РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2017 года город Москва
Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Борисовой К.П., при секретаре Зафесове А.Г., с участием истца, представителя ответчика ГУ Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 02-*/17 по иску * к ГУ Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
* обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области с требованиями о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование своих требований истец указала, что она обратилась в ГУ-ГУ Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, однако решением комиссии
№ * от * года ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Просила суд включить в специальный стаж периоды ее работы с * г. по * г. в должности врача-терапевта участкового Производственного предприятия «Центральная поликлиника»; с * г. по * г. в должности врача войсковой части № *; с * г. по * г., с * г. по * г. в должности внешнего совместителя для дежурства на дому ГУЗ «Георгиевская центральная районная больница»; период нахождения на курсах повышения квалификации с * г. по * г.
Истец в судебное заседание явилась. Исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области в судебное заседание явился. Против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
На основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В пп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от * г. N * "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с * г. по * г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября
1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2002 года, право на досрочное пенсионное обеспечение может быть определено за период работы до * года на основании утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава N 395 от 15 октября 1999 года, Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной Приказом Минздрава N 377.
За период работы с * года по 11 ноября 2002 года - на основании утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Правилами исчисления периодов работы для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Судом установлено, что истец * года обратилась в ГУ –ГУ ПФР № 10 по городу Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Комиссии по пенсионным вопросам реализации пенсионах прав граждан государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области № * от * года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Засчитано в медицинский стаж истцу 18 лет 5 месяцев 21 день.
При этом периоды ее работы с * г. по * г. в должности врача-терапевта участкового Производственного предприятия «Центральная поликлиника»; с * г. по * г. в должности врача войсковой части № *; с * г. по * г., с * г. по
* г. в должности внешнего совместителя для дежурства на дому ГУЗ «Георгиевская центральная районная больница»; период нахождения на курсах повышения квалификации с * г. по * г., не приняты в подсчет льготного стажа, поскольку право на досрочную пенсию по старости имеют только медицинские работники, осуществлявшие деятельность непосредственно в учреждениях здравоохранения, при том, что производственное предприятие и войсковая часть по своей организационно-правовой форме учреждениями не являются. Должность внешнего совместителя не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от * г. № *.
Разрешая требования истца о включении в медицинский стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации, с учетом установления, что в этот период за истцом сохранялось место работы и средний заработок, из которого производились соответствующие отчисления, суд приходит к выводу об их удовлетворении и считает необходимым включить в календарном исчислении период с * г. по * г., в качестве работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Так, согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу статьи 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Пунктом 21 Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Кроме того, подлежат удовлетворению требования истца о включении в специальный стаж периодов работы в должности врача-терапевта Войсковой части № * с * г. по * г. и в должности врача-терапевта участкового Производственного предприятия «Центральная поликлиника» с * г. по * г., а также периода работы в должности врача невропатолога по совместительству в ГУЗ «Георгиевская центральная районная больница» и врача-терапевта Войсковой части № * с * г. по * г., поскольку основанием применения льготного стажа является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций работниками здравоохранения, выполнение которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В разделе "наименование должностей" списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N *, предусмотрены должности врачей-специалистов всех наименований.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно трудовой книжке истца * * г. была принята на работу в Георгиевскую центральную районную больницу на должность врача-терапевта. С * г. переведена на 0,5 ставки участкового врача, врачом-терапевтом, с * г. переведена на ставку участковым врачом-терапевтом. * г. с занимаемой должности уволена.
С * г. принята в войсковую часть * на должность врача-терапевта.
* г. истец принята в Георгиевскую центральную районную больницу на должность врача-невропатолога по совместительству.
* г. истец уволена из войсковой части *.
* г. истец принята в Георгиевскую центральную районную больницу на должность врача-терапевта, штатного дежуранта и ей разрешено совмещение врача – невролога.
Согласно справке войсковой части * * в период с * г. по * г. работала врачом-терапевтом в лечебном учреждении войсковой части *.
