, что законные основания для удовлетворения требования истца отсутствуют, поскольку при рассмотрении дела было установлено, что со стороны Министерства финансов РФ и Федеральной службы войск национальной гвардии РФ право истца на жилищное обеспечение в форме предоставления жилищной субсидии не нарушено, денежные средства в виде бюджетных ассигнований со стороны Министерства финансов РФ выделяются в соответствии с утвержденным бюджетом, в пределах которых Федеральной службой войск национальной гвардии РФ организуется обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях жилищной субсидией в порядке очередности принятия на учет, сам по себе факт необеспечения истца жилищной субсидией до настоящего времени не может свидетельствовать о нарушении его прав ввиду того, что Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения предусмотрено, что таковая предоставляется в порядке очередности с учетом доведенного лимита денежных средств, предназначенных для предоставления жилищной субсидии.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Кургузова Ивана Анатольевича к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ о признании бездействия незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Тверской районный суд адрес.
Судья Утешев С.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 06.10.2023.