Дело №2-192/13г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Смоленск 18 сентября 2013 года
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Рожковой Н.В.,
при секретаре Осиповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глушакова В.С. к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
У С Т А Н О В И Л:
Глушаков В.С. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (далее – Администрация МО «Смоленский район») о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в <адрес>, с учетом уточненных исковых требований, в <адрес>, по тем основаниям, что он является инвалидом, __..__..__ обратился в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в <адрес>. Однако ответ до настоящего времени на данное обращение не получен. Просит обязать Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области предоставить в собственность бесплатно земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенный в <адрес>, согласно приложенной к заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, в координатах точек, с проведением за счет Глушакова В.С. работ по формированию данного земельного участка.
Определением Смоленского районного суда от 16 ноября 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация МО «Михновское сельское поселение» Смоленского района (т.1 л.д.1, оборотная сторона).
Определением Смоленского районного суда от 20 мая 2013 года произведена замена ненадлежащего третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации МО «Михновское сельское поселение» Смоленского района надлежащим - Администрацией МО Козинского сельского поселения Смоленского района (т.2 л.д.139).
Истец Глушаков В.С. в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель истца Глушакова В.С.- Сидоренков В.И., действующий на основании доверенности со специальными полномочиями, представитель истца Кононов С.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснили, что истребуемый Глушаковым В.С. земельный участок свободен от прав третьих лиц, может быть предоставлен по льготе.
Представитель ответчика Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области Талашов В.С., действующий на основании доверенности со специальными полномочиями, исковые требования не признал, пояснил, что обращение Глушакова В.С. имело место. Право Глушакова В.С. на бесплатное получение земельного участка не оспаривают. На испрашиваемый истцом земельный участок в настоящее время других претендентов не имеется, участок свободен от прав третьих лиц.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации МО Козинского сельского поселения Смоленского района в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на получение в частную собственность земли.
В соответствии со ст.72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В соответствии со ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 30 п. 1 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу положений ст. ст. 30, 34, 36 Земельного кодекса РФ, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, проводятся работы по его формированию, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, на основании которой впоследствии осуществляется государственный кадастровый учет, а затем уполномоченным органом местного самоуправления выносится постановление о предоставлении его в собственность заявителю.
Законом Смоленской области от 10.06.2003 года № 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» (в редакции от 16.12.2008 года) предусмотрено бесплатное предоставление, в том числе ветеранам труда и инвалидам, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (ст. 1 Закона).
Из названных правовых норм можно сделать вывод о том, что процедура реализации льготы на землю, предусматриваемая областным законом, носит заявительный характер, и любой субъект земельного права вправе инициировать формирование земельного участка. Поэтому, при наличии свободного от прав третьих лиц земельного участка, не изъятого и не ограниченного в обороте, в его предоставлении может быть отказано только по основаниям, предусмотренным законом.
В судебном заседании установлено следующее.
Глушаков В.С. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (т.1 л.д.6).
Глушаков В.С. является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается копией справки серии №, выданной на имя Глушакова В.С. (т.1 л.д.7), и имеет право на компенсации и льготы, установленные законом Смоленской области от 10.06.2003 г. №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно».
Глушаковым В.С. указано, что ранее льготой, предоставленной законом Смоленской области от 10.06.2003 г. №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» он не воспользовался, доказательств обратного ответчиком не представлено (т.1 л.д.35).
Таким образом, в собственности земельных участков, предоставленных по основаниям, установленным законом Смоленской области от 10.06.2003 г. №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» Глушаков В.С. не имеет.
Глушаков В.С. обратился в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в <адрес> (л.д.8).
Истцом в суд представлена схема расположения испрашиваемого земельного участка на плане территории, изготовленная кадастровым инженером ФИО1, площадью <данные изъяты> кв.м., в координатах точек: <данные изъяты> (т.1 л.д.138).
В соответствии со ст.ст.18,23 Градостроительного Кодекса РФ (далее ГрК РФ), генеральный план поселения является документом территориального планирования, данным документом установлены функциональные зоны, а именно, определены границы территорий и функциональное назначение.
Согласно ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Судом установлено, сторонами не оспаривается, что на территории МО Козинского сельского поселения Смоленского района утвержден Генеральный план и Правила землепользования и застройки, что спорный земельный участок расположен в границах населенного пункта <адрес>, в связи с чем, относится к землям населенных пунктов.
Сторонами не оспаривается и то обстоятельство, что спорный земельный участок испрашиваемой площадью в координатах точек, согласно приложенной схеме, расположен в функциональной зоне Ж1, в которой предусмотрена застройка индивидуальными жилыми домами коттеджного типа и индивидуальными жилыми домами усадебного типа.
Решением Смоленской районной Думы от 4.03.2004 г. № 26 «О нормах предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства» установлено, что максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, для индивидуального жилищного строительства составляют 1500,0 кв. м.; минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, для индивидуального жилищного строительства составляют 600 кв.м.
В связи с чем, истребуемый истцом размер земельного участка, подлежащего предоставлению, не противоречит установленным выше нормам предоставления земельных участков и может быть предоставлен истцу в размере согласно действующему законодательству.
Таким образом судом установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах населенного пункта- <адрес>, свободен от прав третьих лиц, размер испрашиваемой площади соответствует действующему законодательству, истцом представлены убедительные и достоверные доказательства, подтверждающие возможность формирования испрашиваемого земельного участка именно испрашиваемой площадью.
Согласно ст. 2.1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 N 23-з (ред. от 16.12.2008) «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» (принят Смоленской областной Думой 29.05.2003г.), в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу положений ст.29, ст.30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства осуществляется с проведение работ по формированию земельного участка за счет заявителя.
С учетом приведенного выше, анализируя собранные и представленные доказательства в их совокупности, при разрешении настоящего гражданского дела судом учитывается, что доказательств обоснованности непредоставления ответчиком Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области земельного участка в истребуемом размере в установленном на схеме расположения месте не представлено, при том, что Администрация МО «Смоленский район», осуществляющая исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения земельными участками на территории района, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, признала право Глушакова В.С. на получение земельного участка. При таком положении суд приходит к выводу о том, что требование Глушакова В.С. о возложении на Администрацию МО «Смоленский район» обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка, согласно приложенной схемы расположения земельного участка, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Глушакова В.С. удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области предоставить Глушакову В.С. в собственность бесплатно земельный участок в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуального жилищного строительства, согласно приложенной к заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, изготовленной кадастровым инженером ФИО1, в координатах точек: <данные изъяты>, с проведением за счет Глушакова В.С. работ по формированию данного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Рожкова