№ 2-3763/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2012 года г.Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Салимзяновой Г.М.
при секретаре Гимазовой Э.И.,
с участием представителя истца - Сабаева Р.М. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капустиной Н.И. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Капустина Н.И. обратилась с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, указав в обоснование требований, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии № от 12.12.2006г. является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, имеющем кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек по адресу: <адрес>
В настоящее время указанный земельный участок арендуется истцом на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из решения Ленинского районного суда г.Уфы РБ от 15 августа 2006г. следует, что истец обращалась к ответчику с просьбой предоставить ей земельный участок в собственность, однако отказ в предоставлении земельного участка по мотиву его резервирования судом признан необоснованным.
В исковом заявлении истец просит обязать Администрацию городского округа город Уфа РБ заключить с ней договор купли-продажи земельного участка по адресу: Республика. Башкортостан, <адрес>
Представитель истца Сабаев Р.М., действующий на основании доверенности за № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, иск поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, будучи надлежащим образом извёщенный о дне и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явился. Судом в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, принято решение о рассмотрении дела в отсутствии надлежащим образом извещенного ответчика.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, считает, что иск подлежит удовлетворению.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, имеющем кадастровый номер № площадью <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек по адресу: <адрес>
В соответствии с договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок был предоставлен истцу в аренду для обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек.
В соответствии с п. 2.2. ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Собственники зданий, строений, сооружений вправе
приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из решения Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 15 августа 2006г., истец обращался к ответчику с просьбой предоставить ей земельный участок в собственность, однако отказ в предоставлении земельного участка по мотиву его резервирования судом признан необоснованным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в предоставлении земельных участков в собственность: изъятие земельных участков из оборота, установленный законом запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекс Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрен4: федеральным законом.
Ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, - свидетельствующие о невозможности передачи спорного земельного участка в собственность в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для муниципальных нужд (отнесением к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
Также не представлено доказательств того, что земельный участок изъят в установленном законом порядке (ст. 279 ГК РФ). В материалы дела не представлено доказательств уведомления истцов о предстоящем изъятии земельного участка.
Как следует из п. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, - на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Постановление от 3 ноября 1998 года N 25-П, Определение от 12 мая 2005 г. N 187-О).
Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В связи с тем что, истец обращался с заявлением о выкупе земельного участка до 1 июля 2012г. суд считает, что он имеет право приобрести вышеуказанный земельный участок по семнадцатикратной ставке земельного налога за единицу площади земельного участка.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Капустиной Н.И. удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Капустиной Н.И. договор купли-продажи земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кадастровый номер № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположенного по адресу: <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Г.М. Салимзянова. Решение не вступило в законную силу.