Дело № 2-1162/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 мая 2017 года г.Копейск
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Кузнецовой Е.В.
при секретаре Ишкининой Л.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Домрачевой Н.К., Нестеровой М.В., Ивановой В.В. к Администрации Копейского городского округа о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Домрачева Н.К., Нестерова М.В., Иванова В.В. обратились в суд с иском к администрации Копейского городского округа о признании права пользования по договору социального найма жилым помещением и признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, находящуюся по адресу: АДРЕС. В обоснование иска указано, что они зарегистрированы и постоянно проживают в 2-х комнатной квартире, общей площадью 59,9 кв.м., находящейся по адресу: АДРЕС. В данном жилом помещении Домрачева Н.К. проживает с 1959 года. Ранее жилой дом АДРЕС был двухквартирным, отцу истицы К.К.И. была предоставлена квартира НОМЕР на всех членов семьи. в 1976-1978 годах жилой дом НОМЕР из 2-квратирного стал 4-квартиным, квартира НОМЕР разделилась на квартиры НОМЕР и НОМЕР. Квартира НОМЕР разделилась на квартиры НОМЕР и НОМЕР. Истица стала проживать своей семьёй в квартире НОМЕР. Семья состояла из супруга и двух дочерей, которые с рождения проживают в данной квартире. Истцы содержат жилое помещение в надлежащем виде, делают ремонт, ежемесячно уплачивают коммунальные услуги согласно действующим тарифам. В квартире по вышеуказанному адресу зарегистрированы истцы. Документа о предоставлении жилого помещения у истцов нет, ни на квартиру НОМЕР, ни на квартиру НОМЕР. Домрачева Н.К. обращалась в Администрацию Копейского городского округа с заявлением выдать копию ордера на жилое помещение, о чём выдали отказ в связи с тем, что архив за 1953-1955гг. не сохранился. ДАТА истица Домрачева Н.К. обратились в Администрацию КГО с заявлением для оформления договора социального найма занимаемой ими квартиры. Сообщением об отказе в заключении, изменении, расторжении договоров социального и краткосрочного коммерческого найма, договоров найма специализированного жилищного фонда от ДАТА НОМЕР Администрацией КГО отказано в оформлении договора социального найма по причине не предоставления решения о предоставлении данного жилого помещения. ДАТА Домрачева Н.К. обратилась в Администрацию КГО с заявлением для оформления договора безвозмездного предоставления жилого помещения в собственность граждан. Сообщением об отказе в оформлении договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ДАТА НОМЕР Администрацией КГО отказано в оформлении по причине не предоставления документов- ордера, либо распоряжения о предоставлении данной квартиры, а также договора социального найма на жилое помещение. Данная квартира является муниципальной собственностью. Домрачева Н.К. своё право на приватизацию не использовала, Нестерова М.В. и Иванова В.В.от права приватизации указанной квартиры отказались. На основании вышеизложенного просят признать за Домрачевой Н.К., Нестеровой М.В.. Ивановой В.В. право пользования на условиях социального найма жилым помещением - квартирой, общей площадью 59,9 кв.м., расположенной по адресу: АДРЕС. Признать за Домрачевой Н.К. право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Представитель истца Домрачевой Н.К., действующая на основании доверенности Шевченко Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Истцы Домрачева Н.К., Нестерова М.В., Иванова В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель администрации Копейского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, изучив письменные материалы дела, материалы гражданского дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище и, гарантируя его предоставление бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным указанным в законе гражданам, не регламентирует порядок предоставления жилых помещений. Такой порядок устанавливается жилищным и иным специальным законодательством в зависимости от правового положения гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст.ст. 4-7, 10 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) находившиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образовывали жилищный фонд. Жилищный фонд включал в себя жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Жилые дома и жилые помещения предназначались для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.
Граждане РСФСР имели право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.
Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование. Никто не мог быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом (ст. 10 ЖК РСФСР).
Управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 17 ЖК РСФСР).
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда согласно ст. 50 ЖК РСФСР осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Статьей 51 ЖК РСФСР предусмотрено, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Из анализа указанных норм (действовавших в период вселения истцов в спорное жилое помещение) следует, что основанием для возникновения у гражданина права пользования жилым помещением муниципального жилищного фонда на условиях социального найма являлась выдача гражданину органом исполнительной власти ордера на право занятия жилого помещения, в порядке, установленном ст. 47 ЖК РСФСР и вселение в него.
Согласно положениям статей 53 и 54 ЖК РСФСР, члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения; к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Аналогичные положения содержатся в статьях 69 и 70 ЖК РФ.В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Судом установлено, что квартира АДРЕС является муниципальной собственностью.
Согласно Выписке из Реестра муниципальной собственности квартира АДРЕС является муниципальной собственностью (л.д.17).
