Дело № 2-2107/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области ДД.ММ.ГГГГ
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
с участием помощника Шатурского городского прокурора Рысенковой С.Н.,
при секретаре Родиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Шатурского муниципального района Московской области о признании незаконным постановления администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области от 28.08.2014 № 654-п,
установил:
администрация Шатурского муниципального района Московской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области от 28.08.2014 № 654-п по следующим основаниям.
28 августа 2014 года главой городского поселения Шатура Ларионовым В.Г. принято постановление администрации городского поселения Шатура № 654-п «О внесении изменений в постановление № 373-п от 28.05.2013 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Шатура» (с Приложением № 1).
Считает постановление незаконным и подлежащим отмене в связи со следующим.
Принятое Ларионовым В.Г. постановление не соответствует распоряжению Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 № 32-р «Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов» (в редакции распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 02.06.2014 № 16 РВ-33), решению Совета депутатов городского поселения Шатура от 24.07.2014 № 4/53 «О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области» в части Приложения № 1 к указанному решению - «Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области».
Вышеуказанными актами прописана процедура утверждения схемы размещения нестационарных объектов, которая по сути является частью генерального плана поселения с предусмотренными на ней возможными местами размещения объектов, без указания конкретных организаций или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (п. 3).
Глава городского поселения Шатура Ларионов В.Г. не организовал разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов (с включением ее в генеральный план поселения), при этом внес изменения в ранее принятое постановление от 28.05.2013 № 373-п, которое на сегодняшний день не соответствует действующему законодательству.
Принятым постановлением от 28.08.2014 № 654-р нарушаются права администрации Шатурского муниципального района Московской области в части не поступления в бюджет района арендной платы от предпринимателей за используемые земельные участки.
Просит признать постановление администрации городского поселения Шатура от 28.08.2014 № 654-п «О внесении изменений в Постановление № 373-п от 28.05.2013 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Шатура» с Приложением № 1 незаконным.
Представитель заявителя ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации городского поселения Шатура, главы городского поселения Шатура Ларионова В.Г. - ФИО3, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления, мотивируя тем, что Советом депутатов городского поселения Шатура внесены изменения в Решение № 4/53 «О порядке размещения объектов нестационарной торговли на территории городского поселения Шатура», согласно которым в договоре будет указываться заявитель. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обратились в администрацию городского поселения Шатура до вступления в законную силу Распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 № 32-Р (в редакции от 02.06.2014 № 16 РВ-33), поэтому им были предоставлены участки для нестационарной торговли. Конкурс не проводился, поскольку на каждый земельный участок претендовал 1 человек.
Помощник Шатурского городского прокурора Рысенкова С.Н. в судебном заседании просила удовлетворить требования, полагая, что постановление от 28.08.2014 № 654-п является незаконным и подлежащим отмене, поскольку в Распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 № 32-р «Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов» 02.06.2014 были внесены изменения, в соответствии с которыми схема не должна содержать сведения о наименовании и местонахождении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на нестационарных объектах. Эти сведения, согласно Приложению № 2 к вышеназванному Распоряжению, должны быть указаны в отдельной таблице в виде информации о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговлю на нестационарных объектах. Решением Совета депутатов городского поселения Шатура от 24.07.2014 № 4/53 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов. Согласно данному Положению размещение объектов осуществляется в соответствии со схемой на конкурсной основе по договору, заключенным между администрацией городского поселения Шатура и хозяйствующим субъектом. Пунктами 3.4 и 3.6 Положения установлено, что схема разрабатывается на 3 года, в схему не чаще 1 раза в полгода могут быть внесены изменения. Согласно п. 4.1 должен проводиться отбор хозяйствующих субъектов для организации торговой деятельности на месте, определенном схемой размещения нестационарных торговых объектов. Таким образом, сначала должен проводится конкурс и заключаться договор, а затем в схему размещения нестационарных торговых объектов могут вноситься изменения. Оспариваемым постановлением внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов без проведения конкурса и наличия заключенных договоров в части включения конкретных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на осуществление торговой деятельности на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Шатурский район».
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Целями настоящего Федерального закона являются:
- обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (пункты 1, 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 3 статьи 1 указанного Закона).
В силу пункта 1 части 1 статьи 4 указанного выше Закона, государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством установления требований к ее организации и осуществлению.
Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (часть 2 статьи 6 Закона).
Как следует из части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Из указанного Федерального закона следует, что органы местного самоуправления наделены полномочиями в сфере регулирования торговой деятельности на территории муниципального образования.
В соответствии с Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27 декабря 2012 года N 32-Р "Об утверждении органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов" постановлением администрации городского поселения Шатура от 28.05.2013 № 373-п утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Шатура (л.д. 118-122).
Решением Совета депутатов городского поселения Шатура от 24.07.2014 № 4/53 было утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области до 01 января 2015 г. (далее- Положение) (л.д. 7-12).
Согласно п. 1.3 Положения размещение объектов на территории городского поселения Шатура Шатурского муниципального района осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью указанных объектов на конкурсной основе на основании договора на право размещения нестационарного торгового объекта, заключенного между администрацией городского поселения Шатура и хозяйствующим субъектом по форме, и паспорта нестационарного торгового объекта.
В соответствии с п. 1.7. Положения схема разрабатывается и утверждается в соответствии с уставом городского поселения Шатура Шатурского муниципального района.
Согласно п. 1.8. для целей настоящего Порядка используются следующие понятия: схема - документ, содержащий информацию об адресных ориентирах, виде, специализации нестационарного торгового объекта, площади земельного участка, на котором расположен объект, размере торговой площади объекта, сроке функционирования объекта, наименовании, местонахождении и ИНН организации (фамилии, имени, отчестве (при наличии) индивидуального предпринимателя), информацию об использовании нестационарного торгового объекта субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, разрешенном виде использования земельного участка, форме собственности земельного участка.
В пункте 3 Положения определен порядок утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Пунктом 4 Положения установлен порядок проведения конкурса на право размещения нестационарного торгового объекта.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 28.08.2014 главой администрации городского поселения Шатура принято постановление № 654-п «О внесении изменений в Постановление № 373-п от 28.05.2013 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Шатура» (с Приложением № 1), которым в схему добавлено еще 7 хозяйствующих субъектов (л.д. 113-117).
В Распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27 декабря 2012 года N 32-Р "Об утверждении органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов" Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 02.06.2014 N 16РВ-33 были внесены изменения, в соответствии с которыми в текстовой части схемы (в таблице), разработанной по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, указывается следующая информация:
адресные ориентиры, вид, специализация нестационарного торгового объекта;
вид разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер земельного участка, форма собственности и площадь земельного участка, на котором будет расположен нестационарный торговый объект;
период размещения нестационарного торгового объекта;
информация о возможности размещения нестационарного торгового объекта субъектами малого и среднего предпринимательства.
Информация о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность в нестационарных торговых объектах, указывается в Приложении № 2.
Судом установлено и не оспаривается представителем администрации городского поселения Шатура ФИО3, что схема размещения нестационарных торговых объектов на официальном сайте городского поселения Шатура в сети Интернет не размещалась, непосредственно в ней содержится информация о хозяйствующих субъектах, что противоречит Распоряжению Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 02.06.2014 N 16РВ-33, конкурс на право размещения нестационарного торгового объекта не проводился.
В статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Так, в силу части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся:
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
- утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;
- осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
Судом установлено, что в нарушение п. 1.6 «Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов» нестационарные торговые объекты были включены в схему без согласования с администрацией Шатурского муниципального района, осуществляющим полномочия собственника имущества.
На основании изложенного, суд находит требования администрации Шатурского муниципального района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявление администрации Шатурского муниципального района Московской области удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области от 28.08.2014 № 654-п «О внесении изменений в постановление № 373-п от 28.05.2013 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Шатура».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Н.А. Грошева