Судья – Холодова Н. В. Дело № 33-6323/2020 (2-1178/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 27 февраля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Комбаровой И. В.
судей Гончаровой С. Ю., Заливадней Е. К.
при ведении протокола с/з
помощником судьи Миловой Е. Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на решение Анапского районного суда Краснодарского края от 03 июля 2018 года по делу по иску Кулиш Александра Владимировича к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ об установлении факта наличия реестровой ошибки, исправления реестровой ошибки.
заслушав доклад судьи Гончаровой С. Ю. об обстоятельствах дела, содержании обжалуемого решения, доводах жалобы
У С Т А Н О В И Л А:
Кулиш Александр Владимирович обратился в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ об установлении факта наличия реестровой ошибки, исправления реестровой ошибки.
В обоснование исковых требований указал, что является собственником земельного участка площадью <...>.м. с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> Право собственности на указанный участок возникло в 1992 году на основании постановления Администрации Анапского района № 390 от 17 ноября 1992 года, в связи с чем, истцу был выдан гос.акт на право собственности на землю, свидетельство о праве собственности на земельный участок, где также значится чертеж земельного участка. В 2017 году истец начал предпринимать меры для уточнения границ своего земельного участка, заказал топографическую съемку земельного участка, однако ответом УАиГ Администрации МО г. Анапа от 11 октября 2017 года № 01/2277 сообщено, что по результатам рассмотрения представленных документов, публичной кадастровой карты имеется наложение границ земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на фактические границы земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...>. Получив выписку из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером <...>, истец 22.11.2017 г. обратился в адрес Межрегионального территориального Управления Росимущества в Краснодарском крае и республике Адыгея с заявлением об уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <...> в целях исключения наложения на границы земельного участка с кадастровым номером <...> Ответом МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 28.12.2017 г. № 04/10917 сообщено, что земельный участок с кадастровым номером <...> находится в постоянном бессрочном пользовании - Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (номер записи ЕГРН от 22 ноября 2012 года № 23-23-26/120/2012-607). 20 апреля 2018 года кадастровым инженером Панасенко Н.А. был подготовлен межевой план по результатам кадастровых работ по уточнению местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером <...>. В соответствии с заключением кадастрового инженера, сообщено, что при выполнении кадастровых работ было установлено, что на фактические границы земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> накладывается на границы земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - для размещения военных организаций, учреждений и других объектов. Согласно заключения ФГБУ «ФКП ФСГР К и К» по Краснодарскому краю от 26 апреля 2018 года по проверке межевого плана, в п. 1 сообщено, что границы земельного участка с кадастровым номером <...> описанные в разделе «Сведения об уточняемых земельных участках» представленного межевого плана от точки н1 до точки н1 пересекают границы 4 контура многоконтурного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>
Обжалуемым решением суда удовлетворены исковые требования Кулиш Александра Владимировича к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ об установлении факта наличия реестровой ошибки, исправления реестровой ошибки.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ обратился в суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Признание наличия реестровой ошибки приведет к уменьшению площади земельного участка, отнесенного к федеральной собственности, а, соответственно, к нарушению законных интересов собственника земельного участка - Министерства обороны Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела соответствующие уведомления, уважительности причин неявки не сообщили, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представили.
Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела является общедоступной и размещена на официальном сайте Краснодарского краевого суда.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене и отказе в удовлетворении исковых требований Кулиш А. В. по следующим основаниям.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Удовлетворяя исковые требования Кулиш А. В. суд первой инстанции указал, что устранение реестровой ошибки возможно путем внесения изменений в сведения ГКН в части конфигурации линейных размеров и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м. принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, исключив из его состава территорию занимаемую земельным участком с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м. расположенного по адресу: <...>, принадлежащего на праве собственности Кулиш Александру Владимировичу, границы которого определены в межевом плане от 20 апреля 2018 года подготовленного кадастровым инженером Панасенко Натальей Александровной. Данный межевой план от 20 апреля 2018 года суд первой инстанции принял за основу для исправления реестровой ошибки.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Земельный участок с кадастровым номером <...>, находящийся по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, с/о Приморский. Аэродромно- техничеекая зона, состоит на балансе ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России.
Постановлением главы города-курорта Анапа Краснодарского края ог 02.12,1997 № 1207 «О выдаче государственного акта на право пользования землей войсковой части № 10628» в соответствии с ходатайством начальника 1221 Отделения морской инженерной службы Новороссийского военно-морского района от 05.02,1997 № 16 утвержден план границ земельного участка площадью <...> занимаемого войсковой частью № 10628 | Приложение № 1).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.02.2012 №404 предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование ФГУ Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России» прекращено право постоянного бессрочного) пользования ГУ «1221 Отделение Морской Инженерной Службы» земельным участком из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером 23:37:0710001:15 площадью 2 535 041 кв.м. с местоположением: Краснодарский край, г, Анапа, с/о Приморский, Аэродромно- ехническая зона и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГУ «Северо- кавказское ТУИО» Минобороны России (Приложение № 2).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 № 422-р тип федерального государственного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации изменен на федеральное государственное казенное учреждение Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» 3Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на земельный участок с кадастровым номером <...> зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 30.06.2008 сделана запись регистрации <...> оформлено свидетельство от 25.07.2014 (Приложение № 3).
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 22.11.2012 сделана запись регистрации, выдано свидетельство от 26.11.2012 (Приложение № 4).
В соответствии с приказами директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 30.09.2016 № 2069 (приложение № 5) и от 13.12.2016 № 2926 (приложение № 6) земельный участок с кадастровым номером <...> разделен с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. Таким образом, площадь земельного участка с кадастровым номером <...> уменьшилась и в настоящее время составляет <...> что подтверждается представленной в материалах дела выпиской из ЕГРН.
Земельный участок с кадастровым номером <...> используется Военно- воздушными силами Черноморского флота совместно с Таманским центром ОВД филиала»Аэронавигации Юга». На земельном участке расположен аэропорт Анапа «Витязево».
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Согласно п. «д» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится Федеральная государственная собственность и управление ею.
Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества.
В соответствии с пп. 71 п. 7 Положения «О Министерстве обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»).
При этом согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, сходящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно п. 1 ст. 296 ГK РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми существо закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России является учреждением.
Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 296 ГК РФ закрепляет, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Кулиш А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> расположенного по адресу: <...>. Свидетельство о государственной регистрации права собственности серии <...> выдано на основании Постановления Администрации Анапского района Краснодарского края от 17.11.1992 № 390.
Вопреки утверждениям истца, в представленных правоустанавливающих документах на земельный участок с кадастровым номером <...>, в том числе в государственном акте серии КК-1 № 203815000048 отсутствуют сведения о координатах границ поворотных точек указанного земельного участка.
Межевой план на земельный участок с кадастровым номером <...> от 20.04.2018, изготовленный кадастровым инженером Панасенко Н.А., также не содержит сведений об установленных ранее координатах границ земельного участка истца. При этом в заключении кадастрового инженера указано, что местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <...> подтверждается Генеральным планом СОТ «Кубань», выкопировка из которого включена в состав межевого плана, который в материалах дела отсутствует.
Кроме того, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <...> в нарушение норм действующего законодательства не согласовано с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером <...>.
В качестве правового основания для предъявления настоящего иска истец ссылается а положения ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» об исправлении технической ошибки в записях и реестровой шибки.
Из содержания ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости» следует, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие шибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка,. держащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ном порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая шибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в учение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в конную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за бой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
При возникновении спора между владельцами земельных участков такой спор должен быть разрешен не путем исправления реестровой ошибки, а путем спаривания установленных границ земельных участков.
Признание наличия реестровой ошибки приведет к уменьшению площади земельного участка, отнесенного к федеральной собственности, а, соответственно, к нарушению законных интересов собственника земельного участка - Министерства обороны Российской Федерации и правообладателя - ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе отчуждать снос имущество в собственность другим лицам, передавать им права владения, пользования и распоряжения имуществом, оставаясь собственником, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Судебная коллегия полагает, что суду первой инстанции при рассмотрении данного спора необходимо было принять во внимание, что удовлетворение требований истца фактически приведет к тому, что в ЕГРН изменятся сведения о границах и площади земельного участка, находящегося в ведении Минобороны России, следовательно, данное обстоятельство приведет к тому, что собственник данного земельного участка будет лишен доказательств существования земельного участка с кадастровым номером <...>, которыми являются сведения, содержащиеся в ЕГРН.
Таким образом, удовлетворение судом исковых требований по своей сути направлено на признание права собственности на часть земельного участка Министерства обороны РФ путем изменения данных в ЕГРН, при этом оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Следовательно, исковые требования, которые предполагают уменьшение площади земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению, свидетельствуют о наличии спора о праве на земельный участок в существующих границах, который не может быть разрешен в рамках данного дела.
Суд первой инстанции изложенные, значимые для дела обстоятельства не учел, неверно применил закон, в связи с чем, вынес неправосудное решение, которое по основаниям ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене.
Согласно ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия признает решение Анапского районного суда Краснодарского края от 03 июля 2018 года подлежащим отмене.
Вместе с тем, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, исходя из полноты и достаточности собранных по делу доказательств, подтверждающих обстоятельства, имеющие значение для дела, выносит новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Кулиш А. В.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционную жалобу представителя ответчика ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ - удовлетворить.
Решение Анапского районного суда Краснодарского края от 03 июля 2018 года - отменить.
Отказать в удовлетворении исковых требований Кулиш Александра Владимировича к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ об установлении факта наличия реестровой ошибки, исправления реестровой ошибки.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в 4 кассационный суд в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: