Дело № 2-2022/2020
(УИД44RS0001-01-2020-001673-05)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2020 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе
судьи Комиссаровой Е.А.,
при секретаре Приказчиковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Костромы в интересах неопределенного круга лиц к ИП Кавун В.А. об обязании провести обследование и категорирование гостиницы,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с выше указанным иском, требования обоснованы тем, что прокуратурой города Костромы по обращению главы Администрации города Костромы проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в сфере обеспечения антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения в деятельности ИП Кавун В.А., осуществляющим деятельность в гостинице «Дворянское гнездо», расположенной по адресу: 1. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Пунктом 6 ст. 3 вышеуказанного федерального закона предусмотрено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. Постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 №447 утверждены требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов. В ходе проведения проверки установлено, что гостиница «Дворянское гнездо» относится к объекту, подпадающему под действие требований и в деятельности ИП Кавун В.А. выявлены следующие нарушения. Согласно п. 2 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения возлагается на руководителя юридического лица, являющегося собственником гостиницы или использующего ее на ином законном основании, или физическое лицо, являющееся собственником гостиницы или использующее ее на ином законном основании, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Пунктом 5 Требований установлено, что в целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц осуществляется их категорирование. В соответствии с п. 8 и п. 9 Требований для проведения категорирования гостиницы по решению ответственного лица создается комиссия по обследованию и категорированию гостиницы (далее - комиссия), к работе которой могут привлекаться по согласованию представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы. Комиссия создается в отношении функционирующих (эксплуатируемых) гостиниц - не позднее 2 месяцев со дня утверждения Требований. Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования гостиницы, который составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности гостиницы (пункты 10 и 11 Требований). Однако, в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства в ИП Кавун В.А. ответственное лицо на момент проверки не назначено. Кроме того, комиссия по обследованию и категорированию гостиницы «Дворянское гнездо» не создана соответствующим приказом, обследование и категорирование гостиницы «Дворянское гнездо» не проведено. Таким образом, ИП Кавун В. А. не соблюдены требования по своевременному исполнению законодательства о противодействии терроризму в части назначения ответственных лиц и согласованию паспорта безопасности. Вышеуказанные факты являются грубыми, нарушают права граждан на безопасные условия при посещении гостиницы «Дворянское гнездо» и могут способствовать совершению террористических актов в отношении гостиницы «Дворянское гнездо». Выявленные нарушения стали возможны в связи с ненадлежащим исполнением ИП Кавун В.А. своих обязанностей. Перечень гостиниц и иных средств размещения утвержден на совместном заседании антитеррористической комиссии и оперативной группы города Костромы (протокол №5 от 18.12.2019). Гостиница «Дворянское гнездо» входит в данный перечень.
Истец просит обязать ИП Кавун В.А. провести обследование и категорирование гостиницы «Дворянское гнездо», расположенной по адресу: г. Кострома, ул. Коммунаров, д. 1, результаты обследования и категорирования оформить актом обследования и категорирования гостиницы, в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования гостиницы «Дворянское гнездо» на основании акта обследования и категорирования гостиницы разработать паспорт безопасности и направить его на согласование в уполномоченные органы, которые определены постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 № 447.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация г. Костромы.
Помощник прокурора г. Костромы Сорокина Ю.А. иск поддержала в полном объеме по основаниям указанным в иске.
Ответчик Кавун В.А. в судебное заседание не явился извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, однако конверт возращен в адрес суда.
Представитель третьего лица администрации г. Костромы в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Конституции РФ Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Комплексный характер вопросов, связанных с противодействием терроризму и экстремизму со стороны государства, нашел отражение в федеральном законодательстве.
Так, Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определяет противодействие терроризму как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (пункт 4 статьи 3).
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) в указанном законе понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (статья 3).
В пункте 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О противодействии терроризму" предусмотрено общее правило, согласно которому Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий), и не конкретизирует, какими структурами обеспечивается антитеррористическая защищенность объектов (территорий).
Постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 N 447 утверждены требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов, которыми установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения (далее - гостиницы ) возлагается на руководителя юридического лица, являющегося собственником гостиницы или использующего ее на ином законном основании, или физическое лицо, являющееся собственником гостиницы или использующее ее на ином законном основании (далее - ответственное лицо), если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п.2); в целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц осуществляется их категорирование (п.5); для проведения категорирования гостиницы по решению ответственного лица создается комиссия по обследованию и категорированию гостиницы (далее - комиссия), к работе которой могут привлекаться по согласованию представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы (п.8); создается комиссия (п. 9); срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней (п. 10); результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования гостиницы, который составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности гостиницы, в случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается ответственным лицом. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования гостиницы с изложением своего особого мнения, которое приобщается к материалам обследования и категорирования гостиницы (п. 11).
Исходя из перечисленных норм права, для каждой гостиницы и иного объекта, где предоставляются услуги по временному проживанию граждан, является обязательным определение категории опасности.
Судом установлено, что гостиница «Дворянское гнездо» относится к объекту, подпадающему под действие требований.
Как усматривается из материалов дела категорирование гостиницы «Дворянское гнездо» не проведено, комиссия по обследованию и категорированию гостиницы не создана соответствующим приказом, ответственное лицо на момент проверки не назначено.
Таким образом имеются нарушения требований антитеррористического законодательства, которые отрицательно сказываются на обеспечении комплексной безопасности и антитеррористической защищенности гостиницы, что в свою очередь может привести к неблагоприятным последствиям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью работников и постояльцев гостиницы.
Учитывая, что обязанность по устранению указанных нарушений законодательства лежит на ИП Кавун В.А., осуществляющем деятельность в гостинице «Дворянское гнездо», суд считает необходимым обязать ответчика устранить данные нарушения.
При таких обстоятельствах суд находит, что требования прокурора правомерны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведенной нормы закона с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере, в котором судебные расходы должен был оплатить истец.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Костромы удовлетворить.
Обязать ИП Кавун В.А. ИНН 444200190923, ОГРНИП № 2 провести обследование и категорирование гостиницы «Дворянское гнездо», расположенной по адресу: 1, результаты обследования и категорирования оформить актом обследования и категорирования гостиницы. В течение 30 дней после проведения обследования и категорирования гостиницы «Дворянское гнездо» на основании акта обследования и категорирования гостиницы разработать паспорт безопасности и направить его на согласование в уполномоченные органы, которые определены постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2017 года № 447.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, иными лицами, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления
Судья