Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-864/2013 от 18.11.2013

Дело № 2-864/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2013 года г. Сковородино

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,

при секретаре Бей О.Н.,

с участием истцов – Подставкиной Л.А., Подставкина В.В.,

представителя ответчика – администрации Сковородинского района – Волошиной А.Б., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Подставкиной Любовь Анатольевны и Подставкина Валерия Владимировича к администрации г. Сковородино и администрации Сковородинского района о включении в список граждан на получение единовременной помощи и помощи за полностью утраченное имущество,

у с т а н о в и л:

Подставкина Л.А. и Подставкин В.В. обратились с иском к администрации г. Сковородино и администрации Сковородинского района о включении в список граждан на получение единовременной помощи и помощи за полностью утраченное имущество. В обоснование заявленных требований указали, что проживают по адресу: <адрес>, данный жилой дом принадлежит Подставкиной Л.А. на праве собственности. 29.07.2013 года в результате чрезвычайно ситуации природного характера (паводка), выхода из берегов рек Зея и Амур на территории г. Сковородино их земельный участок и дом, расположенные по адресу: <адрес> затоплены. В результате затопления испорчено принадлежащее им имущество, что подтверждается актом. Поскольку, они проживали в указанном доме на момент затопления, они обратились в администрацию г. Сковородино с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения единовременной материальной помощи и помощи за полностью утраченное имущество. Однако, 22.08.2013 года администрацией г. Сковородино в данном праве отказано, так как отсутствует регистрации по данному месту жительства. Поскольку, имущество и земельный участок по месту их жительства было повреждено в связи с наводнением, которое относится к чрезвычайным ситуациям, полагают, что они имеют право на компенсацию причиненного им ущерба. Просит признать Подставкину Л.А. и Подставкина В.В. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории г. Сковородино 29.07.2013 года и включить их в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи за полностью утраченное имущество.

Истцы Подставкина Л.А. и Подставкин В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в иске. Дополнительно суду пояснили, что в указанном жилом доме постоянно проживает только Подставкин В.В.. Подставкина Л.А. проживает по другому адресу. При наводнении были затоплены двор, огород, сараи, вода стола выше уровня пола, пострадала мебель, бытовая техника. Единовременную материальную помощь истцы получили, но по другому адресу: <адрес>, в котором они зарегистрированы, поэтому на получение единовременной материальной помощи не претендуют. Просят признать их пострадавшими и включить в списки на получение финансовой помощи за полностью утраченное имущество.

Представитель ответчика администрации Сковородинского района Волошина А.Б., действующая на основании доверенности суду пояснила, что считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представители ответчика администрации г. Сковородино и третьего лица – Министерство финансов Амурской области в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Согласно представленного Министерством финансов Амурской области отзыва следует, что право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не носит абсолютный и безусловный характер и подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. В пострадавших от чрезвычайной ситуации районах Амурской области гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченной имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 13.10.2008 года № 750 и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 года № 214. Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). В случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодоовощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не выплачивается. В соответствии со ст. 136 ГК РФ плодоовощная продукция не рассматривается в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь и финансовая помощь за утраченное имущество. Выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации компенсаций (единовременных денежных выплат) вследствие утраты сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, может быть произведена исключительно по особому решению, принятому уполномоченными органами в соответствии с пп. «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», решением должны определяться случаи осуществления единовременных денежных выплат, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены. В этих целях пп. «з» п. 3 Указа Президента РФ от 31.08.2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству РФ поручено совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов РФ обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими и постоянно проживающими в населенных пунктах, подвергшихся наводнению. Распоряжением Правительства РФ от 05.10.2013 года № 1797-р источником выплат определен резервный фонд Правительства РФ, определены категории лиц, имеющих право на выплату – граждане признанные пострадавшими вы результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, утратившие урожай сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, при этом списки указанных граждан должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 01 июля 2013 года, а также определен размер бюджетных ассигнований, выделенных Амурской области – 1.460.835 тысяч рублей. Указанная компенсация рассматривается в качестве самостоятельного вида выплат и не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях включения их в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества. Таким образом, при удовлетворении искового заявления у истца может возникнуть право не только на меры поддержки, которые предусмотрены особыми решениями п отдельным категориям граждан, но и на выплаты, на которые он не имеет права, в том числе на предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество, тем самым может быть нарушен баланс между публичными и частными интересами, поскольку на основании решения суда гражданин, утративший урожай, получает те же права, что и граждане утратившие жилье и иное ценное имущество. При этом ущерб, причиненный истцу, несоразмерен объему прав, предоставляемых по решению суда. На основании изложенного, Министерство финансов Амурской области просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Свидетель ФИО1 суду пояснила, что она является соседкой Подставкина В.В., который проживает по <адрес>. В доме он проживает постоянно один. При наводнении были затоплены огород, хозяйственные постройки – дровник, сарай, в доме вода поднималась выше уровня пола. После наводнения Подставкин В.В. все лето просушивал мебель, которую намочила вода.

Свидетель ФИО2 суду пояснил, что он проживает по <адрес>, по соседству с ним проживает Подставкин В.В. в доме <адрес>. Он проживает постоянно и один. Во время наводнения он приходил к Подставкину В.В. и помогал выносить вещи и мебель. Он видел, что вода в доме поднималась выше уровня пола, намокла мебель, бытовая техника, также были затоплены огород, сарай.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размеры компенсаций социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с настоящей статьей, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Из указанных положений закона следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 23.07.2013 года № 123-Р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

29.07.2013 года на территории Сковородинского района был введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, что подтверждается распоряжением главы района Тарасова А.А. № 363-Р от 29.07.2013 года.

