Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1751/2013 ~ М-616/2013 от 25.03.2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Серов                     30 июля 2013 года

    Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего Тимофеевой И.П., при секретаре Мосуновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1751/2013

     по иску Серовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКХ-Серов» о признании действия незаконным, понуждении к его прекращению,

при участии в судебном заседании:

процессуального истца – помощника Серовского городского прокурора Зайцева А.С.,

представителей ответчика ООО УК «ЖКХ-Серов» - Каштановой Е.Г. и Коржавиной Е.Г., действующих по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Процессуальный истец – Серовский городской прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику – ООО УК «ЖКХ-Серов» о признании незаконным действия по взиманию с потребителей платы за проверку установки и регистрацию индивидуальных приборов учета (далее ИПУ), понуждении к прекращению действия по взиманию указанной платы.

Свои исковые требования процессуальный истец обосновал нарушением прав потребителей – неопределенного круга лиц в реализации права на установку индивидуального прибора учета, т.к. ответчик без законных на то оснований за проверку установки и регистрации ИПУ взимает плату 471 руб. 65 коп.

В судебном заседании процессуальный истец – помощник Серовского городского прокурора Зайцев А.С. предъявленные требования поддержал. Суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> поступило обращение депутата Думы Серовского городского округа Жаркова И.Л., основанное на обращении граждан <адрес>, в котором излагалась просьба о проведении проверки законности действий руководства ООО УК «ЖКХ – Серов» в части взимания платы за опломбирование приборов учета горячего и холодного водоснабжения. В ходе проверки установлено, что ООО «УК «ЖКХ-Серов» оказывает услуги населению по проверке установки и регистрации индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов на возмездной основе. Согласно представленной ответчиком информации, под проверкой установки и регистрацией ИПУ подразумевается: выход специалиста организации для подтверждения факта установки ИПУ; проверка правильности установки ИПУ; проверка наличия документов, подтверждающих установку ИПУ; проверка наличия отсекающего устройства; проверка наличия паспорта ИПУ с обязательной сверкой заводского номера; передача первичных показаний ИПУ в расчетный центр; регистрация ИПУ в управляющей компании. Плата за данную услугу составляет 471 руб. 65 коп., согласно утвержденной генеральным директором ООО «УК «ЖКХ-Серов» калькуляции. В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, исполнитель обязан предоставить потребителю информацию о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета. Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» регулирует сходные правоотношения (по вводу в эксплуатацию приборов учета электроэнергии) и при отсутствии прямой нормы, регулирующей вопросы возмездности (безвозмездности) ввода в эксплуатацию приборов учета воды, может применяться к спорным правоотношениям (п. 1 ст. 6 ГК Российской Федерации). В соответствии с п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе. Под установкой прибора учета понимается его монтаж впервые в отношении точки поставки. Под заменой прибора учета понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного, в данной точке. Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ . Как следует из п. 3 Порядка, данный договор является публичным и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы. Согласно ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения качества поданной абоненту воды опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц. В соответствии с законодательством РФ у организаций, осуществляющих деятельность на рынке управления многоквартирными домами, отсутствуют законные основания для взимания платы за опломбировку, регистрацию, проверку установки ИПУ. ООО УК «ЖКХ-Серов», взимая с потребителей плату за установку и регистрацию ИПУ, навязывает им дополнительные платные услуги, что создает препятствие потребителю в реализации его права на установку прибора учета, а также на оплату коммунальных ресурсов по установленному ИПУ.

Представитель ответчика ООО УК «ЖКХ-Серов» - Каштанова Е.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с иском прокурора не согласна. Суду пояснила, что в основу искового заявления положено обращение гражданина Токарева, проживающего по адресу: <адрес> – 6, который давал письменные объяснения в прокуратуре и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ силами сторонней организации в своей квартире он установил индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения. После установки ИПУ Токарев обратился в ООО УК «ЖКХ-Серов» с целью опломбирования и ввода в эксплуатацию приборов. Токареву разъяснили, что услуги по вводу в эксплуатацию ИПУ являются платными. В связи с чем, гражданин от предоставления ему этих услуг отказался. Собственник жилого помещения имеет право на установку в жилом помещении индивидуальных приборов учета ГВС и ХВС. После того, как приборы установлены, лицо вправе обратиться в управляющую компанию с заявлением о приеме ИПУ в эксплуатацию. После этого, гражданин производит оплату данной услуги, ему выдается квитанция. Специалист Управляющей компании выходит в квартиру, проверяет документы на ИПУ, правильность установки, списывает показания, составляет акт о приеме приборов в эксплуатацию и передает их в Расчетный центр. Ни положения Федерального закона РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ни Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ , ни иные нормативные акты, не предусматривают безвозмездность работ по вводу приборов учета в эксплуатацию.

Представитель ответчика ООО УК «ЖКХ-Серов» - Коржавина А.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с иском не согласна. Пояснила, что плата за опломбирование индивидуальных приборов учета управляющей компанией с граждан не взимается.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает требования Серовского городского прокурора, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В данном случае, требования прокурором заявлены в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (п. 5).

До ДД.ММ.ГГГГ собственники объектов, указанных в ч. 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (п. 5.1). Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (п. 8).

С ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (п. 9).

Условия ввода приборов учета в эксплуатацию данным правовым актом не регламентированы.

Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» регулирует сходные правоотношения (по вводу в эксплуатацию приборов учета электроэнергии) и при отсутствии прямой нормы, регулирующей вопросы возмездности (безвозмездности) ввода в эксплуатацию приборов учета воды, может применяться к спорным правоотношениям (п. 1 ст. 6 ГК Российской Федерации).

В соответствии с п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.

Согласно "Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ N Вк-4936) п. 7.1. Допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт составляется в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации.

Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.

Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта об его приемке в эксплуатацию.

Решение о допуске или отказе в допуске узла учета тепловой энергии в эксплуатацию при возникновении разногласий между потребителем и энергоснабжающей организацией принимает Госэнергонадзор.

Согласно п. 7.4 Постановления, при допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта, представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя.

Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя (п. 7.5).

Как установлено в судебном заседании, не оспаривается представителями ответчика, ООО «УК «ЖКХ-Серов» оказывает услуги населению по проверке установки и регистрации индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов на возмездной основе.

Согласно информации ООО УК «ЖКХ-Серов» (л.д. 16) под проверкой установки и регистрацией ИПУ подразумевается: выход специалиста организации для подтверждения факта установки ИПУ; проверка правильности установки ИПУ; проверка наличия документов, подтверждающих установку ИПУ; проверка наличия отсекающего устройства; проверка наличия паспорта ИПУ с обязательной сверкой заводского номера; передача первичных показаний ИПУ в расчетный центр; регистрация ИПУ в управляющей компании.

Плата за данную услугу составляет 471 руб. 65 коп., согласно утвержденной генеральным директором ООО «УК «ЖКХ-Серов» калькуляции (л.д. 17).

Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, регламентируются принятыми в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307, действующими на момент составления калькуляции. В силу п. 4 названных Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абз. 2 п. 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленной холодной воды и отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 настоящих Правил.

Вместе с тем, данные Правила не регламентируют вопросы установки и ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, не прописывают, за чей счет они должны производиться. Порядок проведения работ по опломбированию приборов учета также не определен ни одним нормативно-правовым актом.

Положения пп. "г" п. 50, пп. "в, г" п. 52, пп. "д" п. 53 Правил содержат лишь указания на обязанность потребителя обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении, запрет самовольно нарушать их, а также право исполнителя осуществлять проверку их целостности, но не предъявляют к потребителю требования произвести ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию за свой счет. Платность такой услуги для потребителя не следует из ч. ч. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ.

Исходя из того, что установление и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения, включающее проверку установки и регистрации ИПУ, ответчик производит в силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ для исполнения своей обязанности рассчитывать размер платы за коммунальные услуги, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учета, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием, соответственно данная сторона правоотношений несет бремя затрат в связи с проведением таких мероприятий. Только после этого у потребителя согласно пп. "г" п. 52 Правил возникает обязанность обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета, установленных в его жилом помещении.

Деятельность ответчика по установлению и взиманию платы с потребителей за принятие в эксплуатацию, включающее проверку установки и регистрацию установленных индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения является незаконной. Обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме производить проверку установки и регистрации приборов учета за свой счет не предусмотрена ни Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307, ни иными правовыми актами, в том числе и Правилами предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 354, и, следовательно, требуя с потребителей оплату за проверку установки и регистрацию приборов учета, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, нарушая требования п. 2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 421 ГК РФ.

В нарушение вышеуказанных правовых норм ответчик незаконно оказывает населению услуги по проверке установки и регистрирует индивидуальные приборы учета коммунальных ресурсов на платной основе.

Учитывая изложенное, суд считает требования процессуального истца о признании незаконными действий ООО «УК «ЖКХ-Серов» по взиманию с потребителей платы за проверку установки и регистрацию индивидуальных приборов учета, и понуждении к прекращению действия по взиманию указанной платы, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ и ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае, взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 223-ФЗ).

Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «УК «ЖКХ-Серов» государственную пошлину в размере 200 руб. 00 коп., от уплаты которой, истец в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, был освобожден.

На основании изложенного, исковые требования Серовского городского прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Серовского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО Управляющая компания «ЖКХ-Серов» по взиманию с потребителей платы за проверку установки и регистрацию индивидуальных приборов учета.

Обязать ООО Управляющая компания «ЖКХ-Серов» прекратить действия по взиманию с потребителей платы за проверку установки и регистрацию индивидуальных приборов учета.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 1 месяца, с даты изготовления решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Серовский районный суд.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1751/2013 ~ М-616/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Серовский городской прокурор в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц
Зайцев А.С.
Ответчики
ООО УК "ЖКХ-Серов"
Суд
Серовский районный суд Свердловской области
Судья
Тимофеева Ирина Павловна
Дело на сайте суда
serovsky--svd.sudrf.ru
25.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2013Передача материалов судье
26.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.05.2013Предварительное судебное заседание
30.07.2013Судебное заседание
09.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2014Дело оформлено
09.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее