Решение по делу № 2-467/2014 ~ М-425/2014 от 29.05.2014

Дело №2-467(1)/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2014 года      рабочий поселок Базарный Карабулак

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Богомолова А.А., при секретаре Зотовой А.В., с участием помощника прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Глухова М.С., представителя ответчика Кривова А.Н., представителя третьего лица Горбунова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Осипова А.А. в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению Саратовской области (далее – ГКУ СО) «Северо-Восточные лесничества» о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора,

установил:

заместитель прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Осипов А.А. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ СО «Северо-Восточные лесничества», в котором просил обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в опочном карьере у комбикормового завода, 200 м южнее от автодороги «Базарный Карабулак – Саратов», примерным объемом 34м3.

В обоснование требований указывает, что прокуратурой проведена проверка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора на территорию муниципального района.

Как установлено в ходе проверки, в опочном карьере у комбикормового завода, 200 м южнее от автодороги «Базарный Карабулак – Саратов», расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, примерным объемом 12 м3, что является нарушением пунктов 2.2?5.1, 5.4 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», а также Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В судебном заседании помощник прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Глухов М.С. исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении, указав, что поскольку несанкционированная свалка расположена на территории государственного лесного фонда, обязанность по ее ликвидации должна быть возложена на ГКУ СО «Северо-Восточные лесничества».

Представитель ГКУ СО «Северо-Восточные лесничества» Кривов А.Н. (доверенность №1 от 02 июня 2014 года) исковые требования признал, пояснив, что действительно на территории государственного лесного фонда в опочном карьере, относящегося к Базарно-Карабулакскому лесничеству располагается несанкционированная свалка. ГКУ СО «Северо-Восточные лесничества» обязуется в силу своих полномочий осуществить мероприятия по ее ликвидации. Последствия признания исковых требований, предусмотренные статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судом представителю ответчика были разъяснены и понятны.

Представитель третьего лица, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, глава администрации Алексеевского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области Горбунов А.В. заявление прокурора поддержал, пояснив суду, что опочный карьер у комбикормового завода расположен на землях лесного фонда, обслуживание которых осуществляет ГКУ СО «Северо-Восточные лесничества».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Базарно-Карабулакского района Саратовской области проведена проверка соблюдения порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора.

По результатам проверки на территории государственного лесного фонда Базарно-Карабулакского лесничества в опочном карьере у комбикормового завода, 200 м южнее от автодороги «Базарный Карабулак – Саратов», установлены места массового скопления твердых бытовых отходов, примерным объемом 34м3, что не оспаривалось ответчиком.

Санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение на данном участке твердых бытовых отходов в нарушение СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов» (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16) отсутствует.

Данные обстоятельства подтверждаются как пояснениями представителя истца, так и сведениями администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области от 28 мая 2014 г. (л.д. 7-8). Возражений по данным обстоятельствам и иных доказательств стороной ответчика не представлено (статья 56 ГПК РФ).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При этом положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Нормой части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее –ЛК РФ) установлены общие положения об охране и о защите лесов, предусматривающие, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно пункту 1 статьи 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

В силу пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе, осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 ЛК РФ, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах; данные санитарно-оздоровительные мероприятия являются частью полномочий по охране и защите лесов; они обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов РФ, средства на осуществление таких полномочий предоставляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что работы по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу лесов, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства.

Согласно положениям пункта 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

В силу утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 N 523 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий (пункт 9). Согласно пункту 67 Руководства очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.

Как следует из устава ГКУ СО «Северо-Восточные лесничества», целями учреждения является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны, защиты и воспроизводства леса, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечении использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. ГКУ СО «Северо-Восточные лесничества» участвует в организации использования лесов их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга) и воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда.

Таким образом, принимая во внимание признание ответчиком иска, который принимается судом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, обязанность по проведению которых возложена на ГКУ СО «Северо-Восточные лесничества».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ГКУ СО «Северо-Восточные лесничества» обязанности по ликвидации указанной несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора.

Определяя срок исполнения решения суда, исходя из принципов разумности, суд находит необходимым установить для ответчика срок для исполнения судебного решения в течение 10 дней с момента вступления его в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

обязать ГКУ СО «Северо-Восточные лесничества» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в опочном карьере у комбикормового завода, 200 м южнее от автодороги «Базарный Карабулак – Саратов», примерным объемом 34м3, в течении 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения.

Судья

А.А. Богомолов

2-467/2014 ~ М-425/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
заместитель прокурора района Осипов А.А.
Ответчики
ГКУ СО "Северо-Восточные лесничества"
Другие
администрация Алексеевского МО
администрация Алексеевского муниципального района
Суд
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области
Судья
Богомолов Андрей Александрович
Дело на сайте суда
bazarnj-karabulaksky--sar.sudrf.ru
29.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2014Передача материалов судье
30.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2014Подготовка дела (собеседование)
09.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2014Судебное заседание
19.06.2014Судебное заседание
19.06.2014Подготовка дела (собеседование)
19.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2014Судебное заседание
23.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2014Дело оформлено
15.10.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее