Дело № 2-964/2017 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оса 12 сентября 2017 года
Осинский районный суд Пермского края в составе: судьи Павловой Н.Н.,
при секретаре Цаплиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (южный территориальный отдел) к Муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети» о признании действий противоправными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю), действующее в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети» (далее - МУП «Тепловые сети») о признании противоправными действий ответчика, выразившиеся в том, что:
- согласно платежным документам, в том числе по квартирам № и № <адрес>, в июне, июле и августа 2016 года при расчете платы за тепловую энергию на подогрев применяло норматив потребления тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению 0,0462 Гкал/куб.м. и составляющую норматива потребления (в июне - 2,6511327, в июле - 2,648411, в августа - 2, 4267382) в январе и феврале 20147 года применяло объем тепловой энергии 0,06 Гкал/куб.м., что противоречит п. 54 Правил № и формуле 20 Приложения № к данным Правилам;
- согласно платежным документам, в том числе по квартирам № и № <адрес>, МУП «Тепловые сети» при расчете за коммунальную услугу по отоплению с января по февраль 2017 года применяло объем тепловой энергии, затраченной для предоставления коммунальной услуги по отоплению, который рассчитывался исходя из объема тепловой энергии 0,06 Гкал/кб.м., что является нарушением п. 42 (1) Правил.
Также просит обязать МУП «Тепловые сети» вышеизложенные противоправные действия, устранив нарушения прав потребителей, в случае удовлетворения требований ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, обязать опубликовать решение суда в средствах массовой информации, распространяющих свою продукцию на территории <адрес>.
В обоснование исковых требований указано, что в адрес Управления Роспотребнадзора по <адрес> (по территориальности Южный территориальный отдел) из Инспекции государственного жилищного надзора (далее - Инспекция) поступили материалы по проверке обращения граждан, проживающих по адресу: <адрес> о нарушении прав и законных интересов потребителей действиями МУП «Тепловые сети». По результатам проверки был составлен акт № от 05.06. 2017 года, в соответствии с которым в деятельности МУП «Тепловые сети» были выявлены нарушения п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а именно МУП «Тепловые сети» производили начисления сумм к оплате за коммунальную услугу «отопление, подогрев холодной воды»» за период с июня 2016 года по август 2016 года при расчете платы за тепловую энергию на подогрев применяло норматив потребления тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению 0,0462 Гкал/куб.м. и составляющую норматива потребления (в июне - 2,6511327, в июле - 2,648411, в августа - 2, 4267382) в январе и феврале 20147 года применяло объем тепловой энергии 0,06 Гкал/куб.м. При расчете платы за коммунальную услугу «отопление» с января по февраль 2017 года применяло объем тепловой энергии, затраченной для предоставления коммунальной услуги по отоплению, который рассчитывался из объема тепловой энергии 0,06 Гкал/куб.м.
Нарушение выразилось в том, что МУП «Тепловые сети» при расчете за тепловую энергию, составляющей размер платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома, оборудованного общедомовым прибором учета теплопотребления и тепловым пунктом для приготовления горячей воды, в том числе гражданину К., применяло с июня по августа 2016 года составляющую норматива потребления, а в январе и феврале 2016 года не применяло норматив потребления тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденный в установленном законом порядке, что противоречит формуле 20 Приложения № Правилам №. Многоквартирный <адрес> по адресу: <адрес>, не имеет централизованного горячего водоснабжения, данная услуга предоставляется путем подогрева холодной воды в бойлере, который является инженерным оборудованием <адрес> входит в состав общедомового имущества. Общедомовой прибор учета тепловой энергии в <адрес> за период с июля 2016 года по сентябрь 2016 года находился в неисправном состоянии и повторно допущен к эксплуатации с дата. Согласно платежным документам, в том числе по квартирам № и № <адрес> применило объем тепловой энергии, затраченной для предоставления коммунальной услуги по отоплению из расчета 0,06 Гкал/куб.м., что является нарушением п. 42 (1) Правил.
Представитель истца в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика МУП «Тепловые сети» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представил суду ходатайство об отложении дела в виду того, что занят в судебном заседании Арбитражного суда Пермского края. Суд, с учетом требований ст. 169 ГПК РФ, отсутствия объективных причин, препятствующих проведению судебного разбирательства в назначенное судом время, а также с учетом, что отложение судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле, является правом суда, но не его обязанностью, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отложения разбирательства дела.
Представитель третьего лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, изучив представленные письменные доказательства по дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 46 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 предусматривает, что Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:
1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;
2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), в которых потребитель определен как лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно п. 42 Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В соответствии с п. 42 (1) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3 (3) и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, в случае если при открытой системе теплоснабжения (отопления) в многоквартирном доме коллективные (общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта.