Факт чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения на территории муниципального образования Сковородинский район и в Амурской области по состоянию на июль 2013 года является общеизвестным и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не нуждается в доказывании.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

Кроме того, 31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.

13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение п. 6 указа Президента РФ № 693 от 31.08.2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». П. 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года помощи, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета.

В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

В силу Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Сковородинского района, утвержденного постановлением администрации Сковородинского района № 1249 от 24.11.2011 года, средства резервного фонда администрации расходуются на финансирование, в том числе проведения аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, оказания гражданам единовременной материальной помощи в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.

В соответствии с пп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 31.08.2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству РФ было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения, единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100.000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае, если это имущество было утрачено полностью или частично.

Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23.08.2013 года № 21 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с п. 1.2 которых настоящие методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также для разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи.

П. 21. Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области предусматривает, что единовременная материальная и финансовая помощь оказывается гражданам постоянно или преимущественно проживающим на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации (паводок, дождь и иное опасное природное явление).

П. 2.2 указанных методических рекомендаций разъясняет, что единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшей в результате ЧС, и предоставляется в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагающееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово-овощные посадки и урожай, произрастающие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Следовательно, в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово-овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится.

В силу п.2.3 финансовая помощь за частично утраченное имущество оказывается гражданам постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате ЧС (за исключением случая, предусмотренного п. 2.4 настоящего раздела). В случае затопления приусадебного хозяйства (огорода), при котором жилой дом подтоплен не был, финансовая помощь за частично утраченное имущество не предоставляется.

П. 2.4 предусматривает, что финансовая помощь за полностью утраченное имущество оказывается гражданам постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации (первого этажа здания) в повреждением находящегося в нем имущества граждан.

Таким образом, из требований приведенных актов следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне затопления и в жилом помещении, подвергшемся затоплению.

Согласно акту от 29.07.2013 года установлен факт причинения ущерба имуществу Подставкиной Л.А., затоплен огород, нанесен ущерб посадкам овощей и картофеля. В доме стояла вода на уровне 10-15 см., размокло дощатое половое покрытие, осыпался штукатурный слой на стенах, размок низ печи, подмыло завалинки и нижние венцы дома, затоплены хоз. постройки.

Из свидетельств о государственной регистрации права от 01.03.2013 года следует, что Подставкина Л.А. является собственником жилого дома <адрес>.

Из свидетельства о рождении следует, что Подставкин Валерия Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сыном Подставкиной Любови Анатольевны (свидетельство о рождении серии 11-ЖО ).

Из паспортов Подставкиной Л.А. и Подставкина В.В. следует, что они зарегистрированы по адресу: <адрес>.

22 августа 2013 года Подставкиной Л.А. было отказано во включении в списки граждан, пострадавших от наводнения, произошедшего 17.07.2013 года, 29.07.2013 года и 11.08.2013 года в <адрес>, поскольку отсутствует регистрация по месту нахождения пострадавшего имущества.

Также судом установлено, что Подставкина Л.А. и Подставкин В.В. уже получили единовременную материальную помощь за имущество, пострадавшее по адресу: <адрес>, что подтверждается платежным поручением от 20.08.2013 года и не оспаривается истцами.

Обстоятельства проживания Подставкина В.В. в доме <адрес> на момент чрезвычайной ситуации и принадлежность ему имущества, кроме указанного акта подтверждается имеющимися в деле доказательствами и показаниями свидетелей.

Таким образом, судом установлено, что в доме <адрес> на момент чрезвычайной ситуации – наводнения в июле 2013 года на территории Сковородинского района проживал только Подставкин В.В. и его имуществу в результате стихийного бедствия был причинен ущерб. Подставкина Л.А. в жилом доме не проживала, что ею не оспаривается, имеет иное постоянное место жительства.

Таким образом, судом установлено, что Пордставкин В.В. может быть признан пострадавшим и включен в списки на получение финансовой помощи за полностью утраченное имущество, поскольку при наводнении вода в доме поднималась выше уровня пола, на получение единовременной материальной помощи он не претендует. Подставкина Л.А. не может быть признана пострадавшей и включена в указанный список, поскольку, она не проживала постоянно в жилом помещении, повергшемся наводнению на территории Сковородинского района, кроме того, имеет другое постоянное место жительства в связи с чем, заявленные исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Подставкиной Любовь Анатольевны и Подставкина Валерия Владимировича к администрации г. Сковородино и администрации Сковородинского района о включении в список граждан на получение единовременной помощи и помощи за полностью утраченное имущество - удовлетворить частично.

Признать Подставкина Валерия Владимировича пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Сковородинского района Амурской области в июле 2013 года.

Включить Подставкина Валерия Владимировича в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Сковородинского района Амурской области в июле 2013 года на получение финансовой помощи за полностью утраченное имущество.

В удовлетворении остальных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий Н.Б. Федорчук

2-864/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Подставкин Валерий Владимирович
Подставкина Любовь Анатольевна
Ответчики
Администрация г. Сковородино
Администрация Сковородинского района
Другие
Министерство финансов Амурской области
Суд
Сковородинский районный суд Амурской области
Судья
Федорчук Надежда Борисовна
Дело на сайте суда
skovorodinskiy--amr.sudrf.ru
18.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.11.2013Передача материалов судье
18.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2013Судебное заседание
11.12.2013Судебное заседание
16.12.2013Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее