№ 2-4576/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,
при секретаре Ващенко О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козырева А.П. к Администрации Петрозаводского городского округа о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что 07.05.2019 в 11 ч. 25 мин. на <адрес> водитель Козырев А.П., управляя автомобилем «Вольво», государственный регистрационный знак №, принадлежащим истцу на праве собственности, совершил наезд на выбоину в проезжей части дороги, не обозначенную дорожными знаками. Автомобиль получил механические повреждения. В действиях водителя нарушений ПДД РФ не усматривается. Из акта выявленных недостатков в содержании дорог от 07.05.2019 выявлены следующие недостатки, а именно выбоина на проезжей части, размеры которой составляют: длина – 250 см., ширина – 120 см., глубина - 27 см. Истец обратился к независимому эксперту ИП ФИО5 для осмотра после ДТП и производства работ по развалу и схождению колес, стоимость составила 1200 руб. Для составления независимой экспертизы стоимости восстановительного ремонта транспортного средства истец обратился ИП ФИО5 Согласно отчету № о стоимости восстановительного ремонта ТС, стоимость восстановительного ремонта, автомобиля «Вольво», государственный регистрационный знак №, составляет без учета износа 73575 рублей. Истец, ссылаясь на то, что ДТП произошло по причине ненадлежащего состояния проезжей части, полагает, что виновником ДТП является Администрация Петрозаводского городского округа, в связи с чем, истец просит взыскать с ответчика в счет возмещения ущерба стоимость восстановительного ремонта транспортного средства в размере 73575 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2407 руб., расходы на оплату экспертных услуг в размере 3500 руб., расходы за осмотр ТС в размере 1200 руб.
Определением судьи от 16.07.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «ТехРент».
Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены судом надлежащим образом, до начала судебного заседания представили письменный отзыв на иск.
Третье лицо ООО «ТехРент» своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в письменном отзыве полагало, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Петрозаводского городского округа.
Суд, исследовав письменные материалы дела, обозрев материал по факту ДТП, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, 07.05.2019 в 11 ч. 25 мин. на <адрес> водитель Козырев А.П., управляя автомобилем «Вольво», государственный регистрационный знак №, принадлежащим истцу на праве собственности, совершил наезд на выбоину в проезжей части дороги, не обозначенную дорожными знаками.
Согласно представленным в материалы дела схеме дорожно-транспортного происшествия, акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения в г.Петрозаводске в момент ДТП выявлены следующие недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: выбоина на проезжей части: длина - 250 см., ширина - 120 см., глубина – 27 см.
Таким образом, повреждение обозначенного участка дороги превышает предельный допустимый размер, установленный ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Транспортное средство «Вольво», государственный регистрационный знак №, принадлежит истцу Козыреву А.П., что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства.
Согласно материалу по факту ДТП в действиях водителя нарушений Правил дорожного движения РФ не установлено, что подтверждается также определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.05.2019, приложением к определению №2148. Кроме того, водитель не предвидел и не мог предвидеть указанные последствия, вправе был рассчитывать на надлежащее состояние проезжей части, без ям и выбоин, о наличии которых ему было неизвестно.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, в силу ст.56 ГПК суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ненадлежащее состояние дорожного покрытия привело к ДТП и, соответственно, причинению повреждений автомобилю истца.
В силу ст.15 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим такой вред.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию имущественного вреда вследствие нарушений содержания автомобильных дорог лицами, осуществляющими содержание дорог.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязательства по возмещению вреда, причиненного в результате обозначенного ДТП, должно нести лицо на момент ДТП ответственное, в силу закона либо договора, за содержание данного участка дороги.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В соответствии со ст.12 Закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п.4 ст.6 Закона №196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ, законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа в соответствии с законодательством РФ. К таким полномочиям относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования.
Как следует из п.13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утв.Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Участок дороги, на котором произошло ДТП, находится в ведении Администрации Петрозаводского городского округа, так как расположен на территории г. Петрозаводска.
Ответчик указывает на то, что за текущее содержание дорог на основании соответствующего контракта должно нести ответственность ООО «ТехРент». Между тем, судом установлено следующее.
На основании Муниципального контракта №08063000118190000850001 от 23.05.2019, заключенного между Администрацией Петрозаводского городского округа и ООО «ТехРент», последнее обязуется выполнять комплекс работ по текущему содержанию объектов дорожно-мостового хозяйства и обеспечению безопасности дорожного движения с применением технических средств организации дорожного движения в границах Петрозаводского городского округа в пределах видов и объемов работ, определенных в соответствующих приложениях к контракту, являющихся неотъемлемой частью контракта. Срок выполнения работ по контракту: с даты заключения договора по 30.06.2024.
Согласно Приложению №2.2 к контракту ООО «ТехРент» обслуживает <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Согласно приложений № 4.1.1 – 4.2.5 к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТехРент» надлежало выполнить работы по устранению деформаций и повреждений а/б покрытий с использованием горячих а/б смесей, а также ликвидировать локальные разрушения дорожной одежды с использованием щебеночно-песчано-гравийных материалов.
Указанные работы выполнены в полном объеме в июле, сентябре и ноябре 2019 года, а также в период январь – май 2020 год, в том числе на <адрес> от ш. <адрес> <адрес> 1,00 кв.м. (сентябрь 2019 года, при этом работы производились в районе <адрес> в районе домом №№,33,62,64 объемом 17,22 кв.м. (январь 2020 года).
В период сентябрь 2019 года - март 2020 года производилась установка предупреждающих дорожных знаков, в том числе на <адрес> (декабрь 2019 г.), а также на пересечении <адрес> и <адрес> (февраль 2020 года).
Письмом № 2020/01/09-342-ти от 09.01.2020 ООО «ТехРент» напомнило Администрации Петрозаводского городского округа о наличии многочисленных дефектов асфальтобетонного покрытия улиц города, в том числе на <адрес> на всем протяжении.
Дополнительно ООО «ТехРент» направило письмо № 2020/02/18-362ти от 18.02.2020 о наличии дефектов асфальтобетонного покрытия <адрес>.
Доказательств обратного в порядке ст.56 ГПК РФ ответчиком не предоставлено.
В связи с установленными обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что Администрация Петрозаводского городского округа, как собственник дорог, является надлежащим ответчиком по настоящему делу, и, обязана нести ответственность по возмещению истцу причиненного ущерба.
При определении размера подлежащего возмещению истцу вследствие дорожно-транспортного происшествия ущерба суд исходит из следующего.
Согласно экспертному заключению ИП ФИО6 №2004015 стоимость восстановительного ремонта, автомобиля «Вольво», государственный регистрационный знак №, составляет без учета износа 73575 рублей.
Указанное заключение является полным, мотивированным, квалификация оценщика, его выполнившего, подтверждена соответствующими документами, ответчиком данное заключение в рамках рассмотрения дела не оспорено, мотивированных возражений относительно его выводов, иных заключений о стоимости ремонта автомобиля истца им не представлено, ходатайств о проведении по делу судебной оценочной экспертизы не заявлено, в связи с чем суд, руководствуясь положениями ст.ст.12, 56 ГПК РФ, использует данное заключение в качестве доказательства размера причиненного истцу ущерба, оснований не соглашаться с ним не усматривает.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и взыскании с Администрации Петрозаводского городского округа за счет средств казны Петрозаводского городского округа в пользу истца ущерба, причиненного в результате ДТП, в размере 73575 руб., а также расходов на осмотр транспортного средства в размере 1200 руб., по оплате экспертных услуг в размере 3500 руб.
В порядке ст.98 ГПК РФ с Администрации Петрозаводского городского округа за счет средств казны Петрозаводского городского округа в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 2407 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Козырева А.П. удовлетворить.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа за счет средств казны Петрозаводского городского округа в пользу Козырева А.П. в возмещение ущерба 73575 руб., расходы на осмотр транспортного средства в размере 1200 руб., расходы по оплате экспертных услуг в размере 3500 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2407 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.Л. Саврук
Мотивированное решение составлено 04.09.2020.