Согласно выписке из финансового лицевого счета и поквартирной карточке в настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрированы: Домрачева Н.К. с ДАТА, Нестерова М.В. с ДАТА, Иванова В.В. с ДАТА (л.д.10,11).
Из пояснений истицы следует, что жилое помещение предоставлялось в 1953-1955г.г. её отцу К.К.И., умершему ДАТА году (л.д.25 свидетельство о смерти).
Судом установлено, что документов, подтверждающих право истцов на законное вселение в указанное выше жилое помещение не сохранилось, договор социального найма с истцами не заключался, ордера у истцов на спорное жильё не имеется.
Установлено, что Домрачева Н.К. обращалась в Администрацию КГО с заявлением о выдаче ордера на жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС, выданного в 1953-1955г.г. на имя К.К.И.
В ответ на обращение истца зам. Главы администрации КГО жилищно-коммунальным вопросам сообщает, что в архиве отдела жилищной политики администрации Копейского городского округа хранятся ордера с 1965 года. В связи с тем, что наниматель К.К.И. был зарегистрирован в жилом помещении в период с 1953-1955гг., выдать копию ордера на жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС не представляется возможным (л.д.18).
ДАТА истица Домрачева Н.К. обратились в Администрацию КГО с заявлением для оформления договора социального найма занимаемой ими квартиры.
Сообщением об отказе в заключении, изменении, расторжении договоров социального и краткосрочного коммерческого найма, договоров найма специализированного жилищного фонда от ДАТА НОМЕР Администрацией КГО отказано в оформлении договора социального найма по причине не предоставления решения о предоставлении данного жилого помещения (л.д.19).
Судом установлено, что истцы занимают жилое помещение на условиях социального найма, проживают и зарегистрированы в нем длительный период времени, несут бремя содержания жилья, оплачивают коммунальные услуги.
Указанные выше обстоятельства в судебном заседании подтвердили свидетели Р.Н.И. и У.А.П., которые пояснили, что истцы длительный период проживают в квартире, расположенной по адресу: АДРЕС. Истцы другого жилого помещения не имеют, периодически производят ремонт, несут бремя содержания жилого помещения.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что следует признать за истцами право пользования на условиях социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: АДРЕС.
Истец Домрачева Н.К. также просит суд признать за ней право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
В соответствии со ст. 1,2 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу ст.6 вышеуказанного закона передача жилых помещений в и собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно статье 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном фонде социального использования один раз. Согласно ст.8 Федерального Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно принимать по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В соответствии с п.7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного решением Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 года № 4, для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы: заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя; документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением; справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано; в случаях, предусмотренных п.3 настоящего Примерного положения, документ органа опеки и попечительства.
Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, если приватизация данного жилого помещения не противоречит Закону. Соблюдение установленного порядка соответствующим органом представительной власти оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (п.13 Положения).
ДАТА Домрачева Н.К. обратилась в Администрацию КГО с заявлением для оформления договора безвозмездного предоставления жилого помещения в собственность граждан.
Сообщением об отказе в оформлении договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ДАТА НОМЕР Администрацией КГО отказано в оформлении по причине не предоставления документов - ордера, либо распоряжения о предоставлении данной квартиры, а также договора социального найма на жилое помещение. Данная квартира является муниципальной собственностью (л.д.21).
Установлено, что истец Домрачева Н.К. право приватизации в г.Копейске не использовала, что подтверждается справкой ОГУП «Обл.ОЦТИ» от ДАТА (л.д.16).
Дочери истицы, Нестерова М.В. и Иванова В.В. от права на участие в приватизации спорной квартиры отказались, о чём в материалах дела имеются письменные Согласие – отказы, заверенные нотариусом Д.С.В. (л.д.22,23).
Согласно техничного паспорта на жилое помещение (л.д.12-15), справки об объекте недвижимости (на жилое помещение) (л.д.15) общая площадь спорной квартиры составляет 59,9 кв.м.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку истец занимает жилое помещение на условиях социального найма, квартира расположена на территории муниципального образования «Копейский городской округ», Домрачева Н.К. несёт бремя содержания жилья, за время проживания истца, претензий со стороны администрации не было, то истец вправе приобрести в собственность по договору приватизации данное жилье. При этом права и интересы других лиц не нарушаются.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что следует признать за Домрачевой Н.К. право собственности на квартиру общей площадью 59,9 кв.м., расположенной по адресу: АДРЕС в порядке приватизации.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать за Домрачевой Н.К., Нестеровой М.В., Ивановной В.В. право пользования на условиях социального найма квартирой, общей площадью 59,9 кв.м., расположенной по адресу: АДРЕС.
Признать за Домрачевой Н.К. право собственности на квартиру общей площадью 59,9 кв.м., расположенной по адресу: АДРЕС в порядке приватизации.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Е.В.Кузнецова