№2-2388/7
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2014 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Хариной Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Петрозаводска в интересах ФИО1 к ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение,
установил:
Прокурор г.Петрозаводска в интересах ФИО1 обратился с иском по тем основаниям, что ФИО1 является инвалидом II группы бессрочно, несовершеннолетним узником концлагеря и имеет право на предоставление набора социальных услуг, в который, в том числе входит услуга по предоставлению при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Наличие медицинских показаний для предоставления путевки подтверждается справкой ГБУЗ «Городская поликлиника №» соответствующей формы. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение, но до настоящего времени путевка ему не предоставлена. Согласно информации, предоставленной ответчиком в прокуратуру, путевка истцу не предоставлена по причине недостаточности денежных средств на финансовое обеспечение данных расходов. Прокурор просит обязать ответчика предоставить ФИО1 путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с имеющимся заболеванием.
В судебном заседании помощник прокурора г.Петрозаводска ФИО2 поддержал исковые требования, уточнил, что просит обязать ответчика предоставить ФИО1 путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ранее в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ранее в судебном заседании иск не признал. Указал, что не оспаривается право истца на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в 2013 году, однако обеспечение путевками происходит в рамках федерального бюджетного финансирования, которого недостаточно для всех льготных категорий граждан.
3-е лицо Фонд социального страхования Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела, в отзыве на иск просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, несовершеннолетним узником концлагеря. Согласно сведениям, предоставленным ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия истец является получателем ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) как инвалид-несовершеннолетний узник концлагеря с ДД.ММ.ГГГГ. В 2011 и 2012 гг. по заявлениям истца ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия ему были предоставлены путевки на санаторно-курортное лечение. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение в 2013 году, представив медицинскую справку для получения путевки по форме N 070/у-04. Заявление истца было зарегистрировано в отделении Фонда, присвоен порядковый номер №. Однако путевка истцу предоставлена не была.
Согласно ответу ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение прокуратуры г.Петрозаводска до настоящего времени санаторно-курортная путевка истцу не предоставлена по причине недостаточности финансовых средств.
Таким образом, не оспаривая право истца на государственную социальную помощь в виде получения путевки на санаторно-курортное лечение, ответчик отказывает ему в предоставлении путевки за 2013 год ввиду недостаточного финансирования из федерального бюджета.
В соответствии с ст.7, п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области регулирования общественных отношений.
Согласно положениям ст.ст.6.1 - 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон №178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеет такая категория граждан, как инвалиды (а также бывшие несовершеннолетние узники концлагерей в силу п.8 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ).
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, кроме прочего, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно п.3.1, п.3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 №328), отдельным категориям граждан обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации.
Отдельным категориям граждан путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В силу п.3.6, п.3.7 обозначенного Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 №256, и обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В соответствии с п.4 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.04 №864) финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на международном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете за соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.
В силу установленных обстоятельств, вышеприведенных норм права суд приходит к выводу о том, что законом установлены социальные гарантии по обеспечению инвалидов (инвалидов войны) путевками на санаторно-курортное лечение и Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на данные цели за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, истице, являющейся инвалидом и нуждающейся в санаторно-курортном лечении, не может быть отказано в предоставлении соответствующей государственной социальной помощи со ссылкой на недостаточность финансирования из федерального бюджета. В силу положений ст.ст.1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение не поставлено законом в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
Кроме того, Федеральный закон №178-ФЗ не содержит прямых указаний об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета.
Ответчиком в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии исчерпывающих мер для обеспечения истца гарантированной государством социальной помощью в виде санаторно-курортного лечения за 2013 год.
Таким образом, ответчик не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей (в том числе и по истечению календарного 2013 года), поскольку они прямо закреплены на законодательном уровне, а недостаточное государственное финансирование не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
В связи с изложенным требования прокурора г.Петрозаводска в интересах ФИО1 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 -198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия предоставить ФИО1, в соответствии с медицинскими показаниями, путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
Взыскать с ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 13.03.2014.