2-5204/29-2015
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июня 2015 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.,
при секретаре Равпук А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулеш С. О. к Министерству Обороны Российской Федерации, ФКГУ «Западное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации, ФКГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Истец обратился с иском к ответчикам по тем основаниям, что решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Территориальное отделение в РК – г. Петрозаводска № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилых помещений по договору социального найма, истцу Кулеш С.О. и совместно проживающим с ним членам семьи: <данные изъяты> Сенник Т.А., <данные изъяты> Сенник А.В. было распределено жилое помещение в виде <данные изъяты> квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м, на 3 этаже, по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ истец заключил с ФКГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ договор социального найма №, согласно которому семья истца получила в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в федеральной собственности. Ни истец, ни члены его семьи ранее не участвовали и не реализовывали свое право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации, собственниками объектов недвижимого имущества на территории Российской Федерации не значатся. В связи с этим истец и члены его семьи приняли решение приобрести в собственность в порядке приватизации жилое помещение, полученное по договору социального найма (по <данные изъяты> доли на истца, Сенник Т.А. и Сенник А.В. каждому). Истец обратился в ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, которое владеет на праве оперативного управления жилым помещением, с заявлением о передаче предоставленной истцу квартиры по договору социального найма в собственность. В результате рассмотрения направленных истцом в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации документов его заявление удовлетворено не было. Вместе с тем, заместитель начальника управления ААА сообщает, что вопрос о приватизации жилого помещения, возможно решить в порядке гражданского судопроизводства. На основании изложенного, ссылаясь на положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истец просит суд признать за ним, его <данные изъяты> Сенник Т.А. и <данные изъяты> Сенник А.В. в порядке приватизации право общей долевой собственности (по <данные изъяты> доли каждому) на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
В судебном заседании истец Кулеш С.О. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Третье лицо Сенник Т.А. поддержала требования истца.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, возражений по иску не представили.
Принимая во внимание положения ст.ст. 167, 233-235 ГПК РФ, отсутствие уважительных причин неявки в судебное заседание ответчиков, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не просивших о рассмотрении дела в свое отсутствие, суд приходит к выводу о рассмотрении дела заочно, по имеющимся доказательствам, с тем, чтобы отсутствующая сторона при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства, их подтверждающие, и считает возможным рассмотреть данное дело в порядке заочного производства.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В судебном заседании установлено, что решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилых помещений по договору социального найма истцу - Кулеш С.О. и совместно проживающим с ним членам семьи: <данные изъяты> Сенник Т.А., <данные изъяты> Сенник А.В. было распределено жилое помещение в виде <данные изъяты> квартиры №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, на 3 этаже, по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в РК и Кулеш С.О. был заключен договор социального найма жилого помещения №, в соответствии с которым ФГКУ передало Кулеш С.О. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности для использования в целях проживания в нем.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» с заявлением о передаче в собственность жилого помещения. Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» сообщило, что не наделено полномочиями собственника недвижимого имущества на заключение договора передачи в собственность граждан жилых помещений. Также указав, что вопрос о приватизации жилого помещения при наличии оснований возможно решить в судебном порядке.
Согласно ст. 19 Конституции РФ гражданам гарантируется равенство прав и свобод, которые приобретаются на основании федеральных законов. В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченны федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным законом.
В силу ст. 7 указанного Закона РФ передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 6 указанного Закона РФ передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу ст. 8 указанного Закона РФ решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № спорная квартира находится в собственности Российской Федерации, передана в оперативное управление ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
На основании п. 71 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1053 Министерство обороны РФ в целях управления имуществом осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом.
Вместе с тем, нормативными либо иными актами Министерства обороны РФ в настоящее время порядок приватизации жилых помещений не урегулирован.
Приказом Министра обороны РФ от 03 ноября 2010 года № 1455 определен уполномоченный орган Министерства обороны РФ и специализированные организации Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации. К числу последних относится ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения». При этом сфера регулирования данного приказа не охватывает вопросы приватизации жилых помещений, что создает препятствия в реализации прав истца и членов его семьи.
Согласно сведениям ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от ДД.ММ.ГГГГ № Кулеш С.О., Сенник Т.А., Сенник А.В. участия в приватизации жилых помещений не принимали, иного жилья в собственности не имеют.
В п.п. 5 и 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает, что ограничение истца и его членов семьи, занимающих спорное жилое помещение на основании правоотношений, вытекающих из договора социального найма жилого помещения, в отношении которого условия ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» соблюдены, в получении его в собственность не основано на законе. Истец, его супруга и падчерица имеют право на бесплатную передачу им данного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, иное противоречит требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан, установленным Конституцией РФ. Отсутствие согласия собственника недвижимого имущества на его отчуждение не может являться основанием для отказа нанимателям в реализации их права на приобретение жилого помещения в собственность при вышеизложенных обстоятельствах.
При таких обстоятельствах суд полагает подлежащими удовлетворению требования о признании за Кулеш С.О., Сенник Т.А. и Сенник А.В. права общей долевой собственности на спорное жилое помещение по <данные изъяты> доли за каждым.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кулеш С. О. удовлетворить.
Признать за Кулеш С. О., Сенник Т. А., Сенник А.В. право общей долевой собственности в размере по <данные изъяты> доли за каждым на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в Петрозаводский городской суд Республики Карелия заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Т.Н. Тимошкина
Решение принято в
окончательной форме 23.06.2015.