Согласно справке ГБУЗ Ставропольского края Георгиевская центральная городская больница * работала в данном учреждении в должности врача-терапевта в структурном подразделении в профилактическом отделении Георгиевской центральной районной поликлиники с * г. по * г. на 1 ставку, С * г. по * г. работала в Гергиевской районной поликлинике в должности врача-терапевта участкового; также работала в ГУЗ «Георгиевская центральная районная больница» для дежурства на дому по экстренной неврологии, внешним совместителем на дому по экстренной неврологии с * г. С * г. по * г. работала в приемном отделении МУЗ «Георгиевская центральная городская больница» в должности врача-дежуранта, внешним совместителем, с * г. по * г. – в должности врача-терапевта в терапевтическом отделении на 1 ставку.
Представлены приказы о приемах истца на работу и увольнении.
Кроме того, в справке отмечено, что Георгиевская центральная районная поликлиника являлась структурным подразделением Георгиевской центральной районной больницы до * г.
На основании постановления Главы администрации г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от * г. № * Георгиевская центральная районная поликлиника переименована в производственное предприятие «Центральная поликлиника» с * г.
С * г. на основании постановления Главы администрации
г. Георгиевская и Георгиевского района Ставропольского края № * от
* года Производственное предприятие «Центральная поликлиника» переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения «Районная центральная поликлиника» .
С * г. на основании Распоряжения Главы администрации
г. Георгиевска № * от * г. и Распоряжения № * от * г. председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Георгиевска муниципальное учреждение здравоохранения «Районная центральная поликлиника» переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения «Георгиевская центральная поликлиника».
Кроме того, периоды работы истца в Георгиевской центральной районной поликлиники в должности врача-терапевта с * г. по * г. и с * г. по * г. в должности врача-терапевта в войсковой части * отражены в выписке из лицевого счета застрахованного лица как льготные, за этот периоды произведена уплата страховых взносов.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с * г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Таким образом, требование о выполнении нормы рабочего времени для включения в стаж работы, введено законодателем для медицинских работников лишь с 01.11.1999 г. Ранее действовавшим законодательством такое требование для медицинских работников предусмотрено не было.
В этой связи, суд считает, что Производственное предприятие «Центральная поликлиника» (Георгиевская МУЗ «Районная центральная поликлиника») относится к организациям здравоохранения, осуществляющим лечебную деятельность, при переименовании Георгиевской центральной районной поликлиники должностные обязанности истца не изменились. Занимаемые истцом должности в этот период с * г. по * г. врача-терапевта и с * г. по
* г. – врача – невропатолога Георгиевской центральной районной больницы включены в Список профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лица, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения № * от * г.
Также подлежит включению в специальный стаж период работы истца в войсковой части * в должности врача-терапевта с * г. по * г., учитывая, что работа в указанной выше должности была связана с лечебной деятельностью, предусматривала непосредственное оказание медицинской помощи.
Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлению Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При таких обстоятельствах возражения ответчика в части отсутствия правовых оснований для включения спорных периодов в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости являются необоснованными.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного образования направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста.
Вместе с тем, суд не находит оснований для включения в подсчет специального стажа периодов работы истца с 01.11.1999 г. по * г., поскольку согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5, изданным на основании пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет", утверждено Разъяснение, согласно пункту 5 которого под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Однако материалы дела не содержат сведения, что истцом данная норма рабочего времени выработана с 01.11.1999 г. по * г. Истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что в этот период она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения на полную ставку в учреждении, предусмотренном соответствующим Списком. Должность врача войсковой части не предусмотрена Списками, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, от * N *.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
То есть назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
За назначением досрочной страховой пенсии по старости истец
обратилась 29 декабря 2015 года, при включении спорных периодов работы, льготный стаж истца составит менее 30 лет, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что ответчиком обоснованно отказано истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости у истца не имеется.
При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконным решения комиссии по реализации прав граждан Управления назначения, перерасчета и выплаты пенсий, ЕДВ и других социальных выплат ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области № 71 от * года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, удовлетворению не подлежат по вышеприведенным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области засчитать работу * с * г. по * г., с * г. по * г., с * г. по * г., с * г. по * г. в качестве работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.
Судья К.П. Борисова