В силу п. 101 указанных Правил, при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что в Инспекцию государственного жилищного надзора <адрес> дата поступило обращение граждан проживающих по адресу: <адрес>, свидетельствующей о нарушении из прав и законных интересов как потребителей, действиями МУП «Тепловые сети» (л.д. 11-13).
Распоряжением № от дата заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края назначена внеплановая, документарная проверка МУП «Тепловые сети», расположенного по адресу: <адрес>, по соблюдению обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, отоплению в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (л.д.14-17).
По результатам проверки был составлен акт № от дата в соответствии с которым в деятельности МУП «Тепловые сети» были выявлены нарушения п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а именно МУП «Тепловые сети» производили начисление сумм к оплате за коммунальную услугу производили начисления сумм к оплате за коммунальную услугу «отопление, подогрев холодной воды»» за период с июня 2016 года по август 2016 года при расчете платы за тепловую энергию на подогрев применяло норматив потребления тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению 0,0462 Гкал/куб.м. и составляющую норматива потребления (в июне - 2,6511327, в июле - 2,648411, в августа - 2, 4267382) в январе и феврале 20147 года применяло объем тепловой энергии 0,06 Гкал/куб.м. При расчете платы за коммунальную услугу «отопление» с января по февраль 2017 года применяло объем тепловой энергии, затраченной для предоставления коммунальной услуги по отоплению, который рассчитывался из объема тепловой энергии 0,06 Гкал/куб.м. (л.д. 20-25).
По результатам проверки Инспекцией государственного жилищного надзора МУП «Тепловые сети» было выдано предписание № от дата об устранении указанных недостатков в срок до дата (л.д. 26).
МУП «Тепловые сети» являются ресурсоснабжающей организацией с исполнением коммунальных услуг, в том числе и для потребителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Производят начисление сумм к оплате коммунальных услуг «отопление», «подогрев холодной воды», о чем свидетельствуют счета, извещения, а также не отрицается представителем ответчика.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что МУП «Тепловые сети» должны были производить начисление сумм к оплате за потребленную коммунальную услугу «отопление», «Горячее водоснабжение» в соответствиями с требованиями п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от дата. МУП «Тепловые сети» не оспаривается, что в <адрес>, установлен узел учета тепловой энергии. Показания данного прибора учета использовались для определения тепловой энергии.
На основании вышеизложенного, учитывая, что МУП «Тепловые сети» были допущены нарушения требований по расчету платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснпабжению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, выявленные нарушения существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей, в частности, нарушаются права потребителей на оплату коммунальных услуг «отопление», «Горячее водоснабжение» требования о признании действий МУП « Тепловые сети» противоправными, подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. В связи с чем, суд обязывает довести до сведения потребителей через средства массовой информации данное решение суда в течение месяца после его вступления в законную силу.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить.
Признать противоправными действия Муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети», выразившиеся в том, что:
- согласно платежным документам, в том числе по квартирам № и № <адрес>, МУП «Тепловые сети» в июне, июле и августа 2016 года при расчете платы за тепловую энергию на подогрев применяло норматив потребления тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению 0,0462 Гкал/куб.м. и составляющую норматива потребления (в июне - 2,6511327, в июле - 2,648411, в августа - 2, 4267382) в январе и феврале 20147 года применяло объем тепловой энергии 0,06 Гкал/куб.м., что противоречит п. 54 Правил № и формуле 20 Приложения № к данным Правилам;
- согласно платежным документам, в том числе по квартирам № и № <адрес>, МУП «Тепловые сети» при расчете за коммунальную услугу по отоплению с января по февраль 2017 года применяло объем тепловой энергии, затраченной для предоставления коммунальной услуг по отоплению, который рассчитывался исходя из объема тепловой энергии 0,06 Гкал/кб.м., что является нарушением п. 42 (1) Правил.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» прекратить указанные противоправные действия, устранив нарушения прав потребителей, которые выразились в том, что:
- согласно платежным документам, в том числе в июне, июле и августа 2016 года при расчете платы за тепловую энергию на подогрев применяло норматив потребления тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению 0,0462 Гкал/куб.м. и составляющую норматива потребления (в июне - 2,6511327, в июле - 2,648411, в августа - 2, 4267382) в январе и феврале 20147 года применяло объем тепловой энергии 0,06 Гкал/куб.м., что противоречит п. 54 Правил № и формуле 20 Приложения № к данным Правилам;
- согласно платежным документам, в том числе по квартирам № и № <адрес>, МУП «Тепловые сети» при расчете за коммунальную услугу по отоплению с января по февраль 2017 года применяло объем тепловой энергии, затраченной для предоставления коммунальной услуг по отоплению, который рассчитывался исходя из объема тепловой энергии 0,06 Гкал/кб.м., что является нарушением п. 42 (1) Правил.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» опубликовать данное решение (резолютивную часть) в средствах массовой информации в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда через Осинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2017 года.
Судья: подпись
Копия верна
Судья Павлова Н.Н.
Секретарь Цаплина Ю.А.